Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы проведения социологического опроса




По частоте проведения - одноразовые и многоразовые.

По охвату количества респондентов - выборочные и сплошные.

Виды опроса

В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

МЕТОД ОПРОСА

ОПРОС — метод сбора первичной информации посредством обра­щения с вопросами к представи­телям определенной социальной группы.

Метод опроса используется в тех случаях, когда:

- изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, или когда эти источники вообще отсутствуют;

- предмет исследования недоступен для наблюдения;

- предметом изучения является элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивы, настроение, ценности, убеждения людей и т. д.

 

1. По характеру взаимосвязи исследователя и респондента опросы могут быть: письменные (анкеты) и устные (интервью), о ч ные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые).

3. По качеству получаемой информации - массовые и экспертные.

Наиболее распространенным видом опроса я вляется анкетирование.

Оно может быть групповым или индивидуальным.

По способу проведения анкетирования бывают:

- раздаточные,

- почтовые,

- прессовые.


Вопросы анкеты классифицируются по нескольким основаниям

1. По форме:

Закрытые. В закрытых вопросах респонденту предлагается выбрать один или несколько ответов из имеющихся вариантов.

Они подразделяются на вопросы "да", "нет" и "вопросы-меню" (респонденту предлагается набор ответов с правом выбора нескольких).

Открытые. Это такие вопросы, когда респонденту предлагается никакие варианты ответов и он может ответить так как желает. Например: "Что вас привлекает в военной службе…."

Полузакрытые - это такие вопросы, когда в перечне позиций предлагаемых ответов есть позиция "другое" или "что еще".

 

2. По направленности вопросы анкеты бывают прямые и косвенные.

3. По значимости - основные и второстепенные.

4. По содержанию - вопросы о фактах сознания, фактах деятельности и поведения, о личности респондента.

 

 

1. Определение целей и задачи опроса, проблем для исследования которые он предпринимает.

2. Обоснование выборки.

3. Обоснование опросного метода (разработка вопросника).

4. Проведение опроса.

5. Обработка данных, формулирование выводов и рекомендаций.

 

При проведении опроса проблема, подвергающаяся изучению, называется предметом исследования, а общность, на которую социолог распространяет выводы исследо­вания, называется объектомисследования или генеральной совокупностью.

Изучаемая часть объектов генеральной совокупности, выбранная таким образом, что в ней воспроизводятся признаки и характеристики целого, в социологии обозначается, как выборочная совокупность.

Таким образом, выборочная совокупность по своим параметрам должна соответствовать генеральной совокупности, т.е. выступать в виде ее микромодели для изучения интересующих социолога явлений, иначе говоря, к ней предъявляются требования репрезентативности (представительности).

 

Предположим, социолога интересуют отношения избирателя к конкретному избирателю в период предвыборной компании.

Для того чтобы узнать мнения людей по интересующему его вопросу, необходимо из общего числа исследуемых выбрать определенное количество респондентов и опросить их полученное мнение можно распространить на общее количество избирателей.

При этом социолог должен сформировать такую выборку, в которой доля мужчин, женщин, молодежи, лиц среднего возраста, пенсионеров, лиц с высшим и средним образованием (полным и неполным), лиц с высокими, низкими и средними доходами и т.д. была бы аналогичной доле генеральной совокупности.

 

При подведении итогов социологического опроса следует учитывать ошибки выборки, связанные с уровнем подобия выборочной совокупности генеральной.

Чем больше выборка и чем конкретнее ее построение, тем менее ошибочными, а значит более достоверными, будут сделаны ее выводы.

В зависимости от степени ошибочности, определяется и степень надежности результатов опроса:

- если ошибка выборки не превышает 3 %, исследование характеризуется повышенной надежностью,

- если ошибка составляет от 3-х до 10-и %, можно вести речь об обыкновенной надежности,

- если степень ошибочности колеблется от 10 до 20 %, то говорят о приближенной надежности,

- если от 20 до 40 %, то о прикидочной надежности.

Вывод:

Таким образом, опрос является одним из основных методов социологического исследования, используемым при изучении интересов, мотивов поведения, настроения людей, их отношения к различным социальным явлениям и процессам.

Разновидностью социологического опроса является социометрический опрос.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.