КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По Л.С. Выготскому)
Вопрос 3. Развитие активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся Мышление
эмпирическое мышление теоретическое мышление Характерная особенность эмпирического мышления состоит в том, что оно отражает только внешние связи объектов и не способно проникнуть в сущность явлений. Это тот тип мышления, которым мы пользуемся в быту, в обыденной жизни. Ему свойствен индуктивный путь умозаключений, т. е. восхождение от конкретного к абстрактному. Теоретическое же мышление отражает внутренние связи объектов и законы их развития. Именно таким образом мыслит ученый, так идет научный поиск. Поэтому теоретическое мышление можно назвать научным мышлением. Ему свойствен дедуктивный путь умозаключений, т. е. от абстрактного к конкретному.
В современной школе теоретическое мышление формируется, как правило, стихийно, далеко не у всех школьников и вовсе не лучшим, не самым экономным способом. Эту ситуацию В.В. Давыдов и предлагал исправить. Основное отличие экспериментальных программ заключалось в том, что дети с самого начала знакомились с условиями и законами происхождения понятий, основополагающих в той или иной области знания. Выполняя под руководством преподавателя определенные предметные действия, учащиеся обнаруживали и фиксировали такие существенные особенности объектов, ориентация на которые позволяет решать любые задачи данного класса.
Как показали работы В.В. Давыдова и его сотрудников, введение в процессе обучения нового понятия проходит 4 стадии: 1) дети знакомятся с предлагаемой учителем задачей, ориентируются в ней; 2) овладевают образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данного вида; 3) это отношение фиксируется в форме той или иной модели; 4) выявляются те свойства выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условие и способы решения исходной задачи. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ *Задание. Подготовьте сообщение о биографии В.В. Давыдова и Д.Б.Эльконина Основой для обучения должно быть не запоминание информации, а способность ее получать, использовать на практике. Эта идея основана на положении Л.С. Выготского о ЗБР (зона ближайшего развития) и УАР (уровень актуального развития). Обучение должно ориентироваться на завтрашний день учащихся. *Задание. Дополните «ЗБР – это…» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Если рассмотреть зависимость между названными выше видами мышления, то их можно представить в следующем виде. I уровень: ученик слушает и старается понять и запомнить учебный материал. II уровень: вместо объяснения учителя учащийся сам изучает материал по предложенным источникам. III уровень: ученик сам находит объяснения и доказательства. Т.О., на уроках необходимо создавать проблемную ситуацию, когда ученик сам находит ответ на поставленный вопрос. Это способствует активному познанию мира и развитию интеллекта детей. Вопрос 4. Проблемное обучение (В.Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер). Проблемное обучение основано на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в созданных проблемных ситуациях. Проблемная ситуация возникает при наличии затруднений, противоречия между А.М. Матюшкин старым и новым, известным и неизвестным, условиями и требованиями. Характеристики проблемного обучения - - - Проблемное обучение включает несколько этапов: · осознание проблемной ситуации; · формулировка проблемы на основе анализа ситуации решение проблемы; · проверка решения. Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности учащихся, реализуемой в рассуждениях, размышлениях. Это исследовательский тип обучения с большим развивающимся потенциалом. Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для учащихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы они осуществляют самостоятельно. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, рассуждает вместе с учениками, опровергает возражения, высказывает предположения, доказывает истинность. Иначе говоря, учитель демонстрирует учащимся путь научного мышления. В другом случае роль учителя может быть минимальной - он предоставляет ученикам возможность самостоятельно искать пути решения проблем, готовый вовремя направить мысль учащихся, чтобы избежать бесплодных попыток. Прежде чем приступить к организации проблемного обучения, необходимо определить саму проблему. Проблема - это всегда противоречие, и это противоречие надо найти в материале. Противоречие может быть: а) между житейскими и научными понятиями; б) между теорией и практикой; в) между неизвестным и известным; г) между заданием и невозможностью его выполнить, опираясь на существующие знания; д) между чувственными данными и умозаключениямии т. д. Уровни проблемного обучения: 1) Учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения.__________________________________________--_ 2) У ученика воспитывается способность самостоятельно и сформулировать, и решить проблему, учитель же только указывает на нее, не формулируя конечного результата._________________________ 3) Учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать ее и исследовать возможности и способы ее решения_____________________------------. Если учитель чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым уровень проблемности и перевести учащихся на более низкий уровень. Проблемное обучение имеет ряд преимуществ: - учит мыслить логично, научно, творчески; - делает учебный материал более доказательным, способствуя превращению знаний в убеждения; - более эмоционально, вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах, поэтому формирует интерес учащихся к знанию; - самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания можно быстрее восстановить. В процессе обучения важно постепенно и последовательно переводить учащихся на более высокий уровень проблемного обучения. И, безусловно, проблемный метод нельзя превращать в универсальный метод обучения. Совсем не следует заставлять учащихся «переоткрывать» все законы. В практике школьного обучения необходимо гармоническое сочетание всех методов. Таким образом, проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность учащихся. Проблемное обучение может способствовать реализации следующих целей: • сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков; • достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. • сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. Проблемные ситуации. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия. Проблемная ситуация в отличие от задачи включает три главных компонента: • необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия; • неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации; • возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации. *Задание. Прочитайте предложенный ниже текст и приготовьте рассказ об отношении ученика к проблемной ситуации и о правилах создания проблемных ситуаций. Отношение ученика к проблемной ситуации. Проблемная ситуация, возникающая в учебной деятельности, может вызвать состояние эмоционального подъема, активности школьника, интереса к обучению, адекватной оценки учеником своих интеллектуальных возможностей, а также состояние неудовлетворенности, напряжения, трудности, отрицательного отношения к выполнению учебного задания, неадекватную самооценку, что, в конечном счете, может быть одной из причин неуспеваемости школьника. Противоречивая роль проблемной ситуации в обучении состоит в том, что в случае обеспечения внутренних (стимулирующая функция) и внешних (регулирующая функция) условий и средств для разрешения проблемной ситуации, она выступает как положительный фактор, но превращается в отрицательный в случае отсутствия таких условий и средств (сдерживающая и дезорганизующая функции). Проблемная ситуация на слабо подготовленного в теоретическом отношении ученика действует отрицательно. Она больше угнетает, дезорганизует, если разрешение этой ситуации выходит за пределы его зоны ближайшего развития и учитель не оказывает ему своевременной помощи. В то время как хорошо развитого школьника она, напротив, стимулирует к поиску, активизирует в работе, что соответствует его желанию и стремлению постоянно применять свои знания и умения.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |