Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Железный век предстаёт в образе обывателей и вызывает, прежде всего, чувство скуки[72]




Посвящен теме испытания любовью.

Главный герой – пошлый, обыденный, подвергается испытанию нечистой силой. Он неспособен смотреть в себя. В сцене, когда Вий является туда, где Хома Брут читает молитвы и у последнего есть заповедь «смотри в себя», но он не может сделать этого, он слишком любопытен, а это не праведное чувство. И вот это неумение смотреть вглубь его и губит его, потому что Хома смотрит на вия и погибает.

Это чрезвычайно важная идея. С точки зрения Гоголя любопытство губительно, и в этом смысле здесь явная аллюзия на повесть об Адаме. Идея испытания любопытством, не только женской красотой, но и вниманием к внешнему миру, здесь одна из важнейших философских проблем.

Кроме того в этой повести, Гоголь соединяет своё великолепное владение фольклором с литературной начитанностью. Это раскрывается в самом названии «Вий». Во-первых, оно соотносится с циклом сказок о ведьмах, где присутствует мотив красавицы-оборотня (в том числе и в «Майской ночи»).

Во-вторых, в поясняющем названием письме Гоголь говорит о «гноме».[69] Однако гном - это немецкая культура, никакого отношения к украинской не имеет. Так, Гоголь соединяет два начала - украинский и немецкий фольклор, который был ему знаком через Гофмана.

И в-третьих, вий - малоросс., старик с бровями и веками до земли; если поднимут его веки, то взгляд его испепеляет людей. Таким образом, Вий, а вернее, веко – это тот самый главный инструмент для взгляда, который губит человека.

Контаминация[70] происходит у Гоголя и в имени главное героя - его зовут Хома Брут. Хома - имя православное и достаточно распространенное. Хома/Фома - имена славянского ряда. Имя Брут имеет латинское начало, восходящее к древнеримской истории, которая интересовала Гоголя. Таким образом, он обыгрывает латинское имя. Но Брут – это убийца Цезаря, а Брут в значении «грубый», «примитивный», «брутальный».

В описанное в повести испытание изображает постепенное падение человека и отпадение от церкви, от религии, от веры. И если Товстогубы жили в золотом веке, то Хома Брут, профессионально связанный с религией, оказывается далёким от принципов веры, слаб в свое вере. И наконец уже совсем поглощены во внешних дрязгах и ссорах обывательской жизни герои последней повести, так называемого железного века.

«Как поссорился Иван Ивановыч с Иваном Никифоровичем» [71]

Кроме того, мотив скуки, грусти становится ведущим не только в этой повести. И в конце концов, как признавал и сам Гоголь, скука становится едва ли не сквозным образом всего его творчества.

При этом надо иметь в виду ещё один чрезвычайно значимый момент. У романтиков тоска – это, прежде всего, этап миропонимания жизни у героя, это грусть по невозможности соединиться с идеалом, это принадлежность мыслящего человека, который понимает всю недостаточность земного существования.

У Гоголя это скука по отношению к обывательской жизни, то есть обыватель в связи с миром во всей его мелочности и пошлости. И эта скука оказывается для него единственным выходом жизни. Когда какая-то мелочь выпадает из цепочки, для становится катастрофой. Как в этой повести, где мир рушится из-за примитивной ссоры. И эта мелочность и пошлость подавляет все другие человеческие качества, оказываясь губительной. Отсюда, из-за невозможности освободиться от приземлённости, появляется приём повтора, говорящий о бесконечности это скуки. Кроме того, эта повесть находит н некий отклик с Тарасом Бульбой - кровавые столкновения Сечи и борьба в истории сопоставляется с войной между обывателями из-за мелочей

Таким образом, сборник «Миргород» - это серьёзная заявка молодого автора (в 1835 году Гоголю ещё не исполнилось 35 лет) на роль в русской литературе, причем именно в прозе. И это было понято В. Г. Белинским, который выпустил статью «О русской повести и повестях господина Гоголя»[73], где пишет обозрение на историю русской повести и говорит не только о Гоголе, но и других программных авторах – Павлове, Бестужеве-Марлинском.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.