Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика развития организации (конфликтологический аспект)

Тема. Конфликты в организации.

1. Динамика развития организации (конфликтологический аспект).

2. Виды конфликтов в организации, их причины и последствия.

3. Предупреждение, разрешение и управление конфликтами в организации.

4. Роль руководителя в урегулировании КФ.

 

Организация — это социальная группа, объединяющая на ос­нове общей цели людей, деятельность которых сознательно ко­ординируется и направляется в интересах достижения этой цели.

Организация, как и любая другая социальная система, в своем развитии проходит ряд последовательных стадий или циклов жизнедеятельности:

1) возникновение; 2) становление (рост); 3) зрелость; 4) упадок 5) распад.

 

 

Рассмотрим каждый из указанных этапов подробнее.

1 Этап - возникновение.

На этой стадии наиболее характерными для создателей организации являются следующие качества: решительность, целеустремленность, способность к риску, предприимчивость и др. Создавая организацию (компанию), организаторы, по сути, вторгаются в уже существующий рынок производства и потребления товаров и услуг, поэтому свое место на этом рынке они должны и буквальном смысле завоевать. На стадии возникновения организации ее «костяк» составляют «энтузиасты-единомышленники», поэтому конфликты между ни­ми возникают крайне редко и в большинстве своем носят конструктивный характер.

2 Этап – становление (рост).

На стадии становления происходит развитие и расширение производства, привлекаются инвестиции, осваиваются передовые технологии, создаются новые рабочие места, расширяются рынки сбыта производимой продукции, растет мастерство и профессио­нализм сотрудников. Одновременно происходят качественные изменения в структуре управления организацией – на смену «энтузиастам-единомышленни­кам» приходят «профессионалы-прагматики». В этой связи воз­можно возникновение разного рода конфликтов, которые носят преимущественно функциональный характер и направлены на дальнейшее развитие организации, но могут быть эмоционально насыщенными.

3 Этап – зрелость (стадия стабильного функционирования).

На третьей стадии структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.

Особенностью этой стадии является то, что наряду с види­мым благополучием и относительно стабильными показателями в организации постепенно накапливаются проблемы и противо­речия, которые не всегда своевременно разрешаются. В кон­це третьей стадии негативные тенденции в развитии организа­ции начинают проявляться более наглядно. Состояние зыбкого равновесия может быть нарушено под воздействием внутри-организационных или внешних негативных факторов в любой момент.

4 Этап - упадок.

На четвертой стадии начинают проявляться противоречия или конфликтные ситуации, не нашедшие своего конструктивного разрешения на предыдущей стадии, при этом одни виды конфликтов накладываются на другие и дисфункции приобретают лавино­образный характер. В результате нарушается структурно-функцио­нальная упорядоченность организации как целостной системы.

В этих условиях у руководства организации (владельцев предприятия) остаются два варианта выбора:

I) радикальное изменение структурно-функциональной упорядоченности (изменение технологий, перепрофилированиеи т. д.);

2) ликвидация организации как таковой.

Назовем некоторые из причин, оказывающих негативное влияние на развитие организации и ведущих к ее упадку:

• увеличение количества структурных подразделений и ус­ложнение системы управления организацией;

• рост бюрократического аппарата и за­трат на его содержание;

• утрата гибкости (оперативности) в принятии управленче­ских решений, в освоении новых технологий, в удовлетво­рении потребительского спроса;

• рост эгоизма, недоверия и противоречий в отношениях ме­жду отдельными руководителями и целыми структурными подразделениями;

• серьезные просчеты в стратегическом планировании разви­тия организации;

• изменение спроса на потребительском рынке;

• резкое повышение цен на сырье, материалы, энергоносите­ли и/или на рабочую силу и, следовательно, удорожание себестоимости выпускаемой продукции;

• обострение конкурентной борьбы;

• экономический или финансовый кризис в обществе и др.

В возникающих на стадии упадка конфликтах преобладают дисфункциональные и даже антагонистические противоречия.

5 стадия – разрушения предполагает ликвидацию организации в ее первоначальном виде. Она сопровождается массовыми уволь­нениями работников, различного рода конфликтами, судебными разбирательствами и т. д.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специфика медиации как средства урегулирования конфликта | Понятие коммуникации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.