Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление качеством продукции, работ, услуг. Система качества




Цели

Девид Кернс

В гонке за качеством

Тема Понятие качества продукции

нет финишной черты»

1. Качество продукции: характеристика и показатели

2. Управление качеством продукции, работ, услуг. Система качества.

3. Современные тенденции развития системного подхода к управлению качеством

Изучив эту тему, Вы узнаете:

-какая сложная категория «качество»;

-характеристики и показатели качества;

- поймете необходимость повышения качества продукции;

- разберетесь с системой качества;

 

1. Качество продукции: характеристика и показатели

Согласно международному стандарту 180 8402.1994, качество - это совокупность характеристик объекта (деятельности или процесса, продукции, услуги и др.), способных удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Характеристика — это взаимосвязь зависимых и независимых переменных, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается, как правило, функционально.

Свойства продукции выражаются показателями качества.

Показатели разделяют на функциональные, ресурсосберегающие и природоохранные.

Функциональные показатели характеризуют свойства, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять за­данные потребности.

К функциональным показателям относятся:

Показатели функциональной пригодности характеризуют свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению.

Например, к ним относятся:

- единичные показатели (грузоподъемность, вместимость, водонепроницаемость);

- комплексные показатели (калорийность, производительность и т.п).

Показатели надежности продукции характеризуют ее способ­ность сохранять во времени в установленных пределах значения всех заданных показателей качества при соблюдении заданных режимов и условий применения, технического обслуживания, ремонта, хра­нения и транспортирования. Единичными показателями надежности являются показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности, восстанавливаемости.

Показатели эргономичности продукции характеризуют удобства и комфорт потребления продукции в производственных и бытовых процессах. В эту группу показателей входят подгруппы гигиенических, антропометрических, психологических и психофизических показателей.

Гигиенические показатели — это показатели качества изделий и элементов их конструкций, которые при эксплуатации влияют на организм человека и его работоспособность: уровень освещеннос­ти, вентилируемости, температуры, влажности, гигроскопичнос­ти, запыленности, шума, вибрации и др.

Антропометрические показатели — это показатели качества про­дукции и элементов ее конструкции, которые обеспечивают раци­ональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т.д. путем учета размеров, формы и массы человеческого тела.

Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека и предназначены для оценки эстетической ценности, степени соответствия продукции эстетическим запросам тех или иных групп потребителей в конкретных условиях потребления. Выделяют подгруппы показателей художественной рациональности формы, целостности композиций, совершенства производственного исполнения и сохранности товарного вида.

Рациональность формы определяет соответствие формы объективным условиям эксплуатации продукции, а также отражение в ней функционально-конструкторской сущности продукции.

Целостность композиции определяет гармоничное единство частей и целого, органическую взаимосвязь элементов формы изделия, его согласованность с другими изделиями.

Совершенство производственного исполнения и сохранность товарного вида продукции оказывают влияние на особенности эс­тетического восприятия формы продукции.

Каждая из рассмотренных подгрупп показателей эстетичности может быть охарактеризована одним комплексным показателем качества (эстетичности), который охватывает единичные показате­ли свойств, присущих каждой их этих подгрупп.

Ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Группа ресурсосберегающих показателей включает под­группы показателей технологичности и ресурсопотребления.

Показатели технологичности характеризуют особенности соста­ва и структуры продукции, влияющие на уровень затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени для производства (добычи) продукции и/или ее потребления (эксплуатации).

Показатели ресурсопотребления характеризуют затраты материа­лов, топлива, энергии, труда и времени при непосредственном использовании продукции по назначению.

Природоохранные показатели качества продукции характеризу­ют ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружаю­щую среду. Они объединяются в две группы показателей — безопасности и экологичности.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека при потреблении или эксплуатации, транспортировании, хранении и утилизации продукции.

Показатели экологичности характеризуют свойства продукции, определяющие вредные воздействия на окружающую среду при производстве, монтаже, потреблении или эксплуатации, а также при ее хранении и утилизации.

Показатель конкурентоспособности продукции выражается от­ношением качества продукции к цене потребления. Оценка конкурентоспособности продукции производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией других фирм. Цена потребления — важный, но не единственный фактор конкуренции. Сегодня выход на современный мировой уровень определяют потребительские свойства продукции (функциональность, дизайн) и уровень сервиса. На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции является ключевой проблемой развития национальных экономик

 

Управление качеством продукции должно осуществляться систем­но, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Необходимость формирования системного подхода к управлению качеством была фактически осознана к середине 60-х годов нашего столетия, когда стало ощущаться, что сам по себе контроль качества даже при всемерном его усилении, расширении масштабов, не может существенным образом изменить состояние дел в лучшую сторону. Усиление контроля не могло дать ответа на вопросы о том, как учитывать мнение возможных потребителей, характер их запросов; какие требования к качеству предъявляются техническим и социальным прогрессом; что должны делать для улучшения качества и своевременного обновления продукции отдельные подразделения предприятий. А именно эти вопросы все чаще возникали перед теми, кто занимался качеством.

