КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление качеством продукции, работ, услуг. Система качества
Цели Девид Кернс В гонке за качеством Тема Понятие качества продукции нет финишной черты» 1. Качество продукции: характеристика и показатели 2. Управление качеством продукции, работ, услуг. Система качества. 3. Современные тенденции развития системного подхода к управлению качеством Изучив эту тему, Вы узнаете: -какая сложная категория «качество»; -характеристики и показатели качества; - поймете необходимость повышения качества продукции; - разберетесь с системой качества;
1. Качество продукции: характеристика и показатели Согласно международному стандарту 180 8402.1994, качество - это совокупность характеристик объекта (деятельности или процесса, продукции, услуги и др.), способных удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Характеристика — это взаимосвязь зависимых и независимых переменных, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается, как правило, функционально. Свойства продукции выражаются показателями качества. Показатели разделяют на функциональные, ресурсосберегающие и природоохранные. Функциональные показатели характеризуют свойства, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности. К функциональным показателям относятся: Показатели функциональной пригодности характеризуют свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению. Например, к ним относятся: - единичные показатели (грузоподъемность, вместимость, водонепроницаемость); - комплексные показатели (калорийность, производительность и т.п). Показатели надежности продукции характеризуют ее способность сохранять во времени в установленных пределах значения всех заданных показателей качества при соблюдении заданных режимов и условий применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования. Единичными показателями надежности являются показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности, восстанавливаемости. Показатели эргономичности продукции характеризуют удобства и комфорт потребления продукции в производственных и бытовых процессах. В эту группу показателей входят подгруппы гигиенических, антропометрических, психологических и психофизических показателей. Гигиенические показатели — это показатели качества изделий и элементов их конструкций, которые при эксплуатации влияют на организм человека и его работоспособность: уровень освещенности, вентилируемости, температуры, влажности, гигроскопичности, запыленности, шума, вибрации и др. Антропометрические показатели — это показатели качества продукции и элементов ее конструкции, которые обеспечивают рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т.д. путем учета размеров, формы и массы человеческого тела. Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека и предназначены для оценки эстетической ценности, степени соответствия продукции эстетическим запросам тех или иных групп потребителей в конкретных условиях потребления. Выделяют подгруппы показателей художественной рациональности формы, целостности композиций, совершенства производственного исполнения и сохранности товарного вида. Рациональность формы определяет соответствие формы объективным условиям эксплуатации продукции, а также отражение в ней функционально-конструкторской сущности продукции. Целостность композиции определяет гармоничное единство частей и целого, органическую взаимосвязь элементов формы изделия, его согласованность с другими изделиями. Совершенство производственного исполнения и сохранность товарного вида продукции оказывают влияние на особенности эстетического восприятия формы продукции. Каждая из рассмотренных подгрупп показателей эстетичности может быть охарактеризована одним комплексным показателем качества (эстетичности), который охватывает единичные показатели свойств, присущих каждой их этих подгрупп. Ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Группа ресурсосберегающих показателей включает подгруппы показателей технологичности и ресурсопотребления. Показатели технологичности характеризуют особенности состава и структуры продукции, влияющие на уровень затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени для производства (добычи) продукции и/или ее потребления (эксплуатации). Показатели ресурсопотребления характеризуют затраты материалов, топлива, энергии, труда и времени при непосредственном использовании продукции по назначению. Природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду. Они объединяются в две группы показателей — безопасности и экологичности. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека при потреблении или эксплуатации, транспортировании, хранении и утилизации продукции. Показатели экологичности характеризуют свойства продукции, определяющие вредные воздействия на окружающую среду при производстве, монтаже, потреблении или эксплуатации, а также при ее хранении и утилизации. Показатель конкурентоспособности продукции выражается отношением качества продукции к цене потребления. Оценка конкурентоспособности продукции производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией других фирм. Цена потребления — важный, но не единственный фактор конкуренции. Сегодня выход на современный мировой уровень определяют потребительские свойства продукции (функциональность, дизайн) и уровень сервиса. На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции является ключевой проблемой развития национальных экономик
Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством. Необходимость формирования системного подхода к управлению качеством была фактически осознана к середине 60-х годов нашего столетия, когда стало ощущаться, что сам по себе контроль качества даже при всемерном его усилении, расширении масштабов, не может существенным образом изменить состояние дел в лучшую сторону. Усиление контроля не могло дать ответа на вопросы о том, как учитывать мнение возможных потребителей, характер их запросов; какие требования к качеству предъявляются техническим и социальным прогрессом; что должны делать для улучшения качества и своевременного обновления продукции отдельные подразделения предприятий. А именно эти вопросы все чаще возникали перед теми, кто занимался качеством. К середине 60-х годов в мировой практике не только был накоплен опыт хорошей организации технического контроля, но и возник первый опыт системной организации работ по качеству. Системный подход предполагает создание на каждом предприятии гибкой системы управления, которая включает определенный состав подсистем. Система управления предприятием должна включать следующие подсистемы: Комплексные функциональные подсистемы: - производственная подсистема, в которой реализуются такие - техническая подсистема, связанная с организацией работ по - экономическая подсистема, связанная с реализацией таких - внешнеэкономическая система, которая включает материально-техническое снабжение, сбыт, организацию и обеспечение внешнеэкономических связей; - подсистема капитального строительства; - подсистема, характеризующая кадровую и творческую деятельность коллектива. К целевым подсистемам относятся: - качество; - выполнение поставок продукции, услуг и плана производства; - регулирование затрат и ресурсов; - развитие производства; - совершенствование менеджмента; - социальное развитие коллектива; - охрана окружающей среды; К обеспечивающим подсистемам в системе менеджмента предприятия относятся подсистемы, связанные с оснащением всех перечисленных подсистем техническими средствами, оргтехникой, а также с нормативным, правовым и информационным обеспечением. Основным назначением подсистемы общего линейного менеджмента является рациональная координация функционирования всех подсистем в рамках общей системы менеджмента для достижения целей, стоящих перед предприятием. Содержание системного подхода к управлению качеством заключается в том, что в рамках системы менеджмента предприятия необходимым является формирование и последующее функционирование целевой подсистемы качества, являющейся самостоятельной системой со всеми присущими ей свойствами. Ее наличие в системе управления предприятием обусловлено тем, что цели предприятия в области качества и конкурентоспособности продукции выдвигаются в число приоритетных в его деятельности. Управление качеством требует конкретизации таких понятий, как «политика предприятия в области качества», а также «объект» и «субъект» управления в системе управления качеством. Политика предприятия в области качества представляет собой основные направления и четко сформулированные цели в этой области, является элементом общей политики предприятия, разрабатывается и утверждается его высшим руководством. Политика в области качества может быть оформлена в виде специального документа, подписанного руководством, либо как раздел основного документа системы качества. В него могут быть включены: - экономические и социальные цели предприятия; - приоритетные цели предприятия по отношению к качеству осуществляемых процессов, выпускаемой продукции; - распределение ответственности и обязанностей между руководителями и подразделениями предприятия в рамках системы управления качеством; принципы построения системы управления качеством. Цели, стоящие перед системой управления качеством они должны формироваться по всем стадиям жизненного цикла объекта управления. Экономические и социальные цели могут включать расширение или завоевание новых рынков сбыта; расширение номенклатуры за счет освоения принципиально новых видов продукции; улучшение экономического положения предприятия за счет повышения качества. Для того чтобы удовлетворить постоянно повышающиеся требования потребителей, система управления качеством на предприятии должна создаваться и функционировать на основе научно обоснованных принципов. Основным из них является функционирование системы управления качеством как органичной составной части всей системы управления предприятием. Помимо данного принципа при рассмотрении системного подхода к управлению качеством руководствуются следующими принципами: - целенаправленность, реализуемая формированием и функционированием соответствующих подсистем для достижения поставленных целей; - делимость, реализуемая делением системы на подсистемы и элементы; - иерархичность, реализуемая формированием многоуровневой структуры системы с учетом делегирования полномочий на соответствующий уровень управления; - комплексность, реализуемая взаимной увязкой всех подсистем, элементов, - взаимодействие системы управления качеством со всеми другими системами предприятия (установление приоритетности одних целей по отношению к другим); - замкнутость управленческого процесса, реализуемая выполнением в системе, подсистемах полного общефункционального цикла управления; Система управления качеством, как и другие системы управления, имеет объект и субъект. Субъектом управления являются руководители различных уровней, осуществляющие управление качеством на соответствующем уровне. Объектами управления выступают процессы, преобразующие исходные ресурсы в конечные результаты деятельности (производственный процесс, технологические процессы и др.); продукция как конечный результат деятельности предприятия; персонал в лице как отдельных исполнителей, так и отдельных структурных подразделений, реализующих определенные функции в системе управления качеством.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |