Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У истоков западногерманского чуда




Германия

ФРГ: на пороге постиндустриального общества.

ФРГ: между ХДС и СДПГ.

У истоков западногерманского чуда.

ГЕРМАНИЯ В 1945-2000 ГГ.

Литература

1. История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918-1945 / Под ред. Е.Ф. Язькова. – М.: Простор, 2004.

2. История новейшего времени стран Европы и Америки. 1945-2000. / Под ред. Е.Ф. Язькова. – М.: Простор, 2003.

3. Маныкин А.С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. – М.: Слово; Эксмо, 2004.

4. Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век: В 3 ч. / Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. – М.: Владос, 2001.

5. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.: Владос, 2000.

Когда закончилась Вторая мировая война, Германия, развязавшая ее, была повержена и лежала в руинах. Страна утратила государственный суверенитет, а население находилось в полном шоке — так разительно отличалась действительность от того, как всего несколько лет назад представляли ее себе немцы. Дальнейшая судьба Германии была неясной. Ее ближайшее будущее формально было определено решениями Потсдамской конференции, согласно которым страна была разделена на четыре зоны оккупации. Было договорено, что союзники по антигитлеровской коалиции будут проводить там согласованную политику, основанную на четырех общих принципах — денацификации, демилитаризации, демократизации и декартелизации. Однако договориться об этих общих принципах оказалось легче, чем реализовать их на практике.

Почти сразу же между союзниками возникли принципиальные разногласия. Советский Союз видел будущее Германии совершенно иначе, чем США, Великобритания и Франция. Поэтому ситуация в восточной и западных зонах оккупации стала развиваться по разным сценариям. На западе США и их союзники стремились к созданию на подконтрольных им территориях таких социально-экономических и политических структур, которые гарантировали бы превращение новой Германии в типичную западную демократию. Для этого, прежде всего, необходимо было решить две взаимосвязанные задачи. Во-первых, требовалось преодолеть последствия послевоенной разрухи, вновь запустить экономический механизм системы свободного предпринимательства. Во-вторых, создать политические структуры, обеспечивающие оптимальные условия для функционирования государства и общества, базирующихся на западных ценностях. Ставка в этом плане была сделана на созданный в 1947 г. во всех западных зонах. Христианско-демократический союз (ХДС) во главе с Конрадом Аденауэром.

Естественно, начинать надо было с восстановления нормальной хозяйственной жизни в западных оккупационных зонах, ибо без этого нечего было рассчитывать, что вчерашние жители «тысячелетнего рейха» превратятся в сторонников демократии. Социально-экономическая политика западных держав в Германии характеризовалась определенной двойственностью. С одной стороны, никто из союзников не хотел возрождения мощного, агрессивного конкурента. С другой — очень скоро стало очевидно, что для успешной борьбы с таким серьезным противником, как Советский Союз, Западу необходимо быстрее подключить к ней возрожденную Западную Германию. Эта дилемма и определяла действия западных держав (прежде всего США) в германском вопросе.

Решающим шагом на пути к расколу Германии и одновременно к экономическому восстановлению западной ее части стала сепаратная денежная реформа, осуществленная по инициативе США летом 1948 г. Она имела двоякий результат. Если говорить о внутриполитических последствиях, то именно эта реформа дала старт возрождению нормальной деятельности рыночных механизмов. Однако она имела и другое следствие. Поскольку она была проведена без каких-либо консультаций с СССР, в Москве это было расценено не просто как нарушение Потсдамских соглашений, но и как попытка нанести ущерб ее экономическим интересам. В советской зоне оккупации была введена своя марка. В итоге резко обострилась проблема Берлина. Стремясь, оградить собственную зону от проникновения в нее западногерманских марок, Советский Союз ввел в конце июня блокаду Западного Берлина. Разразился острейший международный кризис, главным следствием которого стала невозможность проведения бывшими союзниками в дальнейшем сколько-нибудь согласованной политики в германском вопросе. Раскол Германии практически стал неотвратим.

Эта перспектива стала очевидной для руководства, как Соединенных Штатов, так и Советского Союза. Осенью 1948 г. по инициативе западных держав в их зонах оккупации был создан Парламентский совет, которому поручалась подготовка Конституции новой Германии. Уже в преамбуле проекта этого документа было зафиксировано положение о том, что создаваемое на территории Западной Германии государство является единственным правомочным представителем всех немцев (хотя представители восточных земель в разработке этого документа не участвовали). Параллельно с этим документом западными державами был подготовлен так называемый «Оккупационный статут», существенно ограничивавший суверенитет новой Германии. США и их союзники сохраняли за собой право контроля над ее внешней политикой и внешней торговлей, оставляли за собой право вмешиваться в определенных ситуациях в ее внутриполитическую жизнь, закрепляли свой контроль над промышленным потенциалом Рура.

