Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование




В условиях конкуренции предприниматели при реализации своей продукции стремятся найти так называемую оптимальную цену товара. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопоставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены

На практике в зависимости от конкретных условий и целей пред­приятия используются различные методы расчета предполагаемой цены на товар. Все эти методы объединяются в следующие группы-

• методы, основанные на затратном подходе;

• методы, основанные на «целевом ценообразовании»;

• методы, учитывающие полезность продукта;

Первая группа методов отличается простотой расчетов. Основ­ной принцип этих расчетов заключается в прибавлении к издерж­кам на производство товара определенной суммы прибыли, кото­рую планирует получить фирма. Имеется несколько разновидно­стей расчета цен, основанных на затратном подходе.

По методу «полных затрат» в калькуляцию издержек произ­водства включаются переменные и постоянные затраты. Размер прибыли может быть как фиксированным, так и переменным. При определении цен по этому методу предполагается, что учет условий и требований рынка не имеет большого значения. Таким образом, фирма уверена в реализации своего товара.

Метод «полных затрат» применяется при заключении государ­ственных контрактов, контрактов на поставку нового или уникально­го оборудования.

Метод «усредненных затрат» заключается в том, что при уста­новлении цены в калькуляцию включаются не полные, а средние затраты на производство единицы продукции. Усредненные затра­ты чаще всего определяются за период экономического цикла. Ве­личина усредненных затрат будет тем меньше, чем больше объем выпускаемой продукции, поскольку средние постоянные затраты находятся в обратной зависимости от объема производства

При методе «стандартных издержек производства» затраты рассчитываются до начала процесса производства. Калькулирова­ние себестоимости производится на основе установленных норма­тивов затрат сырья, топлива, материалов, амортизации и т. д. Весь расчет ведется применительно к стандартному, или нормальному, объему загрузки производственных мощностей (обычно 85—90%). Этот метод применяется в основном в высокомонополизированных отраслях промышленности. В частности, в США он используется в химической промышленности, сельскохозяйственном машино­строении, черной металлургии.

Рассмотрим пример расчета цены исходя из затратного подхода.

Пример. Предприятие планирует выпуск новой продукции. На основе рассчитанной калькуляции затраты на производство и реа­лизацию единицы продукции составляют 3250 руб. Рентабельность продукции определена на уровне 20% по отношению к полной се­бестоимости. Тогда планируемая цена единицы изделия составит: Ц = 3 250 · 1,2 = 3 900 руб. При установлении уровня рентабельности в данном случае предприятие может ориентироваться на сложившийся уровень рен­табельности по своему действующему производству, на средний уровень рентабельности аналогичных предприятий региона или уровень среднеотраслевой рентабельности.

Вторая группа. В «целевом ценообразовании» издержки производства также являются исходным элементом расчетов. Но в отличие от затратно­го метода прибыль устанавливается не в процентном отношении к издержкам производства, а является индивидуальной величиной каждого конкретного товара. Данная методика основывается на анализе безубыточности производства. Это достигается путем со­поставления издержек с ожидаемыми поступлениями при различ­ных уровнях объема продаж.

Применение метода «целевого ценообразования» тесно связана с использованием системы учета прямых переменных затрат. Эту систему называют еще «системой управления себестоимостью».

В разных странах данная система учета неполной себестоимости имеет разное название. Так, в США эту систему называют «директ-костинг» (учет по прямым затратам), в Великобритании — «маржинал-костинг» (учет предельных, или маржинальных, затрат). Наиболее часто в отечественной экономической литературе используется первое название — «директ-костинг».

Сущностью системы «директ-костинг» является разделение затрат на производство на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства. Наиболее важные аналитические возможности этой системы заключаются в оптимизации прибыли и ассортимента выпускаемой продукции, определении цены на новую продукцию, просчете вариантов изменения производственной мощности предприятия и др. До недавнего времени в отечественной экономике этой системе не уделялось должного внимания. В настоящее время эта система начинает широко использоваться в практи­ке экономических расчетов российских предприятий.

В рассматриваемом методе «целевого ценообразования» фирма должна рассчитать, при каком уровне цены будут достигнуты объ­емы продаж, позволяющие возместить издержки и получить целе­вую прибыль. Если известны постоянные затраты, цена единицы изделия, переменные затраты на единицу изделия, а также сумма расчетной (желаемой) прибыли, то объем продаж определяется по следующей формуле:

Zс+Rпл

Vцел=──────

Ц─Zv

где Vцел — объем продаж, обеспечивающий получение целевой прибыли;

Rпл — плановая сумма прибыли;

Zс — постоянные расходы в целом по предприятию;

Zv — переменные расходы в расчете на единицу изделия;

Ц — цена изделия

 

Пример. Рассчитать объем реализации продукции в натуральном выражении (Т), обеспечивающий покрытие всех затрат предприятия и получение целевой суммы прибыли в размере 500 тыс. руб., если известно: предполагаемая цена единицы изделия — 520 руб., в том числе переменные затраты на единицу продукции — 370 руб. Постоянные затраты в целом по предприятию определены на уров­не 2800 тыс. руб.

Объем реализации продукции, обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия, составит:

 

Vбезуб= ────── = 18667 ед.

520- 370

Для расчета объема реализации продукции, обеспечивающего получение целевой прибыли в размере 500 тыс. руб., необходимо к постоянным затратам в числителе дроби добавить эту желаемую прибыль

 

2800000 + 500000

Vцел.= ─────────── = 22000 ед.

520 - 370

 

Третья группа. При использовании методов ценообразования, основанных на учете полезности продукта, исходят из того, что потребитель ори­ентируется на основные параметры изделий. В качестве таких пара­метров могут быть или один, основной параметр, который в значительной мере определяет общий уровень цены изделия, или не­сколько наиболее значимых параметров.

Исполь­зуя этот метод, вначале рассчитывается удельная цена продукта ). Затем рассчитывается цена нового изделия (Руд.):

Рбаз.

Руд. = ────

Пбаз.

где, Рбаз.- цена базового изделия

 

Пн — основной параметр базового изделия в соответствующих единицах из­мерения;

Затем рассчитывается цена нового изделия (Рн.)

 

Рн. = Руд · Пн

Пн — основной параметр нового изделия в соответствующих единицах из­мерения;

Вопросы для самоконтроля

1. Покажите различие структуры оптовой цены предприятия и розничной цены.

2. Какие существуют виды цен в зависимости от степени государственного регулирования?

3. Дайте определение цен

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.