Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Банка,поддержание допустимого уровня риска и ликвидности активов




Можно выделить следующие факторы риска,присущего бан-

ковским инвестициям:

-кредитный риск,

-рыночный риск,

-процентный риск.

Кредитный риск,присущий ценным бумагам,связан с вероятностью

уменьшения финансовых возможностей эмитента(лица,выпустившего

в эмиссию ценные бумаги),так что он не сможет выполнить свои

финансовые обязательства.Факторы кредитного риска простираются

от настроений населения до изменений в составе и политики пра-

вительства.Рыночный риск вероятен из-за непредвиденных измене-

ний в экономике и изменения цен на рынке ценных бумаг.Акти-

вы с невысокой степенью кредитного и рыночного риска могут тем

не менее быть подвержены риску изменения процентных ставок и

связанному с этим риску снижения их рыночной цены.

Основное внимание при определении финансовой стратегии

банка уделяется выбору оптимального соотношения между размера-

ми долговых обязательств и стоимостью собственных средств,нап-

равляемых на различные виды инвестиций.В структуре пассивов и

активов принимается во внимание себестоимость,увеличение стои-

мости,сроки погашения,ликвидность,примерно по таблице:

Таблица 3

_____________________________________________________________

Активы ¦ Риск и измен- ¦Срок ¦Ликвид- ¦

¦ чивость стоимости ¦ ¦ ность ¦

_______________________¦___________________¦_______¦_________¦

Акции Высокий Д/ср Средняя ¦

Облигации Очень высокий Д/ср Низкая ¦

Цен.бум.Центр.банка Незначитеельный Кр/ср Высокая ¦

Недвижимость Средняя Д/ср Средняя/¦

низкая ¦

_____________________________________________________________¦

 

Размеры выплат процентов по займам и облигациям,как прави-

ло,меньше размеров выплат дивидендов по акциям.Поэтому выпуск

облигаций и займов- более дешёвый вид финансирования инвести-

ционной деятельности.

В мировой практике развита деятельность компаний,уста-

навливающих рейтинг качества облигаций и иных долговых обяза-

тельств различных фирм.

Задачи финансовой службы коммерческого банка,вытекающие

из характера его инвестиционной деятельности:

-слежение за коньюктурой рынка ценных бумаг,

-слежение за состношением различных активов,выбирая опти-

мальное соотношение,

-поддержание интереса акционеров к инвестиционным планам,

-слежение за структурой и анализ долговых обязательств

банка,

-выработка политики выплат дивидендов по акциям и их ре-

инвестирование.

 

Уровень доходности инвестиций должен превосходить стоимость

издержек по мобилизации средств,однако небольшая прибыль или

её отсутствие в отдельных инвестиционных программах может быть

приемлемой,если эти программы способствуют росту прибыли от

других инвестиций.

Банки зарубежных стрран прилагают все усилия к тому,чтобы

минимизировать снижение стоимости портфеля инвестиций,так как

он призван служить главным источником ликвидности в периоды

стеснённого кредита,когда особенно резко повышаются процентные

ставки.Во многих случаях банки лишены выбора,кроме как взять

на себя убытки,для того чтобы пополнить резервы при сокращении

депозитов или для удовлетворения возросшего спроса на кредит.

Основные факторы,определяющие цели инвестиционной полити-

ки банка, - это потребность в доходе и ликвидности,готовность

руководства банка жертвовать ликвидностью во имя прибыли и на-

оборот,идя на риск.Однако риск есть не только в инвестиционной

деятельности,и риск от активных операций с ценными бумагами

можно уравновесить осторожной политикой в других областях.Нап-

ример,банк в состоянии взять на себя большой риск в области

инвестиций по сравнению с банком,располагающим небольшими и

менее ликвидными средствами;банк,располагающий портфелем высо-

кокачественных ссуд и относительно устойчивыми вкладами,может

взять на себя больший риск по сравнению с банком,лишённым та-

ких пассивов.С точки зрения интересов района,в котором нахо-

дится банк,может оказаться предпочтительным активная ссудная

политика банка и осторожная инвестиционная политика(см.рис.)

 

источники средств: Размещение

средств:

--------------¬

вклады "онколь" ¦ ¦

¦ общий фонд ¦ наличность

¦ средств ¦

¦ банка ¦

¦_____________¦

срочные вклады ценные бумаги

 

акционерный капитал ссуды

 

резервы залоговые

ценные

бумаги

 

 

Рис.4. Управление активами с помощью модели

общего фонда средств

.

__________________________________________________

¦ Размещение средств через центры ликвид-¦

¦ ности/прибыльности ¦

¦____________________________________________¦

источники ¦налич- ценные ссуды основные¦

средств: ¦ность бумаги средства¦

¦ ¦

вклады "онколь"¦ да да да нет ¦

¦ ¦

¦ ¦

сбервклады ¦ да да да нет ¦

¦ ¦

¦ ¦

срочные вклады ¦ да да да нет ¦

¦ ¦

¦ ¦

акц.капитал ¦ нет нет да да ¦

¦ ¦

____________________________________________________________¦

 

 

Рис.5.Управление активами с помощью модели

распределения активов

 

Инвестиционные правила для банка

--------------------------------

Ценные бумаги могут быть объектом банковских инвестиций при

условиях:

-они должны обращаться на рынке и служить долговым обяза-

тельством;

-банкам запрещено инвестирование в акции предприятий.

-коммерческие банки обязаны владеть депозитами

Центрального банка,

-банки могут осуществить вложения в заграничные банки в

установленных законом пределах.Российскому законотворчеству

предстоит длительная и кропотливая работа по созданию законов

денежного регулирования. Зарубежный опыт показывает,что зако-

нами устанавливаются правила инвестирования банками в ценные

бумаги.Этими законами государства осуществляют свою социальную

программу финансирования коммунального,муниципального строи-

тельства,поддержку образования и др.,устанавливая направле-

ния,по которым банкам разрешается проводить инвестиции.Отсюда

вытекает и тенднция в инвестициях банка:за два десятилетия

доля инвестиций в активах банка сократилась вдвое,при этом в

инвестиционных портфелях утроились муниципальные инвестиции.

 

2.6.Арендные,лизинговые банковские операции

 

За последние годы в мировой практике банковской деятель-

ности получило заметное развитие финансирование арен-

ды(lease).Банковские холдинг-компании имеют право учреждать

дочерние компании для сдачи в аренду личной собственности и

оборудования,а так же недвижимости.Аренда оборудования охва-

тывает широкий круг объектов - от конторского оборудования до

авиалайнеров.Ожидаемая выручка арендодателя складывается из

арендной платы плюс оценочная стоимость налоговых льгот плюс

остаточная стоимость объекта аренды.Финансовому лизингу при-

сущи следующие преимущества:

-обеспечивает финансирование с наименьшими затратами,

-увеличивает гибкость в проведении политики,

-требует меньшего первоначального взноса,

-высвобождает средства для более прибыльных инвестиций в

другие фонды,

-предоставляет налоговые льготы.

Развитие лизинга инициируется ускорением темпов науч-

но-технического прогресса,он позвояет разрешить противоречие

между необходимостью в конкурентной борьбе применять самую пе-

редовую технологию и быстрым её моральном старением.