В день четырехлетия капитуляции гитлеровской Германии Парламентский совет утвердил Основной закон, на базе которого через несколько месяцев были проведены выборы в бундестаг — нижнюю палату нового западногерманского парламента. Наибольшее количество мест в нем получил блок ХДС/ХСС. На второе место, отстав всего на несколько голосов, вышли социал-демократы. На третьем оказались свободные демократы. Верхняя палата парламента — бундесрат — формировалась из представителей немецких земель. После того как завершилось конституирование парламента, 7 сентября 1949 г. было провозглашено образование нового государства — Федеративной Республики Германии. Первым ее канцлером стал лидер ХДС К. Аденауэр. Вскоре после образования ФРГ в советской зоне оккупации было создано еще одно немецкое государство — Германская демократическая Республика. Таким образом, давно назревавший раскол страны стал фактом. Каждое из созданных немецких государств пошло своим путем, у каждого отныне начала формироваться собственная историческая судьба.

Сегодня результаты исторического противоборства двух немецких государств известны: победу в нем одержала ФРГ. У такого исхода соперничества было много составляющих, но очевидно, что одна из главных причин успеха ФРГ заключалась в создании в этой стране весьма эффективной модели социально-экономического развития. Действительно, то, что произошло в экономике ФРГ в 50-е гг., не без основания называли чудом: в короткий срок экономика страны, пребывавшая в состоянии разрухи, вышла на передовые рубежи в мировом масштабе. В 50-е гг. среднегодовые темпы роста производства в ФРГ держались на уровне 9%, что для высокоразвитой страны является чрезвычайно высоким показателем. Это позволило ФРГ к 1962 г. утроить свой национальный доход. В ФРГ почти исчезла безработица: на рубеже 50-60-х гг. ее уровень снизился до 0,7% от совокупной рабочей силы. Страна вышла на одно из первых мест по уровню жизни. Реальная заработная плата возросла в 50-е годы на 76%.

Творцом этого «экономического чуда» считается Л. Эрхард, занимавший пост министра экономики в правительстве Аденауэра. Теоретической основой социально-экономической политики правительства ФРГ стала доктрина социального рыночного хозяйства. В ней государству отводилась роль гаранта нормального функционирования рыночного хозяйства, которое достигалось за счет контроля за монополиями, проведением политики распределения доходов, развития трудового законодательства и активной социальной политики. Этот последний момент был особенно важен в условиях жесткого идеологического противоборства с ГДР. Еще в 1949 г. был принят закон о коллективных договорах, согласно которому размер заработной платы устанавливался в ходе переговоров между работодателями и профсоюзами, проходившими на принципах «автономной свободы решений», т.е. без вмешательства федеральных органов. Их участие в этом процессе предусматривалось только в случае возникновения конфликтной ситуации. В 1951 г. был принят закон о паритетном соучастии предпринимателей и представителей профсоюзов в наблюдательных советах крупных предприятий тяжелой промышленности. Была значительно расширена и усовершенствована система социального страхования, которая включала в себя четыре элемента: страхование по болезни, в случае получения производственной травмы, по безработице и по старости.

Помимо решения сложного комплекса социально-экономических проблем, правительству К. Аденауэра пришлось заняться не менее трудными внешнеполитическими вопросами, связанными с определением места ФРГ в биполярной системе, восстановлением ее статуса в международных делах. Сделать это было непросто ибо в первые послевоенные годы ФРГ в умах многих европейцев ассоциировалась с Третьим рейхом, ввергнувшим мир в глобальный военный конфликт.

Избавиться от этих неприятных ассоциаций ФРГ помогла обстановка «холодной войны». Очень скоро лидерам США и ведущих западноевропейских стран стало ясно, что без ремилитаризации ФРГ и интеграции ее в западную систему безопасности создать эффективный противовес основному противнику Запада — СССР — невозможно. Первая попытка подключить ФРГ к военной машине Запада была предпринята в 1952 г., когда возникла идея образования Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Хотя это предложение в итоге так и не было реализовано, правительство ФРГ, воспользовавшись благоприятной ситуацией, сумело добиться отмены «Оккупационного статута».

