КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыбной промышленности
Особенности оплаты труда на предприятиях флота
Организация оплаты труда плавсостава учитывает следующие особенности работы судов ФРП: - тяжелые и вредные условия труда по сравнению с береговыми; - плавание судов в различных районах Мирового океана; - неравномерная нагрузка в течение промыслового периода, а также суток. Заработок экипажей рыбопромысловых судов на промысле (Зпром.) начисляется по сдельно-премиальной системе и состоит из таких элементов: Оплата труда на промысле производится по премиально-сдельной системе оплаты труда: Зпром = * (1 + a. + β)(1+К), (4.1) где: Pi – расценка за 1 т выпущенной продукции i-го вида обработки, грн.; Qi – количество выпущенной продукции i-го вида обработки, т.; a - норматив доплаты за переработку сверх нормального рабочего времени за период промысла в долях единицы; β – норматив премии за перевыполнение плановых заданий в долях единицы; К – районный коэффициент, который устанавливается по отдельным районам рыболовства с учетом их отдаленности от порта базирования и условий труда. Заработок за период промысла распределяется между членами экипажа в соответствии с установленными паями (тарифными коэффициентами) с учетом фактически отработанного времени. Труд экипажей рыбопромысловых судов за время переходов (Зперех.) и стоянок в порту (Зпорт.) оплачивается по простой повременной системе в размере 100% должностных окладов с применением норматива доплаты за переработку сверх нормального рабочего времени на переходах: Зпорт.. = * t порт., (4.2) Зперех.. = (1+g)* t перех.., (4.3) где Тмес. – сумма месячных должностных окладов всего экипажа; 25,4 – среднее число рабочих дней в месяце; g - - норматив доплаты за переработку сверх нормального рабочего времени на переходах; t порт., t перех., - количество суток в порту и на переходах. Сумма оплаты труда экипажа за рейс (Зрейс) определяется как сумма заработка за период промысла, нахождения в порту и на переходах:
Зрейс = Зпр.+ Зперех. + Зпорт (4.4) Должностные оклады командного состава судов изменяются в зависимости от группы судов и занимаемой должности. Группы судов формируются в зависимости от типа судна и построечной мощности главных механизмов.
4.7. Производительность труда: понятие, методы измерения, пути повышения.
Производительность труда это объективная экономическая категория. Под производительностью труда понимают результативность полезного труда в течение определенного промежутка времени. Уровень производительности труда определяется объемом продукции, выработанной одним работником в единицу времени, или количеством времени, затраченного на выпуск единицы продукции. Первый – прямой показатель производительности труда называется выработкой (П), второй – обратный, называется трудоемкостью (ТЕ) единицы продукции: П = V / t; (4.5)
TЕ = t / V, (4.6) где V - объем произведенной продукции за определенный период времени; t - количество рабочего времени, затраченного на производство этого объема продукции. В зависимости от способа учета объема продукции в показателе выработки различают натуральный, трудовой и стоимостной методы измерения производительности труда. При натуральном методе измерения показатель производительности труда представляет собой отношение объемов продукции в натуральном выражении к численности работников. Сфера применения этого метода весьма ограничена, так как он не может характеризовать производительность труда при производстве разнородной продукции. Преимуществом натуральных показателей является свобода от стоимостных искажений. При трудовом методе измерения производительности труда объем продукции в показателе выработки выражается в фиксированных трудовых соизмерителях (нормо-часах). Выработка в трудовых измерителях рассчитывается делением объема продукции, выраженной в затратах рабочего времени в нормо-часах на среднеучетную численность промышленно-производственного капитала. Показатель трудоемкости обратный выработке, динамика производительности труда на основе трудоемкости определяется через ее снижение. По сравнению с показателем выработки трудоемкость дает возможность сравнивать расходы труда на одинаковые изделия в разных цехах и участках производства. Наиболее распространенным является стоимостной метод измерения производительности труда, основанный на стоимостной оценке объема произведенной продукции. Достоинством этого метода является возможность учета разнородной продукции как в масштабе отдельного предприятия, так и в масштабе отрасли. Качественно неоднородные результаты труда, то есть выпуск многопредметной продукции различных видов деятельности, позволяет оценить показатель выработки валовой (товарной) продукции на одного работника промышленно-производственного персонала. Факторы, влияющие на повышение производительности труда на флоте: Факторы, связанные с техническим состоянием флота: внедрение новых современных судов, модернизация действующего флота, механизация и автоматизация процессов добычи и обработки рыбы, погрузо-разгрузочных работ. Факторы, связанные с влиянием природных условий: изменение сырьевой базы, промысловой обстановки, породного состава вылова, сезонность промысла. Социально-экономические факторы: совершенствование системы мотивации персонала, снижение текучести кадров, повышение их квалификации, улучшение условий труда. Совершенствование управления и организации производства: применение рациональных форм организации промысла, ремонта судов, их обслуживания в портах и на промысле,сокращение потерь рабочего времени (введение технически обоснованных норм, сокращение внутрисменных простоев).
