Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. - с начала 60-х годов до наших дней




II. - с октября 1917 года до конца 50-х годов.

I. - с середины 19 века до октября 1917 г.

Развитие социологии в России

 

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа:

 

1-й этап. Формирование и развитие социологической мысли в России шло под влиянием двух направлений - западничество и славянофильство.

Славянофилы (Аксаков, Кошелев, Данилевский) выступили с обоснованием особого, отличного от Запада пути развития России, обусловленного наличием в России православия и крестьянской общины.

Данилевский ( 1822-1865) считал неизбежным падение культуры на Западе и небывалый ее подъем в России. Он считал самым перспективным в истории “славянский” культурно-исторический тип культуры. Идеи славянофильства Данилевский доводил до крайне консервативных выводов и призывов к борьбе русского народа и российского государства с другими народами для утверждения “славянского” типа. Он утверждал, что история общества - история борьбы культурно-исторических типов с окружающей средой и между собой.

Известный общественный деятель Победоносцев (1821-1901) возрождение России видел во всемирном развитии национальных традиций, национального самосознания русского народа под руководством русской православной церкви.

Западничество - как течение социальной мысли было разнородным, но объединяющим началом было то, что западники видели путь развития России через использование достижений Европейской цивилизации.

Отличительной особенностью русской социологической мысли был субъективизм (П. А. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин, Н. А. Михайловский и др.).

Особое место среди них занимает Н. А. Михайловский (1842-1904). Его считают одним из основателей субъективной социологии.

Некоторые положения субъективной социологии: значительное место уделялось выявлению путей развития общества, но они недооценивали объективные закономерности общества. Они признавали некий социальный идеал общества, являющейся результатом его конструирования личностью.

По-Михайловскому, социология должна иметь дело не с объективными свойствами социальных процессов и явлений, а с целеполагающими и этическими факторами человеческой деятельности:

личность, по их взглядам, является главной движущей силой общества. Но личность не только главная движущая сила общества, но и мерило общественного прогресса;

Заметное место в социальной науке того периода занимает позитивная социология М.М. Ковалевского (1851-1916). Ведущую роль в своей социологической теории Ковалевский отводил учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами. В своих многих трудах он использовал и развивал сравнительно-исторический метод, с помощью которого стремился выявить общее и особенное в социальных явлениях, осуществлять познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных осуществляющих явлений.

М. М. Ковалевский верил, что с помощью сравнительно-исторического метода через “параллельное” изучение факторов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни.

Значительным направлением отечественной социологии был анархизм. Анархизм был очень разнородным явлением, Видным его представителем был М. А. Бакунин (1814-1876), главным вопросом в концепции которого были проблемы человека, развития, становления и совершенствования личности. Основу его социологической концепции составляют идеи свободы и творческого развития личности.

В этот же период в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными течениями:

1. Классический марксизм (Г. В. Плеханов и В. И. Ленин).

2. “Легальный марксизм” (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др.).

В конце 19 - начале прошлого, 20 века в России возникло влиятельное психологическое направление (Н. И. Кареев, Л. И. Петражицкий, Е. В. де-Роберти). Его представители признавали в качестве реально существующих лишь психологические процессы, социальные же явления рассматривали только как их внешние проекции. Предмет социологии сводился к анализу психического взаимодействия между индивидами.

Следует также отметить, что в этот период в социологии накапливается большой фактический материал, шла обработка методов конкретно-социологического анализа с использованием достижений статистики, демографии и других смежных дисциплин.

В 1869 году вышла в свет работа известного общественного деятеля В. В. Берви-Флеровского “Положение рабочего класса в России”. В этой работе автор обобщил значительный статистический материал и личные наблюдения, касающиеся социального и экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях России.

Заметным событием в развитии социальной мысли в России была двухтомная работа Ю. Янсона " Сравнительная статистика России и западноевропейских государств" (1878-1880 гг.), в которой автор представил богатый фактический материал о социальных процессах в послереформенной деревне.

Большое влияние на развитие социологии в России оказала опубликованная в 1899 году книга В.И. Ленина “Развитие капитализма в России”. В ней В. И. Ленин дает глубокий анализ складывающихся капиталистических отношений в послереформенной России.

2-й этап (с октября 1917- до конца 50-х гг.) характеризуется приобретением социологической наукой статуса социального института.

В 1920 году в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупный ученый и общественный деятель, внесший большой вклад в развитие отечественной и мировой социологии.

В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии.

В 1919 году был учрежден Социологический институт.

На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии.

В 20-х годах издается социологическая литература:

Сорокин П. А. “Основы социологии” (в 2-х тт., 1922 г.);

Хвостов В. М. “Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса” (1928 г.);

Бухарин Н. И. “ Теория исторического материализма”. Популярный учебник марксистской социологии (1922г.);

Салынский М. С. “Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию”(1923 г.) и др.

Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А. К. Гостев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В то же время активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения, миграции (Н. Анциферов, А. Годулов, Б. Смулевич и др.). Уделяется внимание проблемам культуры (И. Загорских, Н. Трояновский, Р. Елизаров и др.)

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что "исторический материализм - это и есть социология марксизма", и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории выводились за пределы социологии.

Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее упадка в СССР. Практическая же предпосылка упадка социологии связана с идеологией тоталитаризма.

Социологические исследования, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с проводимым им курсом развития общества. Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация всей общественной жизни, в том числе и науки. Социология прекращает свое существование. Однако ее отдельные проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, демографии, статистики, психологии.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х начале 60-х годов. В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду.

Большое распространение получило “социальное планирование”, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов, совхозов, некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.

В 60-х годах социология восстанавливает статус социального института.

В середине 1960 года было создано первое социологические учреждение - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете.

В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических исследований.

В 1969 году был создан институт конкретных социальных исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1972 г. он называется Институт социологических исследований, с 1990 г. - Институт социологии АН СССР, с 1992 г. - Институт социологии РАН.

С 1974 года начал выходить специализированный журнал “Социологические исследования”.

С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах.

В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.

В конце 80-х годов в вузах вводится преподавание учебной дисциплины “Социология”. В настоящее время она изучается во всех ВУЗах России, в том числе и военных.

Появилось немало ярких исследований, среди которых наиболее известными не только в нашей стране, но и за рубежом стали А. Г. Здравомыслов, Т. И. Заславская, И. С. Кон, Ю. А. Левада, Г. В. Осипов, А. Г. Харчев, М. Н. Руткевич, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов и др.

В настоящее время имеются значительные возможности для расширения поля деятельности социологии. Стала возможной публикация таких материалов, о которых раньше и мечтать было нельзя. Ученые-социологи стали привлекаться для разработки и экспертизы документов, имеющих важнейшее народно-хозяйственное значение. Появился шанс не только наверстать упущенное, но и преодолеть разрыв в уровне развития отечественной и зарубежной социологии, который существует сегодня и является общепризнанным фактом.

 

 

Отдельные значимые темы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.