Следующий важный шаг на пути укрепления позиций ФРГ в системе международных отношений был сделан в 1954 г., когда при мощной поддержке США были подписаны Парижские соглашения, предусматривавшие вступление ФРГ в НАТО и создание западногерманских вооруженных сил — бундесвера. Параллельно с подключением ФРГ к военно-политическим структурам Запада руководство этой страны весьма активно участвовало в развитии экономической интеграции западноевропейских стран. Еще в 1950 г. ФРГ стала членом ЕОУС (Европейское объединение угля и стали), а в 1957г. вступила в «Общий рынок». Все эти шаги, вкупе с впечатляющими успехами собственной экономики, позволили ФРГ в 50-е гг. заметно укрепить свое внешнеполитическое положение: начав в 1949 г. практически с нуля, менее чем за 10 лет она сумела во многом восстановить свой престиж как ключевой европейской державы.

Успехи на внешнеполитическом и экономическом фронтах во многом зависели от прочности внутриполитических позиций правительства Аденауэра. Канцлер придавал большое значение укреплению межпартийного консенсуса, видя в этом залог прочной общественно-политической стабилизации. Он полагал, что прочным консенсус мог стать только в том случае, если будет базироваться на консервативной основе — в противном случае, по его мнению, открывались каналы для укрепления престижа ГДР среди немцев. Поэтому задачей первостепенной важности являлось выдавливание из партийно-политической системы ФРГ леворадикальных сил. Воспользовавшись тем, что в 1952 г. руководство компартии ФРГ приняло документ под названием «Программа национального воссоединения», в котором содержались высказывания антиконституционного плана (правительство Аденауэра объявлялось антинациональной силой, препятствовавшей объединению Германии, и, соответственно, предлагалось любыми способами добиваться его отстранения от власти), правительство инициировало судебный процесс против КПГ, завершившийся в 1956 г. ее запретом.

После устранения с политической сцены КПГ реализация внутриполитических планов правящей коалиции во многом стала зависеть от позиции западногерманских социал-демократов. Вплоть до 1952 г., пока во главе этой партии стоял К. Шумахер, социал-демократы, имевшие вторую по численности фракцию в бундестаге, находились в «непримиримой оппозиции» кабинету Аденауэра. Однако после неожиданной смерти Шумахера, когда партию возглавил Э. Олленхауэр, ситуация изменилась. Ссылаясь на то, что социально-политическая обстановка в ФРГ быстро менялась, новый лидер стал добиваться пересмотра партийной стратегии социал-демократов, ее адаптации к новым социальным реалиям. По его мнению, «экономическое чудо», имевшее место в ФРГ, доказывало, что прежний капитализм, претерпев глубокую трансформацию, канул в лету. В стране сформировалась качественно новая ситуация, и в силу этого СДПГ следует отказаться от конфронтационного курса в отношении правящей коалиции.

После парламентских выборов 1957 г. СДПГ перешла от «непримиримой» оппозиции к «условной», подчеркивая, что в целях поддержания стабильности, она готова по ряду вопросов сотрудничать с блоком ХДС/ХСС, а на съезде СДПГ в 1959 г. была принята новая программа партии. В ней декларировалось, что партия выступает не за ликвидацию существующего правопорядка, а лишь за его совершенствование. Иными словами, социал-демократы отказались от курса на перестройку капитализма путем реформ и стали партией реформ в рамках капитализма. В этой трансформации была поставлена точка, когда летом 1960 г. социал-демократы заявили об общности с правящей коалицией в подходах к ключевым вопросам общественного развития.

Эти подвижки в партийно-политической жизни ФРГ оказали не однозначное воздействие на общее развитие страны. С одной стороны, отказ СДПГ — основной оппозиционной партии ФРГ в 50-е гг. — от жесткой конфронтации с правительством, безусловно, способствовал стабилизации внутриполитической ситуации, укреплению в ней консенсусных начал. С другой стороны, ослабление политического давления на власть уменьшало ее готовность к поиску новых путей и средств для дальнейшего совершенствования социально-экономических структур.

Конечно, у правящей элиты ФРГ был мощный внешний раздражитель в лице ГДР, постоянно побуждавший ее к поиску всё новых доказательств преимущества западногерманской модели общественного развития над той, которая утвердилась в Восточной Германии. Однако без постоянного давления со стороны имена внутренней оппозиции власть неизбежно теряет стимул к совершенствованию существующих социально-политических механизмов, а без этого общество рискует впасть в состояние стагнации. Опасность такого развития усугублялась тем, что многие факторы, обусловившие мощный рывок ФРГ в 50-е гг., к концу десятилетия исчерпали себя. И теперь продолжение столь необходимого политической элите ФРГ «экономического чуда» во многом зависело от способности правящей партии дать новые импульсы развитию общества, не разрушая в то же время достигнутый консенсус.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.