К середине 60-х годов в мировой практике не только был накоплен опыт хо­рошей организации технического контроля, но и возник первый опыт системной ор­ганизации работ по качеству.

Системный подход предполагает создание на каждом предприятии гибкой системы управления, которая включает определенный состав подсистем.

Система управления предприятием должна включать следующие подсистемы:

Комплексные функциональные подсистемы:

- производственная подсистема, в которой реализуются такие
функции, как организация основного, обеспечивающего и обслуживающего произ­водства, оперативное управление производством;

- техническая подсистема, связанная с организацией работ по
унификации и стандартизации, организацией технической подготовки производства, технологических процессов, организацией метрологического обеспечения, техниче­ским контролем, испытанием и сертификацией продукции;

- экономическая подсистема, связанная с реализацией таких
функций, как планирование, организация труда, заработной платы и финансовой дея­тельности, учет и экономический анализ;

- внешнеэкономическая система, которая включает материаль­но-техническое снабжение, сбыт, организацию и обеспечение внешнеэкономических связей;

- подсистема капитального строительства;

- подсистема, характеризующая кадровую и творческую деятель­ность коллектива.

К целевым подсистемам относятся:

- качество;

- выполнение поставок продукции, услуг и плана производства;

- ре­гулирование затрат и ресурсов;

- развитие производства;

- совершенствование ме­неджмента;

- социальное развитие коллектива;

- охрана окружающей среды;

К обеспечивающим подсистемам в системе менеджмента пред­приятия относятся подсистемы, связанные с оснащением всех перечисленных под­систем техническими средствами, оргтехникой, а также с нормативным, правовым и информационным обеспечением.

Основным назначением подсистемы общего линейного менеджмента являет­ся рациональная координация функционирования всех подсистем в рамках общей системы менеджмента для достижения целей, стоящих перед предприятием.

Содержание системного подхода к управлению качеством заключается в том, что в рамках системы менеджмента предприятия необходимым является формиро­вание и последующее функционирование целевой подсистемы качества, являющей­ся самостоятельной системой со всеми присущими ей свойствами. Ее наличие в сис­теме управления предприятием обусловлено тем, что цели предприятия в области ка­чества и конкурентоспособности продукции выдвигаются в число приоритетных в его деятельности.

Управление качеством требует конкретизации таких понятий, как «по­литика предприятия в области качества», а также «объект» и «субъект» управления в системе управления качеством.

Политика предприятия в области качества представляет собой основные на­правления и четко сформулированные цели в этой области, является элементом об­щей политики предприятия, разрабатывается и утверждается его высшим руково­дством.

Политика в области качества может быть оформлена в виде специального документа, подписанного руководством, либо как раздел основного документа сис­темы качества. В него могут быть включены:

- экономические и социальные цели предприятия;

- приоритетные цели предприятия по отношению к качеству осуществляе­мых процессов, выпускаемой продукции;

- распределение ответственности и обязанностей между руководителями и подразделениями предприятия в рамках системы управления качеством;

принципы построения системы управления качеством.

Цели, стоящие перед системой управления качеством они должны формироваться по всем стадиям жизненного цикла объекта управления.

Экономические и социальные цели могут включать расширение или завоева­ние новых рынков сбыта; расширение номенклатуры за счет освоения принципи­ально новых видов продукции; улучшение экономического положения предприятия за счет повышения качества.

Для того чтобы удовлетворить постоянно повышающиеся требования потре­бителей, система управления качеством на предприятии должна создаваться и функционировать на основе научно обоснованных принципов. Основным из них является функционирование системы управления качеством как органичной составной части всей системы управления предприятием. Помимо данного принципа при рас­смотрении системного подхода к управлению качеством руководствуются следующими принципами:

- целенаправленность, реализуемая формированием и функционированием соответствующих подсистем для достижения поставленных целей;

- делимость, реализуемая делением системы на подсистемы и элементы;

- иерархичность, реализуемая формированием многоуровневой структуры системы с учетом делегирования полномочий на соответствующий уровень управле­ния;

- комплексность, реализуемая взаимной увязкой всех подсистем, элементов,
иерархических уровней и комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий, используемых в системе управления ка­чеством;

- взаимодействие системы управления качеством со всеми другими систе­мами предприятия (установление приоритетности одних целей по отношению к другим);

- замкнутость управленческого процесса, реализуемая выполнением в сис­теме, подсистемах полного общефункционального цикла управления;

Система управления качеством, как и другие системы управления, имеет объект и субъект. Субъектом управления являются руководители различных уровней, осуществляющие управление качеством на соответствующем уровне. Объектами управления выступают процессы, преобразующие исходные ре­сурсы в конечные результаты деятельности (производственный процесс, технологи­ческие процессы и др.); продукция как конечный результат деятельности предпри­ятия; персонал в лице как отдельных исполнителей, так и отдельных структурных подразделений, реализующих определенные функции в системе управления качест­вом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.