Классическому лизингу присущ трёхсторонний характер взаи-

моотношений(см.рис.6)

 

__________________________

¦ Продавец имущества ¦

----- ¦ (поставщик) ¦----

¦ ¦ (Арендодатель) ¦ ¦

¦ ¦_________________________¦ ¦

¦ ¦

финансирование ¦

производства договор об

¦ аренде

____________¦________ _______________¦_________

¦ ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ ¦ ¦ Предприятие, ¦

¦ (арендодатель) ¦ ¦ подразделение-арендатор¦

¦ (Коммерческий банк) ¦ ¦__________________________¦

_______________________¦ ¦

¦ договор о ¦

-----------финансировании---------

аренды

 

Рис.6.Трёхсторонние отношения лизинга

 

 

Первой стороной является собственник имущества,предоставляющий

его в пользование на условиях лизингового соглашения - лизин-

годатель.В лице лизингодателя могут выступать:

-предприятие или фирма,имеющая финансовые источники для

лизинговой операции,

-специализированная лизинговая компания,которая в допол-

нение к финансовому обеспечению сделки берёт на себя весь

комплекс услуг (содержание,ремонт,консультации),

-учреждения банка,выполняющие этот вид операции.

Второй стороной является пользователь имущества - аренда-

тор,которым может быть юридическое лицо любой формы собствен-

ности.

Третьей стороной лизинговой сделки выступает продавец имущест-

ва(поставщик).

В классической лизинговой сделке взаимоотношения между субьек-

тами строятся по следующей схеме: будущий лизингополучатель,

нуждающийся в определённых видах имущества,самостоятельно под-

бирает располагающего этим имуществом поставщика;в силу

отсутствия собственных средств и доступа к заёмным средствам

для приобретения его в собственность он обращается к будущему

лизингодателю,имеющему необходимые средства,с просьбой о его

участии в сделке - оно заключаетя в покупке им имущества у

поставщика в собственность и последующей его передаче аренда-

тору в пользование на оговорённых условиях.Кроме перечисленных

трёх сторон в сделке в ряде случаев участвуют посреднические

брокерские, лизинговые фирмы,трастовые конторы,финансирующие

учреждения.Стержнем любой лизинговой сделки является кредитная

операция.

Условия договоров о аренде,лизинге всех трёх сторон

включают:

-установление права пользования имуществом,

-технические аспекты эксплуатации оборудования,

-условия переуступки права пользования(аренды),

-условия окончания сроков аренды и установление имущест-

венного права,

-условия оплат до,во-время,после аренды,условия оплат и

возмещений убытков(реальных и возможных) всех трёх сторон.

Лизингополучатель принимает на себя все риски,связанные с

разрушением,утратой,порчей и повреждением оборудования.

Для точного сопоставления затрат по аренде с издержками

получения займа и последующего приобретения активов необходи-

мо,как и при оценке капиталовложений,построить все расчёты

измерения денежных расходов с учётом уплаты налогов.Традицион-

ная методика расчёта предполагает исчисление ежегодных чистых

затрат денежных средств для двух альтернативных методов фи-

нансирования - аренды и займа - с последующим приведением их к

текущей стоимости путём дисконтирования по определённой ставке

процента.Чем ниже при прочих равных условиях стоимость ежегод-

ных чистых затрат денежных средств,тем выгоднее тот или иной

финансовый план.Сравнителная стоимость аренды и займа включает

следующие параметры:

-остаточная стоимость оборудования на конец срока аренды,

-процент дисконтирования денежных расходов,

-количество лет,на которое срок ареды превышает срок по-

гашения ссуды,

-количество лет,на которое срок эксплуатации арендуемого

оборудования превышает срок погашения ссуды,

-сравнение процента по ссуде с расчётным процентом по

ссуде.

Окончательное решение:взять кредит или взять объект в аренду

принимается на основании сравнения затрат и доходов при каждом

варианте производства.При сложных объектах со сложной и доро-

гостоящей технологией расчёты принимают и более сложный харак-

тер,учитывающий динамику финансовых положений предприятия.Нап-

ример:финансирование более выгодно не равномерно по срокам пла-

тежей,а с повышением интенсивности к концу производства;или

увеличение срока аренды может приводить к снижению дисконтиро-

ванной величины издержки.

Выводы мноих исследований показывают,что в среднем аренда

обходится дороже обычного займа,однако возможно и обратное:

-когда арендатор при покупке оборудования лишается возмож

ности воспользоваться налоговым инвестиционным кредитом,

-ускоренным начислением износа,

-арендодатель передаёт часть налоговых льгот арендатору.

Для арендатора основное преимущество в аренде - удобство и

гибкость финансирования в точном соответствии с потребностью

финансирования активов.Это особенно выгодно мелким заёмщи-

кам,не имеющим возможностей в получении кредитов;иногда аренда

имеет предпочтение так как при этом варианте не требуется раз-

решения на капиталовложения или выпуск акций,облигаций.

Широкое распространение получили лизинговые сделки "арен-

да с привлечением средств"(В США они составляют 85% всех сде-

лок по аренде с полной выплатой).Это лизинговые операции ин-

вестиционного типа,при которой арендодатель берёт долгосрочный

кредит,причём арендные платежи и оборудование служат обеспече

нием ссуды.С целью снижения налогов арендодатель отчитывается

по арендным платежам,как по статье дохода,и получает право

вычитать амортизационные начисления по арендуемому оборудова-

нию,равно как ссудный процент по долгосрочному займу из сум-

мы,облагаемой налогом.

Аренда с привлечением средств часто применяется в крупных

сделках,когда арендаторы лишены возможности воспользоваться

налоговым ивестиционным кредитом или ускоренным начислением

износа.Это может быть связано с недостаточными прибылями или с

тем фактом,что их доходы полностью или частично свободны от

налогообложения.Предпочитая аренду покупке активов,арендатор

может передать свои весьма существенные налоговые льготы арен-

додателю в обмен на финансирование под процент,часто значи-

тельно более низкий,чем обычная кредитная ставка.Например,в

начале 70-х годов пять крупнейших авиакомпаний сдали в аренду

большую часть своего оборудования главным образом из-за то-

го,что низкие доходы лишили их возможности полностью использо-

вать льготы,связанные с ускоренным начислением износа и нало-

говым инвестиционным кредитом.В то же время большинство более

мелких компаний с более высокой доходностью к аренде не прибе-

гали.

Иногда коммерческие банки выступают инициатором заключе-

ния арендной сделки,не участвуя в в её финансировании и полу-

чая прибыль только в виде комиссии за учреждение аренды.

Стремясь найти оптимальный способ исчисления прибыли по

аренде с привлечением средств,арендодатели часто прибегают к

 

 

методу создания фонда погашения.В этом случае отток денег,при-

ходящийся на последние годы срока аренды,рассматривается как

отсроченное обязательство арендодателя,которое должно пога-

шаться за счёт притока денег в начальный период срока аренды.

