КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педология
После революции 1917 года развернулось движение по строительству новой школы. Была поставлена задача по преодолению отрыва традиционной школы от жизни, от подготовки к общественно-полезному труду. Но в практике строительства новой школы были допущены левацкие перегибы, возникла теория «отмирания школы», «снижения роли учителя». За борт школы были выброшены программы систематического овладения знаниями; учеба сводилась к выполнению конкретных дел (проектов); школьные классы заменялись текучими бригадами. В этой обстановке на первый план выдвинулись задачи изучения возрастных особенностей детей в целях наиболее рациональной организации педагогического процесса. Теоретическую основу решения этого вопроса явилась педология. Она зародилась в конце 19 века. Основная задача педологии – собрать, систематизировать и изучить все, что касается жизни детей в разных возрастах и во всех отношениях. В России педология получила значительное развитие в 20-х – начале 30-х гг. Развернулась теоретическая и практическая работа педологов в школах. В 1928 году выходит официальное положение «О проведении массовой практической работы по всестороннему изучению детства», разработанное совместно Наркомпросом и Наркомздравом РСФСР, ряд других правительственных приказов и постановлений, регламентирующих различные вопросы практической педологической службы. Еще до революции в России с 1904 года под руководством Александра Петровича Нечаева (1870 – 1948) были организованы педологические курсы для учителей и родителей. На курсах читались лекции и проводились практические занятия по анатомии, физиологии, нервной и душевной патологии, детской психологии, гигиене, антропологии, сравнительной психологии, характерологии и др. Проблемам педологии были посвящены монографии и учебники Л.С.Выготского, Михаила Яковлевича Басова, Павла Петровича Блонского, Арона Борисовича Залкинда и др. Под редакцией Залкинда в 1928 – 1932 гг. выходил журнал «Педология». Основным предметом педологии было развитие ребенка и его внутренние закономерности. Большое место в педологических исследованиях занимал вопрос о роли среды в процессе развития ребенка. Разрабатывались проблемы возрастной периодизации и др. Однако педология, как новая наука, не выработала какого-то единого определения своего предмета. Ее отличала эклектичность, механическое соединения данных различных наук, изучающих ребенка. Применявшиеся в педологии методы изучения ребенка – наблюдение, анкеты, тесты и др. были не очень совершенны. По всей стране создавались педологические службы, проводившие тестовые обследования учащихся по определению умственного развития, профотбору и пр. При этом педологи давали нередко мало обоснованные рекомендации касающиеся педагогически запущенных детей. Их часто оценивали как умственно и морально дефективных и направляли в специальные школы и интернаты. Это явление стало массовым. Для спецшкол не было выработано специальных программ обучения. Программы были просто менее интенсивными и растянутыми по времени. Это вызывало недовольство родителей и многих педагогов и, что самое главное, вступало в противоречие официальной идеологией равенства советских людей. В «Правде» и других средствах коммуникации стали появляться статьи с призывами защитить советских детей от «изуверов-педологов». Часто научная критика подменялась политической и идеологической травлей. Внутри самой педологии развернулась широкая компания по критике и самокритике. Все завершилось постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». В нем осуждалась теория и практика педологии. Педология была объявлена лженаукой. Работы Выготского, Блонского, Басова и других ученых, посвященные педологическим проблемам были подвергнуты разгромной критике, изъяты из библиотек, и, следовательно, из научного оборота. Их возвращение в фонд нашей науки произошло только в 1960-е гг. 1.4 Связь советской и зарубежной психологии в 20-е – начале 30-х гг. 20-го века. В целом до начала 30-х годов прошлого века у нас в стране уделялось большое внимание достижениям мировой психологии. Оперативно издавались труды ведущих зарубежных психологов: Фрейда, Юнга, Адлера, Келера, Коффки, Пиаже, Уотсона, Кречмера и др. По заказу БСЭ Уотсон написал статью «Бихевиоризм». Анализ зарубежных психологических концепций проводили в ряде работ Выготский, Рубинштейн и др. Из зарубежных концепций внимание советских психологов привлекали внимание гештальт-психология, персонализм Вильяма Штерна, психотехника и тестология, психоанализ. В 1922 году было создано «Русское психоаналитическое общество». Психоаналитические группы существовали в разных городах – Казани, Киеве, Одессе, Ростове и др. Психоаналитические методы изучались в Институте по изучению мозга и психической деятельности в Петрограде под руководством Бехтерева, в Московском психоневрологическом институте под руководством Александра Николаевича Бернштейна. Начиная с середины 30-х годов прошлого века советская психология развивалась практически в полном отрыве от зарубежной психологии. Так продолжалось до конца 50-х гг. Тем не менее и в этот период продолжался ряд исследований по различным направлениям психологии. И в современной России, и за рубежом достижения отечественной психологии советского периода продолжают пользоваться большим авторитетом. Труды А.Р.Лурия, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна, Н.А.Бернштейна, А.А.Смирнова, М.М.Бахтина, Д.Б.Эльконина распространяются во многих странах. Они служат источником многих исследований в зарубежных странах. Это касается деятельностной теории А.Н.Леонтьева и культурно-исторической психологии Л.С.Выготского (по ним в 90-е годы 20 века и в начале 21 века проведены 5 международных конгрессов Москве, Берлине, Финляндии, Дании, Испании. В связи со столетними юбилеями Л.С.Выготского и Н.А.Бернштейна (1966), П.Я.Гальперина (2002), А.Р.Лурия (2002), А.Н.Леонтьева (2003), Д.Б.Эльконина (2004) в нашей стране проводились международные научные конференции. На них было показано, что созданные ими теории представляют не только исторический интерес, и что научный потенциал этих теорий далеко не исчерпан. Переиздаются труды отечественных психологов советского периода.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |