Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установочные лекции по бюджетной системе РФ – 2010 год




Содержание и виды бюджетных резервов

Экономическое содержание и специфические черты бюджетного фонда

Термин бюджет можно рассматривать в нескольких значениях:

· по экономической сущности – система объективно существующих экономических отношений.

· по материально вещественному воплощению – это фонд денежных средств.

· по форме организации – финансовый документ, имеющий балансовую форму, утверждаемый законом или решением (…)

Специфика бюджетных отношений заключается в следующем:

· обязательным участником этих отношений является либо орган государственной власти, либо орган местного самоуправления;

· бюджетные отношения – это исключительно перераспределительные отношения. Объектом распределения является ВВП, часть национального богатства, доходы от внешнеэкономической деятельности.

· бюджетные отношения связаны с формированием фондов денежных средств.

· бюджетные отношения призваны удовлетворять общественные потребности, которые включают в себя потребности всех экономических субъектов, финансирование которых возложено на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Общественные потребности

1. потребности органов государственной власти и органов местного самоуправления

2. потребности субъектов хозяйствования и граждан

Бюджетные отношения – совокупность денежных отношений, возникающих между органами государственной власти и органами местного самоуправления с одной стороны, и субъектами хозяйствования и гражданами с другой, по поводу перераспределения ВВП, части национального богатства и доходов от внешнеэкономической деятельности, с целью образования фондов денежных средств в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, с целью удовлетворения общественных потребностей в рамках возложенных на эти органы функций и задач.

Эффективность реализации бюджетных отношений зависит от адекватного бюджетного механизма, который укрупнено включает в себя следующие части:

1. механизм мобилизации денежных средств в бюджете различных уровней;

2. механизм расходования денежных средств из бюджетов различных уровней;

3. механизм межбюджетного перераспределения денежных средств.

Материально-вещественным воплощением бюджетных отношений выступает бюджетный фонд, который является финансовой базой деятельности конкретного органа государственной власти или органов местного самоуправления.

Бюджетный фонд является разновидностью финансовых фондов, поэтому для него будут характерны все черты, которые присущи для любого финансового фонда:

· организационная обособленность;

· целевая направленность;

· сбалансированность;

· регламентация политики согласования и расходования средств фонда;

Специфическими чертами бюджетного фонда являются;

· масштабность;

· маневренность (мобильность);

· многоцелевое использование бюджетных средств;

В настоящее время в РФ в бюджетных фондах сконцентрировано около 40% ВВП

Факторы, влияющие на масштабы концентрации финансовых ресурсов в бюджетных фондах:

· уровень развития экономики страны (чем выше уровень экономики страны, тем меньшая часть финансовых ресурсов концентрируется в бюджетных фондах);

· методы хозяйствования;

· специфические условия, характерные для определенного исторического этапа развития страны;

· решаемые обществом экономические и социальные задачи.

Маневренность (мобильность) бюджетного фонда достигается действием принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, действием принципа единства кассы и наличием разветвленной системы бюджетных резервов.

Все расходы бюджета обеспечиваются общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования бюджета.

При этом отсутствует закрепление конкретного вида поступления за конкретным направлением расходования средств.

Все доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета зачисляются на единый бюджетный счет, с которого осуществляются расходование всех денежных средств, предусмотренных по бюджету.

В настоящее время в РФ из бюджетов всех уровней расходование денежных средств осуществляется по четырнадцати разделам, включающим в себя сто подразделов, к которым привязаны более тысячи целевых статей и видов расходов по бюджетной классификации расходов.

 

Бюджетные резервы – это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, предназначенная для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.

Бюджетные резервы делятся на с тратегические и текущие.

Бюджетные резервы могут создаваться и использоваться в фондовой или нефондовой форме.

К стратегическим бюджетным резервам в РФ относятся созданные на базе расформированного в январе 2008 года Стабфонда РФ, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

С 1 января 2008 года нефтегазовые доходы стали учитываться отдельно от других доходов федерального бюджета.

Состав нефтегазовых доходов:

1. Налоги на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ, газовый конденсат);

2. Вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и продукты нефтепереработки;

Порядок использования нефтегазовых доходов:

· формирование нефтегазового трансферта (нормативная величина составляет 3,7% прогнозируемого объема ВВП в соответствующем финансовом году);

· формирование резервного фонда (нормативная величина 10% прогнозируемого объема ВВП в соответствующем финансовом году);

· формирование фонда национального благосостояния.

Другими доходами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются доходы от управления средствами этих фондов.

Фонд национального благосостояния имеет 2 цели – основную и второстепенную.

· второстепенная цельсофинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ;

· основная цель – обеспечение сбалансированности пенсионного фонда РФ (финансирование дефицита пенсионного фонда РФ).

Резервный фонд

· при благоприятном развитии экономики РФ – досрочное погашение внешнего долга РФ;

· кризисные периоды развития экономики РФ – формирование нефтегазового трансферта в случае нехватки нефтегазовых доходов

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.