Сданное в аренду имущество арендодатель учитывает на сво-

ём балансе в составе основных средств.Арендатор учитывает

арендуемое оборудование на забалансовом счёте.Учёт стоимости

оборудования,приобретённого банком для сдачи в аренду произво-

дится на счёте 924"Машины,оборудование,транспортные и другие

средства для сдачи в аренду",учёт переданного оборудования в

аренду производится на внебалансовом счёте 9924"Машины,обору-

дование,транспортные и другие средства,переданные в аренду"

и счёте 904 "Прочие дебиторы и кредиторы".По кредиту

счёта 924 отражается сумма стоимости оборудования,по дебету

904 счёта отражаются суммы,начисленные на арендатора,по дебету

904 счёта отражаются погашенные арендатором суммы.

В аналитическом учёте в разрезе каждого арендатора откры-

ваются отдельные лицевые счета по каждому договору о лизинге.

2.7.Факторинговые опреации

Факторинг -переуступка поставщиком своих долговых требо-

ваний банку,в виде счетов,векселей.Операция является факторин-

говой,если выполнены любые два условия:

-предварительная оплата долговых требований,

-ведение бухгалтерского учёта поставщика,

-инкассирование его задолженности,

-страхование поставщика от кредитного риска.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых

предприятий,испытывающих финансовые трудности из-за несвоевре-

менной оплаты долгов.Факторинг возможен для узкого круга юри-

дических лиц имеющих постоянное доверие у банка и способных

оплачивать большие комиссионные.

Факторинговые операции делятся:

-внутренние,когда все три стороны(продавец,покупатель и

банк) - субьекты одной страны,

-открытые,когда должник уведомляется о факторинговой

сделке и роли банка,

-с правом регресса,т.е. обратного требования к поставщику

или без такого права.

Соглашения о факторинге может быть в следующих вариантах:

-о полном обслуживании(открытый факторинг без права рег-

ресса),

-о полном обслуживании с правом регресса,

-об учёте счетов-фактур.

Факторинговый метод обслуживания клиентов существовал с охва-

том всех юридических лиц до 1992 года в условиях зацентрализо-

ванной системы Госбанка СССР.С распадом этой системы факторинг

как способ обслуживания переживает новое идейное и организаци-

онное становление.Несовершенство пока этой формы обслуживания

подтверждается существованием проблемы "взаимных неплатежей".

 

2.8.Трастовые операции

Накопление богатства отдельными лицами,необходимость уме-

ло распорядиться этим богатством вызывает к жизни множество

операций по доверенности.

Трастовые операции - финансовое управление (или выполне-

ние отдельных операций)по поручению и в интересах клиента на

правах его доверенного лица,(таких как распоряжение

наследством,выполнение роли опекуна,посредника в финансовых

отношениях).Трастовые операции регулируются общим и админист-

ративным правом.Общее право ограничивает трастовые отношения

жизнью доверителя плюс 21 год.Отношения доверенности,вытекаю-

щие из завещания,длятся 25 лет;благотворительные отношения

могут быть бессрочными.Важным преимуществом больших трастовых

отделов в крупных банках перед частными доверенными лицами яв-

ляется возможность принятия квалифицированного группового ре-

шения специалистами в области права,инвестиций и налогообложе-

ния.Отделы,состоящие из квалифицированных специалистов,лучше

подготовлены к принятию беспристрастных решений,чем отдельные

лица.

Трастовые операции используются коммерческими банками (в

этом случае они называются траст-корпорациями) в целях:

-получения дополнительных доходов,

-приобретения контроля над финансами корпораций,

-маскирования сращивания банковского капитала с нефи-

нансовым.

Доля ценных бумаг,которыми распоряжаются коммерческие банки по

доверенности своих клиентов часто превышает долю ценных бу-

маг,покупаемых банками за свой счёт.

Трастовые услуги банков предприятиям:

-------------------------------------

-передача прав собственности на ценные бумаги,

-ведение счетов для держателей ценных бумаг,эмитентов и

других организаций,

-уплата процентов,погашение долгов,

-распоряжение фондами при погшении задолженности по обли-

гационным займам,

-освобождение имущества от залога,

-осуществление агентских функций по обмену ценных бумаг

при конверсии бумаг,при реорганизации предприятия,

-выплата дивидендов по акциям

Трастовые услуги банков физическим лицам:

-----------------------------------------

-доверительное распоряжение имуществом частных предприни-

мателей,

-управление имуществом несостоятельных должников,

Специализированные траст-компании имеют собственный капитал и

оказывают услуги:

-услуги корпорациям(хранение ценных бумаг,инвестиции,опе-

рации с залогом),

-управление индивидуальными трастами(распоряжение по

контракту большими суммами),

-хранение доверенных ценных бумаг,

-консультирование клиентов.

3.Организация расчётов в банковских системах и

банках

 

3.1.Наличные и безналичные расчёты с клиентами.

 

Банки хранят денежные средства своих клиентов на их сче-

тах,зачисляют поступающие на эти счета суммы и выполняют

распоряжения клиентов по перечислению средств со счёта,а также

проводят другие банковские операции по счёту.

Организация расчётов в банке регламентируется в соот-

ветствии с "Положением о безналичных расчётах в Российской Фе-

дерации"(см.Приложение N 4).

Расчёты между банками на территории России осуществляются

через расчётно-кассовые центры(РКЦ),созданные ЦБ.

Формы расчётов между плательщиком и получателем определя-

ются договором.Их взаимные претензии по расчётам рассматрива-

ются в установленном договором и законодательством порядке.

В зависимости от участников расчётные операции банков

подразделяются на две основные группы:

-клиентские расчётные операции,

-межбанковские расчёты.

Классификация расчётных операций представлена на рис.7.

По содержанию опрерации расчёты можно разделить на:

-аккредитивные операции,

-инкассовые операции,

-переводные операции,

-клиринговые операции.

По форме документов и платёжного инструмента операции

подразделяются на:

-рачёты чеками,

 

Расчётные операции

__________________

 

_________________________________________________________

участники ¦ платёжный ¦ назначение ¦ форма ¦

расчётов ¦ инструмент¦ операции ¦ расчётов ¦

_________ ¦ _________ ¦ __________ ¦ ________ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

межбанковские ¦ платёжное ¦ открытие ¦ аккредитивные ¦

¦ поручение ¦ счёта ¦ ¦

¦ ¦ ¦ переводные ¦

клиентские ¦ ¦ ведение ¦ ¦

¦ требования ¦ счёта ¦ инкассовые ¦

¦ ¦ ¦ ¦

внутри ¦ векселя ¦ инкассо ¦ клиринговые ¦

банковские ¦ ¦ ¦ ¦

¦ чеки ¦ акцепт ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ аваль ¦ ¦

________________________________________________________

 

 

Рис.7.Классификация расчётных операций

 

-расчёты векселями,

-расчёты аккредитивами,

-расчёты платёжным поручением,

-расчёты кредитными карточками,

-расчёты наличными.

Организация системы расчётов в каждой стране имеет свою специ-

фику,но она имеет и общие основные принципы:

-платежи наличными,

-депонирование наличных денег на счёт клиента,

-изъятие наличных денег со счёта,

-перевод денег платёжным поручением,

-дебетовые переводы средств с одного счёта на другой,

-кредитовые переводы средств с одного счёта на другой

 

Наиболее массовой расчётной операцией является расчёт

платёжными поручениями.Плательщик представляет в банк поруче-

ние на бланке определённой формы.Поручения имеют срок

действия(10 дней).Поручения принимаются к исполнению банком

при наличии средств на счёте.По договорённости сторон платежи

могут быть срочными(плановыми),досрочными,отсроченными.

При расчётах чеками владелец счёта(чекодатель)даёт пись-

менное распоряжение плательщику(банку,выдавшему чек) уплатить

указанную сумму получателю - чекодержателю.Чеки используются

как физическими так и юридическими лицами,являясь ценной бума-

гой.Чековая книжка выдаётся клиенту банком по его заявле-

нию,сумма лимита чека указывается прописью,заверяется печатью

и подписями должностных лиц банка.Банки,принявшие чеки в опла-

ту,сдают чеки в расчётно-кассовый центр.Филиалы одного банка

ведут расчёты чеками между собой минуя РКЦ.Сдаваемые в РКЦ че-

ки,сопровождаются реестрами в 4-х экземплярах.

Расчёты аккредитивами представляют собой расчёты по

условному денежному обязательству банка,выданное им по поруче-

нию клиента в пользу контрагента.Если банк,выставивший аккре-

дитив (банк-эмитент),по поручению плательщика(покупателя) пе-

реводит средства в другой банк поставщика,то в банке поставщи-

ка открывается отдельный балансовый счёт "Аккредитивы".В банке

плательщика открывается внебалансовый счёт "Аккредитивы к оп-

лате".Исполнение аккредитива,то есть выплаты по нему,произ-

водится непосредственно банком,обслуживающим поставщика.В

особых случаях банк-эмитент может отозвать аккредитив без сог-

ласования с поставщиком,если обратное не оговорено договором о

выдаче аккредитива.

Платёжное требование-поручение представляет собой требо-

вание поставщика к покупателю оплатить на основании направлен-

ных в обслуживающий банк плательщика расчётных и отгрузочных

документов,стоимость продукции,услуг.Платёжные требования-по-

ручения выписываются поставщиком на бланке унифицированной

формы и вместе с документами направляются в банк покупателя в

трёх экземплярах;банк покупателя передаёт требование -поруче-

ние плательщику,а отгрузочные документы оставляет в картотеке

к счёту плательщика(см.рис.8).

 

-----------¬ <--------- требование <-----------¬

¦покупатель¦ оплатить ¦ БАНК ¦

L--------------->поручение оплатить---> L--------

¦ ^

¦ ¦

авизо ¦

¦ поручение

¦ ^

поручение ¦ ¦

взыскать v ¦

----------¬--> (требование: ф.0401040) -->------¬

¦ продавец¦ ¦ БАНК¦

¦ ¦<--- выписка из л/с о зачислении L------

L---------- средств

 

 

Рис.8.Схема документооборота при расчётах

 

3.2.Расчёты между банками

На территории РФ расчёты между учреждениями коммер-

ческих,кооперативных банков и другими кредитными учреждениями

производятся расчётно-кассовыми центрами ЦБ(Центрального бан-

ка) РФ (РКЦ).Учёт ведётся по плану счетов бухгалтерского учёта

в банках СССР.Для расчётов каждому банку открывется корреспон-

дентский счёт на балансовом счёте РКЦ:

-для коммерческих банков N 161,

-для Сбербанка N 164,

-для Внешэконом банка N 165.

Все расчётные операции с другими банками производятся через

корреспондентские счета,открытые в РКЦ.Банки обеспечивают сво-

евременное поступлениена свой корреспондентский счёт средств в

размерах,необходимых для проведения платежей.В случае образо-

вания дебетового сальдо по корреспондентскому счёту коммер-

ческий банк или его филиал уплачивает проценты;размер про-

центной ставки устанавливается ЦБ.

Расчёты между РКЦ по операциям коммерческих банков,а так

же по своим собственным осуществляются через счета межфилиаль-

ных оборотов(МФО).

Коммерческие банки могут самостоятельно определять поря-

док расчётов между своими подведомственными учреждениями.

Осуществление расчётов через централизованные корреспон-

дентские счета имеет место и в зарубежной практике в двух слу-

чаях:

-осуществление всех операций в полной сумме в пределах

кредитового остатка на счёте с охватом системами связи и

электронной обработки операций учреждений банка;

-клиринговый режим взаимных зачётов встречных потоков

платежей.

Кроме обычных операций коммерческих банков внутри своих

.

- 46 -

стран,многие банки предоставляют услуги за границами страны.В

последние годы международные операции коммерческих банков

росли быстрыми темпами.Банки могут располагать в других стра-

нах отделениями и филиалами под управлением международного от-

дела банка.Возможна организация и представительства за рубе-

жом.Любая национальная банковская система стремится к расшире-

нию своих операций в других странах,что создаёт здоровую кон-

куренцию в привлечении клиентов.Кроме создания заграничных фи-

лиалов используются и другие методы финансовой экспансии:

-приобретение акций иностранных банков,

-вступление в соглашения с местными банками об обслужива-

нии клиентов,

-приобретение дочерних компаний,создание совместных

консорциумов,что экономически выгоднее открытия филиалов.

Превод денег из одной страны в другую можно осуществить

несколькими способами.Например:

Перевод почтой.Клиент вносит в свой банк наличные или вы-

писывает чек на свой счёт.В свою очередь банк посылает авиа-

почтой письмо с приказом иностранному банку выплатить нужную

сумму получателю,названному в письме.В письме уточняются дета-

ли платежа:сумма,реквизиты получателя,реквизиты отправителя.По

получении приказа заграничный банк проверяет юридическую сто-

рону операции между банками и вступает в контакт с получателем

и производит платёж,при этом сумма платежа списывается со счё-

та банка,начавшего операцию.Комиссионные взыскиваются с клиен-

та,отправившего перевод.

Перевод телефоном и телеграфом.Процедура усложнена

системой шифров и кодов для защиты секретности операций.

Переводной вексель.Такой вексель представляет собой обра-

щающийся документ,выставленный банком на иностранный банк-кор-

респондент.К векселям прибегают в тех случаях,когда клиент

.

- 47 -

банка предпочитает иметь реальный обращающийся документ для

отправки по почте получателю за границей.Когда выставлен

вексель,банк клиента посылает иностранному банку уведомле-

ние(авизо),в котором перечислены основные реквизиты векселя.А

так как вексель не оплачивают до получения авизо,оно служит

защитой от обмана.

Одной из самых важных функций,осуществляемых зарубежными

филиалами банков,является кредитование экспорта и импорта

страны и торговли между странами.Предварительная оплата и отк-

рытые счета широко используются лишь во внутренней торговле,во

внешней торговле в качестве расчётных средств широко использу-

ют переводные векселя и аккредитивы.Например:жмеринская фирма

"Бис"покупает шкуры неубитых баранов у алмаатинской фирмы "Ал-

тын"."Алтын" готовит груз к отправке и доставляет транспорт-

ной фирме "Транзит" для отгрузки покупателю. Затем экспортёр

выставляет тратту(переводной вексель),который требует от"Бис"

уплаты 100 купонов в манатах.Этот вексель вместе с распиской

"Транзита" представитель"Алтына" доставляет в банк,предположим

в отделение "Алмаата-Лион-кредит",и поручает ему указанную

сумму переслать банку-корреспонденту "Жмэринг Бэнк".По получе-

нии документов "Жмэринг Бэнк" требует от фирмы "Бис" оплаты

товара.Как только покупатель уплатит банку,ему выдаются все

документы для получения груза в порту Каспийского моря.В этой

ситуации "Жмэринг Бэнк" выступает как посредник и получатель

денег.За эту услугу банк получит от "Алмаата-Лион-кредит" ко-

миссионные до 0.25% суммы тратты или по таксе:10$ за опрера-

цию.Естественно,что будут приняты меры к защите товара:его

страховка в пути "Транзитом",выдача "Бисом" сохранной расписки

на получение документов от "Жмэринг Бэнк" с условием оплаты

после осмотра товара и пересчёта шкур.

Аккредитив - финансовый документ,выписанный банком по по-

ручению одного из своих клиентов и разрешающий фирме,которой

.

- 48 -

он адресован,выставлять вексель на банк под аккредитив при

условиях в нём обозначенных.При аккредитивной форме исходят из

того,что финансовая мощь банка выше,чем его клиента.Другая

причина популярности аккредитивов - удобный способ установле-

ния определённых нормативов качества,которым должен удовлетво-

рять товар.Третье преимущество аккредитивных расчётов - они

позволяют продавцу быстро получить деньги за отгруженный то-

вар.В международных расчётах используются безотзывные аккреди-

тивы,которые не подлежат изменению без согласия всех заинте-

ресованных сторон.

После того как импортёр закончил формальности,связанные с

выставлением аккредитива финансирующим его банком,последний

пересылает аккредитив заграничному банку,осуществляющему опе-

рации для экспортёра.Заграничный банк пересылает аккредитив

своему клиенту.По получении аккредитива иностранный экспортёр

организует отправку товаров зарубежному импортёру в соот-

ветствии с условиями аккредитива.Подготовив счета и накладные

на груз и доставив товар на транспорт,экспортёр прилагает до-

кументы к векселю и вместе с аккредитивом сдаёт их в свой

банк.Банк инкассирует вексель и направляет документы в загра-

ничный банк.Дальнейшая процедура зависит от векселя:

-на предъявителя,либо

-срочная тратта.

В первом случае банк производит оплату сразу.Для перечисления

средств банку экспортёра возможны:

-перечисления со счёта на счёт,если банки корреспондиру-

ются,

-перечисления по тратте через банк-посредник.

Банку,выставившему аккредитив,оплата может быть произве-

дена перечислением со счёта клиента или путём предоставления

ссуды.Обеспечением ссуды могут служить импортируемые товары.По

мере их продажи ссуда погашается.

.

- 49 -

 

4.Совершение банковских операций и их учёт

в банке.

4.1.Бухгалтерский учёт в банке.

Основой построения бухгалтерского учёта в банках России

является единая система счетов синтетического (сводного,обоб-

щённого)учёта.Эта универсальная система учёта,включающая груп-

пировку операций на счетах "на все случаи",создающая возмож-

ность анализировать деятельность банков.Счета,входящие в план

счетов банка,являются статьями баланса доходов и расходов бан-

ка.По данным баланса контролируются:

-создание фондов банка,

-размещение ресурсов,

-правильность отражения операций в учёте банка.

Поэтому баланс банка -важнейший документ банка.

 

Структура баланса

-----------------

На балансовых счетах учёт ведётся по системе двойной за-

писи с отражением каждой операции по дебету одного и кредиту

другого счёта.В отличие баланса хозяйственных операций предп-

риятий баланс банка не разделяется на два главных раздела:ак-

тив и пассив.Вместе с тем в балансе банка различают активные и

пассивные счета.План счетов банка построен по принципу од-

носторонней группировки - в одном разделе могут присутствовать

балансовые счета активные и пассивные.

Балансовые счета подразделяются на счета первого и второ-

го порядка.Второй порядок - детализация и расшифровка счетов

первого порядка(например,01 -счёт первого порядка,012 - счёт

второго порядка "Специальный фонд")

На активных балансовых счетах учитываются:

.

- 50 -

-денежная наличность в кассах банка,

-краткосрочные и долгосрочные кредиты,

-затраты на капитальные вложения,

-инвестиции в ценные бумаги,

-долги(дебиторская задолженность).

На пассивных балансовых счетах отражаются:

-фонды(резервы)банка,

-вклады,депозиты,

-прибыль банка,

-средства в расчётах,кредиторская задолженность,

На активно-пассивных счетах учитываются:

-расчёты с иностранными банками,

-средства других банков,

-прибыли и убытки.

Разделы балансовых счетов плана счетов банка:

--------------------------------------------

Раздел 1."Фонды банка"-включает счета по учёту средств в

уставном,резервном,фонда износа основных средств,фондах эко-

номического стимулирования и фондах развития производства.

Раздел 3."Денежные средства" -содержит счета,на которых учиты-

вается денежная наличность банков в кассах и пути,а также

расчётные и текущие счета предприятий.

Раздел 4."Драгоценные металлы" - учитывает драгоценные металлы.

Раздел 5."Иностранная валюта и расчёты по иностранным операци-

ям" - учёт наличной иностранной валюты и платёжных документов

в иностранной валюте,счета у иностранных банков и средства

иностранных банков в России,аккумулированные ресурсы по расчё-

там с иностранными корреспондентами и другие валютные ценности.

Раздел 6."Расчёты с бюджетными учрежденими " - счета по учёту

доходов и расходов республиканского бюджета,средств муници-

пального бюджета,текущие счета учреждений,финансируемых из

местного бюджета,счета для расчётов с Минфином.

.

- 51 -

Раздел 7."Расчёты с кредитными учреждениями" - счета для отра-

жения операций по корреспондетским отношениям с другими банка-

ми.

Раздел 8."Финансирование капитальных вложений" - учёт инвести-

ций банка,его "инвестиционный портфель",с учётом инвестицион-

ных источников и объектов.Здесь же открыты счета для инвести-

ционных портфелей предприятий и учёта расходов средств на ин-

вестирование.

Раздел 9."Опреации с ценными бумагами" - учёт вложений средств

в акции предприятий и долговые обязательства.

Раздел 10."Кредитные и расчётные операции" - расчётные и ссуд-

ные счета по краткосрочным кредитам,предоставляемым предприя-

тиям.

Раздел 13."Средства и операции общественных организаций" -

счета по взаимоотношениям с общественными организациями.

Раздел 14."Операции по вкладам,депозитам и счетам граждан" -

содержит счета по расчётам с гражданами(физическими лицами).

Раздел 15."Долгосрочные вложения" - учёт средств,предназначен-

ных для долгосрочного кредитования,учёт долгосрочных креди-

тов,предоставленных предприятиям(юридическим лицам).

Раздел 17."Другие долгосрочные вложения" - продолжение счетов

предыдущего раздела.