4.8. Планирование потребности в персонале
Планирование потребности в персонале осуществляется определения необходимой численности работников по категориям в разрезе профессий, специальностей и квалификации. Для планирования численности персонала в практике хозяйствования в основном применяют два метода: - нормативный метод, основанный на разработке норм труда для выполнения отдельных видов работ или операций на начало планового периода (норм времени, норм выработки, нормы обслуживания, норм численности персонала); - метод технико-экономических расчетов, основанный на определении количества рабочих мест и разработке планового баланса рабочего времени. Общая численность промышленно-производственного персонала предприятия на плановый период определяется путем корректировки базовой численности по отношению к плановому темпу прироста объемов производства продукции. Расчет потребности в персонале по категориям начинают с определения необходимой для выполнения производственной программы численности рабочих. Определение численности основных рабочих, необходимых для выполнения планового объема работ (Чппп), осуществляется на основе трудоемкости производственной программы и планового фонда полезного времени одного рабочего. Расчет осуществляется по формуле: Чппп = , (4.7) где ТЕпл. – плановая технологическая трудоемкость производственной программы, нормо-часы; ФРВпл. – плановый полезный фонд рабочего времени одного рабочего, час./год; Кв.н . – плановый коэффициент выполнения рабочими норм выработки. Численность основных рабочих, занятых обслуживанием машин, аппаратов и агрегатов (Чоб.р.), определяется по нормам обслуживания: Чоб.р. = , (4.8) где п - количество единиц обслуживания, шт.; тсм. – количество смен в сутки, см.; Нобсл. – норма обслуживания (количество единиц оборудования, размер производственных площадей, обслуживаемых одним рабочим или группой), шт. При планировании вспомогательных рабочих (Чв.р.), для которых невозможно ни объемы работ, ни нормы обслуживания, применяется расчет по количеству рабочих мест (крановщики, кладовщики, комплектовщики). Учитывая, что они выполняют работу на конкретных рабочих местах, численность вспомогательного персонала определяется по следующей формуле: Чв.р = тсм* тр., (4.9)
где тр - количество рабочих мест. Планирование численности руководителей, специалистов и служащих по количеству рабочих мест предусматривает предварительную разработку организационной структуры управления и производственной структуры, а также штатного расписания каждого структурного подразделения. Штаты руководителей, специалистов и служащих ежегодно уточняются в результате рационализации системы управления предприятием. Число штатных единиц экипажей судов определяют на основе типовых штатных расписаний (перечня должностей и количества штатных единиц по каждой должности), установленных для всех типов судов рыболовного, обрабатывающего и транспортного флота. Они формируются в зависимости от мощности и регистровой вместимости судов, способа добычи рыбы, условий работы на промысле, технологического оборудования, способов и видов обработки рыбы и ее хранения, а также сменности работы на судах в течение суток.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое профессия, специальность и квалификация? 2. На какие категории делится персонал предприятия? 3. Какие функции выполняет оплата труда? 4. Как формируется фонд оплаты труда? 5. Как осуществляется регулирование оплаты труда? 6. В чем сущность тарифной системы оплаты труда? 7. Какие условия применения повременной формы оплаты труда, ее системы? 8. В чем сущность и условия применения сдельной формы оплаты труда? 9. Какие системы сдельной формы оплаты труда применяются на предприятиях? 10. Как осуществляется оплата труда экипажей рыболовецких судов? 11. Что такое производительность труда? 12. Какие методы измерения производительности труда? 13. Что такое трудоемкость продукции? 14. Какие факторы роста производительности труда? 15. Как планируется численность разных категориий персонала?
Литература: [1], [5], [7], [8], [10], [13], [14], [15], [16], [17]
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |