Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ФРГ: между ХДС и СДПГ




Для ФРГ 60-е гг. стали своего рода переходным периодом от эры абсолютного господства демохристиан в политической жизни страны к периоду, когда доминирующие позиции на политическом Олимпе заняли их основные конкуренты — социал-демократы. Уже на рубеже 50-60-х гг. в западногерманской прессе стали появляться статьи о «кризисе авторитарного канцлерства».

Ослабление позиций правящей коалиции ХДС/ХСС продемонстрировали выборы в бундестаг, состоявшиеся в сентябре 1961 г. Блок ХДС/ХСС смог набрать на них только 45,4% голосов и теперь для того, чтобы сохранить прежние позиции, вынужден был пойти на альянс со свободными демократами (СвДП). Те, однако, соглашались на подобный союз только при условии отставки К. Аденауэра с поста канцлера. В тот момент, после сложных переговоров, удалось уговорить руководство свободных демократов на время снять с обсуждения эту проблему. Однако в любой момент эта «бомба замедленного действия» могла взорваться. Так и произошло в октябре 1963 г., когда канцлер в возрасте 87 лет все-таки вынужден, был уйти в отставку. «Эра Аденауэра» завершилась, и теперь во весь рост встал вопрос, какими путями пойдет дальше западногерманское общество.

Ответ на него во многом зависел от того, кто встанет на капитанском мостике государственного корабля ФРГ. В начале 60-х гг. наиболее естественным претендентом на эту роль являлся «отец западногерманского экономического чуда» Л. Эрхард. И в обществе в целом, и в верхушке ХДС с ним связывались надежды на придание экономике нового мощного импульса. Эрхард действительно выдвинул очередную масштабную концепцию обновления западногерманского общества. Новый канцлер заявил, что ФРГ движется в сторону так называемого «сформированного общества» — динамичного демократического организма, функционирующего на базе социального рыночного хозяйства, в котором будут гармонизированы социальные отношения. Главным средством для достижения этой цели, как и в других странах Запада, объявлялся устойчивый экономический рост. Однако решить эти задачи Л. Эрхард не сумел. Вместо гармонизации социальных отношений начало 60-х гг. было отмечено обострением политических коллизий, вызванных активизацией правоэкстремистских сил, группировавшихся вокруг созданной в 1964 г. Национал-демократической партии (НДП). Быстрый рост числа ее сторонников, в свою очередь, породил всплеск движения протеста со стороны пестрых по своему социально-политическому составу антинеонацистских сил.

Ситуация быстро накалялась, угрожая вырваться из-под контроля властей. Правительство Эрхарда видело выход в принятии чрезвычайного законодательства, ограничивавшего деятельность любой внепарламентской оппозиции. Однако для принятия подобного законодательства необходимо было получить поддержку 2/3 депутатов бундестага. Таким количеством голосов правительство не располагало. Добиться одобрения чрезвычайного законодательства можно было только за счет подключения к правительственной коалиции крупнейшей оппозиционной партии в парламенте — СДПГ. Потребности в этом ощущались все острее. Без прочной интеграции этой партии во власть трудно было рассчитывать на долговременную стабилизацию социальных отношений, а без этого невозможно было обеспечить поступательное движение немецкой экономики вперед. Кроме того, присутствие социал-демократов в правительстве должно было помочь укрепить международные позиции ФРГ, избавить страну от совершенно ненужного имиджа реваншистской державы.

Начавшийся в 1966 г. экономический кризис сильно подпортил репутацию Эрхарда и вызвал раскол в правительственной коалиции. Члены правительства от партии свободных демократов заявили о своем несогласии с рецептами лечения кризиса, предлагавшимися Эрхардом, и вышли из правительства. В результате оно лишилось поддержки большинства депутатов бундестага, и Л. Эрхард был вынужден уйти в отставку.

Новым канцлером в декабре 1966 г. стал представитель ХДС К. Кизингер, сторонник подключения СДПГ к правящей коалиции. Он сумел осуществить сложную перестройку властных структур, в результате которой место свободный демократов в правящей коалиции заняли социал-демократы. В итоге образовалась так называемая «большая коалиция», состоявшая из двух ведущих партий ФРГ. Потенциально это должно было гарантировать высокую степень устойчивости политической системы. Многое, однако, зависело от того, в какой мере партнеры по коалиции сумеют найти общий язык в вопросах экономической политики, ибо исходные установки христианских демократов и социал-демократов в этой сфере существенно отличались друг от друга.

После долгих споров и согласований в основу экономической программы «большой коалиции» была положена концепция «глобального регулирования», автором которой являлся министр экономики, влиятельный деятель СДПГ К. Шиллер. Он так сформулировал свое кредо: «Конкуренция — насколько возможно, планирование — насколько необходимо». В целях воплощения в жизнь этой программы летом 1967 г. бундестагом был принят закон «О содействии стабильности и оживлению экономики». Он был нацелен на поддержание высокого уровня занятости, стабильных потребительских цен и сбалансированного бюджета. Значительно расширялись полномочия федеральных, финансовых органов, на которые возлагались главные функции по регулированию основных макроэкономических показателей немецкой экономики. Солидные государственные субсидии были выделены ряду ключевых отраслей индустрии — черной металлургии, электротехнической и строительной промышленности, от которых зависело состояние общей экономической конъюнктуры.

Эти меры достаточно быстро оказали благотворное влияние на западногерманскую экономику — она вновь вступила в фазу подъема. Однако, как и в других странах Запада в это время, он не принес социальной стабилизации. Вторая половина 60-х гг. была отмечена всплеском движений радикального протеста. Особенно большой активностью отличалось молодежное движение, представители которого резко критиковали основы индустриального общества за псевдодемократизм, призывали к «реальной, а не формальной демократии». Тон в этой кампании задавали «новые левые», для которых в равной мере неприемлемыми были идеи и коммунистов, и социал-демократов. В рамках самих социал-демократов активно действовала организация «Молодые социалисты», добивавшаяся выхода партии из правящей коалиции.

Все эти коллизии оказывали самое серьезное воздействие на состояние политической атмосферы ФРГ. Это сказалось и на результатах выборов 1969 г., когда впервые с момента образования ФРГ ведущая партия страны — ХДС — не смогла получить большинство. Таким образом, судьба нового правительства зависела от того, кто из двух основных претендентов на руководство государством — ХДС или СДПГ — сумеет лучше справиться с задачей формирования дееспособной коалиции. Поскольку свободные демократы еще раньше отказались блокироваться с ХДС, вопрос о том, кто возглавит правящую коалицию, решился в пользу СДПГ. Новым канцлером стал один из крупнейших политиков Западной Германии Вилли Брандт. Таким образом, впервые с момента образования ФРГ власть в стране перешла от ХДС к социал-демократам.

Вступая в должность, В. Брандт заявил, что считает себя «канцлером внутренних реформ». И действительно, его правительство с самого начала попыталось осуществить комплекс серьезных внутриполитических преобразований. Правда, вплоть до 1972 г. в бундестаге существовала по сути дела патовая ситуация из-за практического равенства сил правящей коалиции и ХДС/ХСС. Кроме того, в первые годы пребывания у власти внимание руководства страны было сосредоточено на проблемах внешней политики, прежде всего на глубокой корректировке «восточной политики» ФРГ. Преодолев мощнейшее сопротивление оппозиции, В. Брандт сумел добиться нормализации отношений ФРГ с ее восточными соседями — СССР, Польшей, ЧССР и ГДР.

Стремясь закрепить и развить свой успех, В. Брандт назначил на ноябрь 1972 г. досрочные выборы в бундестаг. Его расчет оказался верным: выборы принесли успех правящей коалиции, которая имела отныне прочное большинство в бундестаге. Теперь социал-демократы смогли сконцентрировать свое внимание на совершенствовании всей сферы социально-экономических отношений. Поставив во главу угла повышение качества жизни, социал-демократы предполагали расширить систему участия трудящихся в управлении производством, за счет государственного стимулирования темпов экономического роста добиться сокращения безработицы и значительного расширения помощи социально незащищенным группам населения. Значительные средства выделялись на совершенствование и развитие всех звеньев системы образования, в которой Брандт видел важнейший инструмент общественного прогресса. Для реализации этих впечатляющих планов была разработана долгосрочная (до середины 80-х гг.) программа экономического развития, предусматривавшая обеспечение стабильного экономического роста в размере 4,5-6% в год.

Политическая карьера В. Брандта, уверенно развивавшаяся по восходящей вплоть до 1974 г., неожиданно прервалась из-за вспыхнувшего внутриполитического скандала. Выяснилось, что высокопоставленный сотрудник его аппарата являлся агентом секретной службы ГДР. В этой ситуации В. Брандт подал в отставку. Его преемником стал Гельмут Шмидт. Он в принципе продолжал проводить социально-экономический курс, который был намечен его предшественником. Однако начавшийся еще в 1973 г. энергетический кризис, переросший в серьезный структурный кризис всей западной экономики, вынудил правительство внести коррективы в долгосрочную программу социально-экономического развития и, по крайней мере, на время, отказаться от амбициозных планов по достижению стабильного экономического роста в размере 4,5-6% в год.

Справедливости ради отметим, что и в эти трудные годы правительство социал-демократов стремилось не сворачивать социальных реформ. Крупнейшей акцией в этой области стало осуществление реформы трудового законодательства. Она включала в себя повышение уровня зарплаты, передачу половины мест в наблюдательных советах на предприятиях рабочим, расширение компетенции производственных советов; была значительно расширена практика выпуска «народных акций», распространявшихся среди рабочих данного предприятия. При этом официальная пропаганда выдвигала тезис о том, что таким образом в ФРГ эволюционным путем произойдет полное перераспределение капитала. Правда, срок завершения этой операции устанавливался достаточно большой — 50 лет. Пока же можно сказать, что аккумулированные с помощью этого плана средства достаточно эффективно использовались для самофинансирования предприятии Вместе с тем реализация этого плана значительно продвинула вперед процесс интеграции рабочего движения в структуру западногерманского общества, а само оно все больше приобретало черты, характерные для традиционной западной модели общественного развития. Специфическая немецкая модель, которая в прошлом так выделяла Германию в ряду других западных стран, канула в лету, и теперь ФРГ не просто адаптировалась к типичным для эволюционной модели развития нормам, но и сама стала определять многие ее параметры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.