Раздел 18."Расчёты с банком по сторонним средствам" - содержит

счета для учёта средств специального назначения и специальных

ссуд,выданных за счёт этих средств.

Раздел 19."Централизованные счета по пенсиям" - средства и

расходы по Пенсионному фонду России.

Раздел 20."Взаимные межфилиальные расчёты"(МФО) - содержит

счета для учёта взаимных расчётов между учреждениями всех бан-

ков России,которые возникают в основном при расчётах между

иногородними предприятиями и организациями.

.

- 52 -

Раздел 21."Дебиторы и кредиторы" - содержит счета дебиторов и

кредиторов банка.На отдельных счетах учитываются ценные бума-

ги,паи и акции,суммы оборотных средств.

Раздел 22."Основные средства банка и хозяйственные затраты" -

счета этого раздела ведут учёт банковского имущества(зда-

ния,сооружения,хозяйственный инвентарь);здесь же учитывается

финансирование строительства банком,капитальных вложений.

Раздел 23."Отвлечённые средства" - на счетах этого раздела

учитываются отвлечённые средства из прибыли (нераспределённой

по акциям) банка.

Раздел 24."Доходы и расходы банка" - включает счета для учёта:

-операционных расходов,

-различных доходов,

-расходы на содержание персонала,

-прибыли и убытки.

Раздел 25."Опреации по межгосударственному и внутриреспубли-

канскому зачёту" - введён Центробанком России для зачётов меж-

государственных и внутриреспубликанских взаимных требований

хозорганов и коммерческих банков.

 

Внебалансовые счета.

-------------------

- Учёт движения ценностей и документов,поступивших на ин-

кассо,хранение,комиссию,по трастовым операциям.У внебалансовых

счетов признак в нумерации:первые две цифры - 99(например,9921

- внебалансовый счёт N 21).Номенклатура внебалансовых счетов

состоит из 10 разделов:

Раздел 2."Обеспечение - состоит из одного счёта,на котором

учитываются срочные обязательства юридических лиц о погашениях

полученных ими краткосрочных ссуд.

Раздел 3."Лизинговые операции" - учёт на счёте 9924 оборудова-

ния и имущества,сданных в аренду.

.

- 53 -

Раздел 4."Документы по расчётным операциям" - на отдельных

счетах учитываются документы по расчётным операциям,ожидающие

акцепта,или не оплаченные в срок из-за отсутствия средств;учёт

аккредитивов к оплате по месту нахождения счёта поставщика.

Раздел 5."Документы и ценности по иностранным опреациям" - со-

держатся документы отосланные,принятые и присланные на ин-

кассо; платёжные документы в иностранной валюте,товарные доку-

менты у иностранных корреспондентов;аккредитивы в иностранной

валюте.

Раздел 6."Документы по долгосрочному кредитованию" - учитывает

на счетах обязательства заёмщиков по долгосрочным ссудам.

Раздел 7."Разные ценности и документы" - содержит счета для

учёта неразобранных посылок с деньгами,марок государственной

пошлины,бланков строгой отчётности,различных ценностей и доку-

ментов.Здесь же учитываются средства банков на строительст-

во,переданные в порядке долевого участия генеральному застрой-

щику.Средства с этого счёта списываются на основании докумен-

тов,подтверждающих передачу банку оплаченной им площадей в

постройках.

Раздел 9."Долги,списанные в убыток" - ведёт учёт списанных в

убыток сумм по долгам,зачисленных на счёт этого раздела по

распоряженияю управления банка,что позволяет наблюдать за по-

явлением возможности взыскания долга при изменении имуществен-

ного положения должника.

Раздел 10."Ценные бумаги" - учитывает все виды ценных бумаг.

 

Особенности оформления операций

-------------------------------

После окончания операционного дня работы с клиентами (как

.

- 54 -

правило в первой половине дня) проводится счётная проверка в

лицевых счетах, сверка данных по документам со сводкой оборо-

тов,а также проверяются входящие и исходящие остатки с данными

проверочных ведомостей.Данные,накопленные по аналитическому

учёту(т.е. в разрезе каждого клиента),сверяются с данными по

синтетическому учёту на счетах первого порядка.По результатам

операций клиентам готовятся выписки из их лицевых счетов;про-

водится проверки по счетам клиентам в установленные сроки на-

численных процентов.

Документация бухгалтеского учёта

--------------------------------

Все операции банков (расчётные,кассовые,ссудные) отража-

ются в бухгалтерском учёте на основании денежно-расчётных до-

кументов.Денежно-расчётные документы поступают в банки от

предприятий и учреждений,от других банков,а также составляются

в самом банке и содержит необходимую информацию о характере

операций,позволяющую проверить их законность и осуществить

банковский котроль.

Все денежно-расчётные документы по характеру отражаемых

операций подразделяются на:

-кассовые,

-мемориальные,

-внебалансовые.

Кассовые документы относятся либо к приходу денег в кассу,либо

их взятию из кассы.

Приходные кассовые документы:

-объявления клиентов на взнос денег в кассу банка и за-

числения суммы на определённый счёт;

-приходный кассовый ордер,выписанный бухгалтером банка;

-квитанции о приходе денег.

Расходные кассовые документы:

.

- 55 -

-чеки,выписанные клиентами банка;

-расходные кассовые ордера,выписанные бухгалтерией банка.

Мемориальные документы используются для безналичных перечисле-

ний по счетам:

-платёжные поручения,

-платёжные требования,

-расчётные чеки.

К внебалансовым документам относятся:

-приходные ордера,

-расходные ордера,

для оформления приёма и выдачи ценностей и документов.

Все документы,на основе которых совершаются бухгалтерские за-

писи,унифицированы и должны иметь обозначение балансовых и

внебалансовых счетов,по которым проводятся суммы.

Лицевые счета

-------------

Лицевые счета аналитического учёта открываются по каждому

балансовому и внебалансовому счету синтетического учёта.Лице-

вые счета открываются по видам учитываемых средств,ценностей с

разделением по их назначению и владельцам.На лицевых счетах

учитываются также выданные ссуды.Все лицевые счета регистриру-

ются в специальной книге-классификаторе;в ней регистрируются

открываемые предприятия,текущие и бюджетные счета,счета по ли-

митированным чековым книжкам,долгосрочным ссудам.Каждому кли-

енту в банке регистрируется только один лицевой счёт.Лицевой

счёт - это двусторонняя таблица(приходная и расходная

часть),имеющая стандартную форму и реквизиты.

Вместе с лицевыми счетами иногда в качестве аналитическо-

го учёта используются хранящиеся в строгом порядке в картоте-

ках документы,например,авизо по счетам начальных и ответных

межфилиальных оборотов(бал.счета N 830,840),обязательства по

.

- 56 -

краткосрочным и долгосрочным ссудам(счета 9921,9941),документы

по расчётным операциям(счета 9927,9929,9932 и др.).

Документы синтетического учёта

------------------------------

В банке синтетический учёт ведётся в:

-бухгалтерских журналах по каждому счёту,

-кассовых журналах,

-сводных карточках,

-проверочных ведомостях,

-балансах(ежедневных,месячных, квартальных,годовых).

В бухгалтерском журнале регистрируются обороты каждой операции

по дебету и кредиту каждого счёта,выводятся итоги по балансо-

вым счетам первого порядка и общие итоги по журналу в це-

лом.При этом обороты по дебету по журналу счетов в целом долж-

ны быть равны оборотам по кредиту.Бухгалтерский журнал исполь-

зуется для контроля за полнотой отражения банковских операций

в бухгалтерском учёте.

Кассовые журналы содержат записи документов по приходу и

расходу кассы с указанием лицевых счетов клиентов,суммами

кассового плана и суммами операций.В конце опердня подсчитыва-

ются итоги по кассовым журналам и сверяются с итогами оборот-

ной кассы банка.Данные кассового журнала переносятся в бухгал-

терский журнал.

Сводные карточки ведутся по балансовым счетам первого порядка

и некоторым счетам второго порядка.В сводные карточки ежеднев-

но записываются обороты по дебету,кредиту,конечные сальдо по

лицевым счетам аналитического учёта,открытым на соответствую-

щих балансовых счетах.Обороты дебета и кредита в сводных кар-

точках сверяются с данными бухгалтерского журнала,а сумма

остатков на конец дня сверяется с оборотами за день и остатком

.

- 57 -

за прошлый день.По данным сводных карточек составляется ежед-

невный баланс,проверяется равенство оборотов актива и пассива

путём составления оборотной ведомости.После выверки баланс

подписывается главным бухгалтером банка.

 

Проценты:начисление и отражение в бухгалтерском учёте

-----------------------------------------------------

Коммерческие банки начисляют проценты по расчётным,теку-

щим,ссудным,депозитным и прочим счетам своих клиентов.Согласно

положению,существующему в банке для начисления процентов по

счетам открываются отдельные лицевые счета по каждому клиен-

ту.Все счета классифицируются по шифрам кредита,срокам пользо-

вания,размерам процентных ставок;для депозитов - по срокам

хранения и размерам процентных ставок.

Размер процентных ставок,порядок кредитования, сроки на-

числения процентов,порядок их взыскания (зачисления на счета

клиентов) определяются решениями кредитного отдела банка.Дан-

ные решения зафиксированы в договорах с клиентами банка и яв-

ляются обязательными для бухгалтерии банка.

Расчёт начисленных и уплаченных процентов по межбан-

ковским кредитам ведётся по каждому отдельному кредитному до-

говору.В указанном положении о начислении процентов определены:

-порядок начисления процентов,

-порядок взыскания процентов,

-техника начисления процентов.

 

Кассовые операции:порядок ведения и учёт

----------------------------------------

Кассовые операции являются наиболее важными операциями

банка.Кассовые подразделения банка производят выдачу,при-

ём,сохранность денежных знаков.Совокупность всех наличных де-

нег,находящихся в банке,называют операционной кассой банка.В

состав операционной кассы входят:

-приходно/расходные кассы,

-кассы для размена денег,

-вечерние кассы(сбор инкассации),

-кассы пересчёта выручки,

-денежная кладовая(хранилище).

Правила банковских кассовых операций регламентируют:


 

- 58 -

-порядок ведения кассовых операций,

-правила перевозки денежных знаков,

-правила хранения денежных знаков,

-порядок определения платёжеспособности денежных знаков,

-порядок замены и уничтожения повреждённых банкнот.

Материально ответственными лицами за сохранность денежных цен-

ностей являются руководитель банка,главный бухгалтер,главный

кассир.Эти должностные лица в банке доводят перечисленные пра-

вила до безусловного исполнения персоналом всех касс.

 

Бухгалтерская отчётность банка

------------------------------

Коммерческие банки предоставляют отчёт в Центробанк и

налоговую инспекцию.Годовой бухгалтерский отчёт состоит из

следующих документов:

-баланс(форма N 1),

-отчёт о прибылях и убытках(форма N 2),

-приложение к балансу(форма N 3),

-справка о составе фондов,

-отчёт о хищениях и просчётах,

-статистический отчёт по труду.

Пример структуры годового баланса коммерческого банка приведён

в таблице N 4.

 

.

- 59 -

Таблица N 4

_____________________________________________________________

АКТИВЫ ¦ 31.12.1991¦31.12.1992¦

------------------------------------------------------------¦

Касса ¦ 5421 ¦ 3121562 ¦

Средства на счетах в банках: ¦ 397566 ¦11900756 ¦

-в Центробанке ¦ 359576 ¦ 8234379 ¦

-в иностранных банках ¦ 26398 ¦ 3493116 ¦

-в прочих банках ¦ 11592 ¦ 173261 ¦

Займы,предоставленные другим банкам ¦ 120500 ¦ 1627268 ¦

Размещение депозитов в инобанках ¦ - ¦13682400 ¦

Ценные бумаги ¦ 103335 ¦ 257893 ¦

Ссуды ¦ 2159464 ¦39431353 ¦

Участие в хозяйственной деятельности ¦ 2504 ¦ 93417 ¦

Резервный депозит в Центробанке ¦ 239693 ¦ 1175161 ¦

Основные средства и хоззатраты ¦ - ¦ 328422 ¦

Прочие дебиторы ¦ 104928 ¦ 3753066 ¦

Прочие активы ¦ 153240 ¦ 4893777 ¦

В С Е Г О А К Т И В О В ¦ 3286651 ¦80265075 ¦

-------------------------------------¦-----------¦----------¦

ПАССИВЫ ¦ 31.12.1991¦31.12.1992¦

-------------------------------------¦-----------¦----------¦

Займы от других банков ¦ 756804 ¦ 31097680¦

Корреспондентские счета других банков¦ - ¦ 10200615¦

Расчётные и текущие счета ¦ 1144346 ¦ 14095857¦

Срочные вклады и депозиты ¦ 365510 ¦ 2137196¦

Прочие кредиторы ¦ 203757 ¦ 16891669¦

Доходы будущих периодов ¦ - ¦ 449801¦

Прочие пассивы ¦ 13624 ¦ 456670¦

Спецфонды и резервы ¦ 93564 ¦ 2978554¦

Прибыль ¦ 153160 ¦ 967033¦

Уставный капитал ¦ 555886 ¦ 990000¦

В С Е Г О П А С С И В О В ¦ 3286651 ¦ 80265075¦

____________________________________________________________¦

.

- 60 -

Общая финансовая отчётность банка

---------------------------------

С развитием коммерческих банков возникла необходимость

отражения их деятельности в отчётности и представления отчётов

заинтересованным пользователям:

-акционерам банка,

-клиентам банка,

-налоговой инспекциии,

-Центральному банку России.

Для сопоставления результатов деятельности банка с зарубежными

банками и приобретения доверия на международном уровне фи-

нансовая отчётность банка должна соответствовать принятым в

международной практике нормам и стандартам.Международные стан-

дарты унифицируют требования бухгалтерского учёта банков:

-содержание отчётности,

-критерии внесения в отчётность разных её элементов,

-правила оценки элементов отчётности,

-обём представляемой в отчётности информации.

При переходе на международные стандарты бухгалтерского учёта и

отчётности за основу принимаются стандарты Международного ко-

митета стандартизации бухгалтерского учёта(IASC).

Потребителей информации интересует

-финансовое состояние коммерческого банка,

-эффективность банка,его "рентабельность";

-изменения в собственном капитале и средствах банка.

Поэтому виды отчётности разнообразны и многочисленны:

-денежные средства,депозиты в ЦБ,депозиты в банках,

-долговые ценные бумаги,ценные бумаги для перепродажи,

-ссуды,лизинг клиентам,инвестиционные ценные бумаги,

-резервы на возможные потери(страховые фонды),

-прибыль,выпущенные долговые ценные бумаги,эмиссионные

разницы.

Структура балансового отчёта банка приведена в таблице N 5

.

- 61 -

Таблица N 5

_______________________________________________________________

статьи баланса ¦учётные периоды¦

----------------------------------------------¦----+-----+----¦

______________________1_______________________¦__2____3____4__¦

АКТИВЫ ¦ ¦

1.Денежные средства,счета и депозиты в ЦБ ¦ ¦

2.Депозиты в банках ¦ ¦

3.Долговые ценные бумаги(по ценам рынка) ¦ ¦

4.Ценные бумаги для перепродажи ¦ ¦

5.Ссуды ¦ ¦

6.Лизинг клиентам ¦ ¦

7.Минус:страховой резерв на потери ¦ ¦

----------------------------------------------¦---------------¦

8.Чистые ссуды и лизинг клиентам ¦ ¦

9.Основные средства и нематериальные активы ¦ ¦

10.Инвестиционные ценные бумаги ¦ ¦

11.Наращенные доходы и авансовые расходы ¦ ¦

12.Прочие активы: ¦ ¦

из них драгметаллы ¦ ¦

13.В С Е Г О А К Т И В Ы ¦ ¦

----------------------------------------------¦---------------¦

ЗАЁМНЫЕ СРЕДСТВА ¦ ¦

14.Депозиты ЦБ ¦ ¦

15.Депозиты банков и других кредитно-финансо- ¦ ¦

вых учреждений ¦ ¦

16.Депозиты клиентов ¦ ¦

17.Наращенные расходы и досрочные доходы ¦ ¦

18.Выпущенные долговые ценные бумаги ¦ ¦

19.Прочие заёмные средства ¦ ¦

20.Резерв на покрытие рисков ¦ ¦

--------------------------------------------------------------

 

.

- 62 -

Продолжение таблицы N 5

______________________________________________________________

1 ¦ 2 3 4 ¦

----------------------------------------------¦---------------¦

21. В С Е Г О ЗАЁМНЫЕ СРЕДСТВА ¦ ¦

--------------------------------------------------------------¦

СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ¦ ¦

22.Уставный капитал(простые акции) ¦ ¦

23.Привилегированные акции ¦ ¦

24.Эмиссионные разницы ¦ ¦

25.Прибыль в распоряжении банка ¦ ¦

26.Переоценка основных средств ¦ ¦

27.Чистая прибыль(убыток) отчётного периода ¦ ¦

----------------------------------------------¦---------------¦

28.В С Е Г О СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ¦ ¦

----------------------------------------------¦---------------¦

29.В С Е Г О ЗАЁМНЫЕ И СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ¦ ¦

----------------------------------------------¦---------------¦

30.Обязательства и непредвиденные пассивы ¦ ¦

______________________________________________¦_______________¦

 

Председатель Правления банка

Главный бухгалтер банка

.

- 63 -

4.2.Компьютерные учётные банковские системы

 

Банковские системы обработки объёмной бухгалтерской ин-

формации,автоматизация ведения счетов клиентов и контроля за

выполнением бухгалтерских проводок являются приоритетными в

совершенствовании банковской деятельности.С появлением персо-

нальных компьютеров автоматизация банковских работ выходит на

новый уровень,принципы которого:

-создание автоматизированных рабочих мест(АРМ) от-

ветственных и технических исполнителей;

-объединение АРМ-ов банковских работников в многоползова-

тельскую вычислительную систему,замкнутую на главную бухгалте-

рию(см.рис.9).

Персональная техника позволяет применить в банковской вы-

числительной системе принципы новой информационной технологии:

-работа исполнителя на АРМ ведётся в диалоговом режиме,

-алгоритмы обработки образуют строгую иерархическую

структуру, позволяющую осуществлять единый бухгалтерский

контроль за деятельностью исполнителей и правильностью

выполнения ими опрераций.

Технически такие банковские системы реализуются на локальных

вычислительных сетях персональных компьютеров,под управлением

главного компьютера - "сервера",осуществляющего контроль за

деятельностью АРМ-ов и хранящего базу данных о всех совершён-

ных операциях.

Программно системы строятся как многомодульные,в единой

среде СУБД(системе управления базой данных) и языков програм-

мирования.Модули системы функционально ориентированы на работу

исполнителей АРМ и могут образовывать уровни выполнения опреа-

ций:

.

- 64 -

1-ый уровень (управление банком)

-АРМ "Главный бухгалтер",

-АРМ "Главный экономист",

2-ой уровень(ответственные исполнители)

-АРМ "Администратор",

-АРМ "Бухгалтер",

-АРМ "Операционист",

-АРМ "Касса".

3-ий уровень(компьютерная обработка)

-АРМ "Операционный день".

Каждый из АРМ может (в зависимости от масштабов отдела) обра-

зовывать куст терминальных рабочих станций,состоящих из

простейших технических средств для ввода информации;куст стан-

ций замыкается на компьютер начальника отдела.

 

Функциональные возможности модулей

----------------------------------

Функции управления банковскими работами на 1-ом,верхнем

уровне в основном связаны с контролем за отчётными,статисти-

ческими данными,а также установлением лимитов на фонды,огра-

ничений.АРМ "Главный бухгалтер"контролтрует фонды,состояние

операционной кассы,межбанковские расчёты.Ежедневно обновляемая

информация о балансовых синтетических счетах является постоян-

но доступной для главной бухгалтерии.АРМ "Главный эконо-

мист"следит за состоянием активов банка,структурой задолжен-

ности по кредитам,за кредитными ресурсами,составляет финансо-

вый отчёт о деятельности банка на основе бухгалтерской отчёт-

ности (баланса).

На 2-ом уровне выполняются учётные работы.АРМ"Администра-

тор"предназначен для управления оперативной работой банка в

течение операционного дня.С помощью этого АРМ администра-

тор-распорядитель имеет возможность:

.

- 65 -

-связаться с каждым рабочим местом банка,

-присваивать и менять пароли сотрудников,имеющих доступ к

системе,

-устанавливать режимы работы подразделений,

-вводить информацию о новом клиенте,поддерживать картоте-

ку клиентуры,

-просматривать документы с целью принятия решения об их

обработке.

АРМ"Администратор" автоматически присваивает номера лицевым

счетам клиентов.

АРМ "Бухгалтер" автоматически создаёт документы по совершению

наличных и безналичных операций,в соответствии с заключёнными

договорами с клиентами.В соответствии с документами операции

бухгалтерские проводки совершаются автоматически с разноской

по счетам.Создание электронного архива позволяет осуществлять

проверку прохождения документа по любому из его атрибутов,хра-

нить в а




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.174 сек.