КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Парадигматические и синтагматические отношения единиц языка
Структурно-классификационный и процессуальный подход к строению системы языка. Единицы языка. Соотношение языка и речи. Впервые эта проблема была поставленаФердинандом де Соссюром. Язык - (он определил как) это исторически сложившаяся система знаков для осуществления деятельности общения. (а речь как процесс передачи сведений с помощью языка). Язык имеет социальную природу. Это не деятельность, а готовый продукт, пассивно используемый говорящим. Важнейшее отличие - статичность языка. Речь - процесс передачи сведений с помощью языка. Это деятельность в первую очередь, это индивидуальный акт воли и разума. Это своеобразная форма существования мыслей, чувств и переживаний. Важнейшее отличие - динамичность. Язык – это инвариант (то есть стабильная, устойчивая часть речевой деятельности), речь – это вариантные реализации языка (изменяющегося, моментального). Речь и язык составляют диалектическое единство. Язык становится средством общения только в процессе речи. В свою очередь речь осуществляется по правилам языка. Любое речевое высказывание подчиняется законам данного языка не только в отношении фонетики и лексики, но и грамматики. С другой стороны речь изменяет и совершенствует язык (влияние различных языков, достижения науки) В современном языкознании существует два подхода к анализу языка: структурно-классификационный и процессуальный. Процессуальный подход пытается описать скрытый языковой процесс в системе речевой деятельности. Данный подход свойственен психолингвистике. В нем выделяют три взаимосвязанных составляющих: языковая способность, языковой процесс, языковые произведения. Языковой процесс - это реализация языковой способности, т.е. осуществление языковых операций: лексических, морфологических, фонетических, фонематических и т.д. Языковые произведения – это речевой материал, текст, связное высказывание. Под способностями подразумевается индивидуально-психологические качества, отличающие одного человека от другого и обеспечивающие успешность выполнения деятельности. Языковая способность представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности, направленной на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющейся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка. Дети не механически выучивают язык, а развертывают языковую способность. Современные исследователи подтверждают, что творческий характер языковой способности проявляется в способности говорящих строить и понимать не слышанные ранее предложения. Языковая способность имеет трехкомпонентную структуру: синтаксический, семантический и фонологический компоненты. Языковая способность может иметь интенсивный и экстенсивный пути развития. Кроме того, условия воспитания у детей могут быть одинаковы, но будет отличаться тактика овладения языком. «Референциальные» дети проявляют более высокий уровень лексического развития, увлечены развешиванием ярлыков на различные объекты (что это?). «Экспрессивные» дети скорее осваивают синтаксис и морфологию, стремятся использовать язык для регуляции собственной деятельности и установления контактов. В более старшем возрасте у тех и других детей возникают неосознанные языковые обобщения, что характеризует развитие «чувства языка». Структурно-классификационный подход к анализу языка. Структурно-классификационный подход рассматривает конечные продукты речевой деятельности, = языковые единицы. «С труктура» – совокупность связей и отношений, организующих элементы в составе целого. Традиционной является точка зрения, в соответствии с которой в структуре языковой системы выделяют следующие уровни и единицы этих уровней: 1) фонетико-фонологический (единицы – фонемы и аллофоны); 2) морфологический (единицы – морфемы); 3) лексико-семантический (единицы – лексемы -слова); 4) синтаксический (единицы – словосочетания и предложения). Основным понятием языковой системы является понятие языковых единиц. Единицы языка – это его постоянные элементы, каждый из которых выполняет свою определенную функцию и имеет свое особое назначение. Выготским Л.С. языковые единицы были определены как «уже неразложимые далее единицы, которые обладают всеми свойствами целого». По своему назначению языковые единицы бывают разных типов: 1. Строевые (фонемы, морфемы); 2. Номинативные (слова, словосочетания); 3. Коммуникативные (предложения). Таким образом, в этом подходе изучаются языковые единицы: Фонема, Морфема, Лексема, Предложение, Текст. Фонема обладает смыслоразличительной ролью, которая наиболее ярко проявляется в односложных словах-паронимах: лук – сук – сок и т.д. Главная функция фонемы заключается в следующем: правильное произношение звука на внешней фазе реализации речевой деятельности, обеспечивает адекватную передачу смысла, причем сама по себе фонема не является ни семантической, ни смыслообразующей единицей. Исходя из этого, основной задачей логопедической работы является развитие навыков правильного продуцирования фонем, что в конечном итоге способствует полноценной реализации коммуникативных функций речи. Морфема- это сочетание звуков, обладающие так называемым грамматическим значением (префиксы; суффиксы; флексии; аффиксы (корень)). Функции морфем в языке: 1. При их помощи осуществляются процессы словоизменения; 2. При их помощи осуществляются процессы словообразования; 3. При их помощи оформляются связи слов в словосочетаниях; 4. Определенным сочетанием морфем создается основное лексическое значение слова (дом – домик - домище). Морфемный аграмматизм. Вывод: полноценное усвоение языка невозможно без овладения его морфологическим строем. Слово – это основная и универсальная единица языка. Это устойчивый звукокомплекс, обладающий значением и «фиксированным» сочетанием морфем. С позиции языкознания слова имеет 3 функции: 1. Слово это лексема, обладающая значением 2. Слово - грамматическая единица Слово относится к определенному грамматическому разряду, классу. Относясь к грамматическому классу, каждое слово имеет набор грамматических категорий. СУЩ. – категория рода, числа, падежа. Этой каждой категории (падеж, число) соответствует своя словоформа. 3. Слово выступает как языковая единица в качестве строительного материала синтаксиса. Подлежащее, сказуемое, определение и т.д. Предложение - как и слово, универсальная основная единица языка. Если слово является универсальным средством отображения в сознании человека предметов окружающей действительности, то предложение - это основное средство отображения мысли. Кроме того, предложение является основной речевой единицей реализацией речевой деятельности. Текст – это макроединица языка. Это сочетание нескольких предложений в относительно развернутом виде, раскрывающее текст или иную тему. Отличительные признаки текста как единицы языка: 1. тематическое единства 2. смысловое и структурное единство 3. композиционное построение и грамматическая связность. С помощью текста предмет речи отображается в речевой деятельности в наиболее полном и законченном виде. В глобальной речевой коммуникации в человеческом обществе текст как макроединица играет определяющую роль - именно текст служит основным средством «фиксации» информации и передачи от одного говорящего к другому. Не звук, не слово, не предложение. Основные единицы языка образуют уровни. Иерархическая структурная организация языка. Показывает последовательность, этапы «речевой работы» по формированию у ребенка языковых представлений и обобщений. Эта последовательность не имеет строго линейного характера. Может происходить одновременно, то есть формирование выше стоящих структур языка может начитаться и до того, как сформировались базовые подструктуры. Вывод: полноценное усвоение языка возможно только на основе полного и прочного усвоения языковых знаний применительно ко всем его структурным компонентам, на основе формирования соответствующих языковых операций с основными единицами речи. Вышеперечисленные единицы языка между собой сложно взаимодействуют. Это взаимодействие определяет «горизонтальную» или внутреннюю структуру языка. Особенности внутреннего строения языка в современной ПЛ определяются категориями «парадигматическая» и «синтагматическая» системы отношений. Парадигматическая система – система отношений, в которой вступают единицы языка одного уровня и образуют так называемые языковые парадигмы. Парадигма – набор однотипных элементов отличающихся друг от друга каким-либо признаком, а парадигматические отношения в языке - это отношения противопоставления. Примеры. На фонологическом уровне звуки вводятся в систему фонематических оппозиций. Говорящий всегда в ситуации выбора фонемы, слова, грамматической формы и т.д. Выводы: 1. Одной из закономерностей развития речи в онтогенезе является то, что усвоение системы языка протекает через усвоение языковых парадигм. Соответственно и логопедическая работа должна строится через последовательное усвоение языковых парадигм. 2. Переход к усвоению каждой последующей языковой парадигмы должен осуществляться только после того, как предшествующая парадигма освоена полностью или хотя бы на две трети. Этот принцип раскрывает проблему формирования языковых обобщений. 3. Поскольку отношения в парадигме выстраиваются на противопоставлении, соответственно и усваиваться детьми они будут лучше на основе частотного противопоставления. Нарушение этого принципа организации речевой работы ведет к формированию фрагментарных и хаотичных знаний.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |