Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовые меры применяемые полицией по предупреждению и пресечению нарушений порядка организации и проведения массовых мероприятий





 

Важным требованием к организации массовых и иных публичных мероприятий, является обеспечение правопорядка и общественной безопасности на улицах, площадях, в парках, скверах, в спортивных сооружениях и других местах их проведения. Обеспечение порядка и безопасности проводимых публичных акций осуществляется с участием всех федеральных органов исполнительной власти, системы их территориальных органов, органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Основным субъектом государственной системы охраны правопорядка и обеспечения безопасности во время проведения различных мероприятий с участием значительного количества граждан, является полиция, на которую законом возложены обязанности по своевременному выявлению, предупреждению и пресечению нарушений установленного порядка организации и проведения публичных акций.

По предложению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение, сооружение), на котором планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.

Назначение указанного представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел, его полномочия регламентируются положениями Конституции РФ, Федеральным Законом РФ «О полиции», Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», другими федеральными законами и правовыми актами РФ, законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Уполномоченный представитель органа внутренних дел, имеет право: требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы наполняемости территории (помещения); требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения; по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.



В период проведении массовых мероприятий уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан; оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции, обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.

Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка (не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников) уполномоченный представитель органа внутренних дел вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.

В случае невыполнения требования об устранении выявленного нарушения уполномоченный представитель внутренних дел вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.

В случае, если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем, публичное мероприятие в установленном законом порядке может быть прекращено.

Статьей 16 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» нормативно закреплены основания прекращения публичного мероприятия. Такими основаниями являются: а) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц; б) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Действующим законодательством предусмотрен следующий порядок прекращения публичного мероприятия. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель дает указание организатору прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия.

Он устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия. Если организатором публичного мероприятия указание о прекращении акции не выполнено, уполномоченное лицо вправе обратиться непосредственно к участникам мероприятия, установив дополнительное время для выполнения указания о его прекращении.

В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При задержании и доставлении лиц, совершивших правонарушения во время проведения массовых мероприятий, сотрудникам полиции не рекомендуется демонстративно применять силу в отношении участников, так как это может вызвать недовольство и противодействие окружающих, производить публичное задержание, а в ряде случаев, запрещается применять силу в любом виде на виду у граждан, а также открыто и демонстративно производить наружный досмотр и изъятие вещей и документов в местах значительного скопления людей.

Неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В случаях, когда массовое мероприятие при осложнении оперативной обстановки в месте проведения и на прилегающей территории перерастает в групповые нарушения общественного порядка или в массовые беспорядки, сопровождающиеся погромами, поджогами, уничтожением или повреждением имущества, угрозой жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, вводятся в действие специальные планы действий ОВД при чрезвычайных обстоятельствах, предусматривающие особый порядок действий сил и средств полиции.



 

В условиях чрезвычайных обстоятельств сотрудники полиции по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным Законом РФ «О полиции», вправе применять меры непосредственного принуждения к правонарушителям, осуществлять их доставление и административное задержание.

 

За нарушение установленного порядка организации и проведения массовых мероприятий и иных публичных акций российским законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность. В соответствии со ст. 5.38 КоАП РФ административная ответственность предусматривается за воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством РФ, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них.

Незаконное воспрепятствование деятельности, связанной с проведением массового мероприятия может быть совершено действием или бездействием (незаконный запрет проведения каких-либо указанных массовых мероприятий, незаконное указание о выставлении заслонов демонстрации или шествию и т.п.).

Объектом правовой охраны данной статьи являются законные права организаторов, которые обращаются в органы исполнительной власти с уведомлением о массовой акции, поддерживают связь с представителями органов государственной власти по поводу предстоящего мероприятия, разрабатывают программы мероприятия, назначают выступающих, готовят листовки, плакаты, лозунги, принимают меры по техническому обеспечению мероприятия, организации сбора участников и осуществляют другие организационные действия.

К административной ответственности по ст. 5.38 КоАП РФ могут привлекаться как граждане, достигшие 16-летнего возраста, так и должностные лица органов исполнительной власти в качестве специального субъекта административной ответственности. Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 5.38 КоАП РФ, рассматриваются судьей единолично в течение пятнадцати суток с момента получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей составляют должностные лица органов внутренних дел. Согласно приказу МВД России от 21августа 2002 г. № 803, утвердившему перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, к таким лицам относятся сотрудники дежурных частей, участковые уполномоченные и сотрудники полиции, замещающие должности среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, непосредственно обнаружившие административное правонарушение.

За воспрепятствование должностным лицом с использованием служебного положения, либо с применением насилия или угрозой его применения проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность (ст. 149 УК РФ).

Юридическая ответственность за правонарушения, совершенные в период проведения массовых мероприятий установлена ст. 20.2. КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Целью данной статьи является правовая охрана установленного порядка организации либо проведения публичных акций. Порядок проведения собраний, митингов, шествий, демонстрации и пикетирования регламентируется положениями главы 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Нарушением порядка проведения публичного мероприятия является, например, невыполнение законных требований уполномоченных представителей органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления или органов внутренних дел.

Субъектами правонарушения являются организаторы и участники акции – физические лица, достигшие 16-летнего возраста. К числу организаторов публичных мероприятий здесь следует относить также и лиц, которые осуществляли организационные функции по подготовке и проведению акции, не вступая в официальные отношения с уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления.

Организация либо проведение публичных акций без соответствующего уведомления уполномоченного органа вблизи территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, влечет ответственность по ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ. Административно наказуемым является и активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей природной среде.

За демонстрирование фашистской атрибутики или символики во время публичных мероприятий административная ответственность наступает по ст. 20.3. КоАП РФ. Протоколы об административных правонарушениях по статьям 20.2 и 20.3 КоАП РФ составляют сотрудники органов внутренних дел. Дела рассматриваются судьей.

При поддержании общественного порядка в местах проведения массовых публичных акций сотрудникам полиции необходимо знать права и обязанности их участников. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Согласно статье 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» участники публичного мероприятия имеют право участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия, использовать при их проведении различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством, принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

Во время проведения массовых мероприятий и других публичных акций, его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Административная ответственность в условиях специальных правовых режимов за нарушение запретов на организацию и проведение публичных акций предусмотрена также ст. 20.5 и 20.27 КоАП РФ.

 

 

Лекцию подготовил доцент кафедры административной деятельности ОВД, доцент А.А.Шельпяков.

16.03.2011 года.


[1] Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

 

[2] СЗ РФ. 2004, № 25. Ст. 2485.

 

[3] СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

[4] СЗ РФ. 1997. № 6. Ст.711.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5283; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.