Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика медиации как средства урегулирования конфликта

Принцип. Настаивайте на использовании объективных критериев

Принцип. Не смешивайте людей и обсуждаемые проблемы.

Рассмотрим все 4 элемента и связанные с ними принципы более подробно.

Метод принципиальных переговоров.

Стиль сотрудничества

Торговый стиль.

Мягкий стиль

Жесткий стиль.

Стили ведения переговоров.

Результат переговоров во многом будет зависеть от выбранного участниками стиля ведения переговоров, который в свою очередь определяется стратегией поведения участников в конфликте по моде­ли Томаса—Киллмена.

 

Соответствует стратегии соперничества. При таком подходе партнер по переговорам — это противник.

Соответствует стратегиям уступка и уход

Характеристика поведения: Участник проявляет уступчивость, идет навстречу желаниям оппонента. Этот стиль ведения переговоров предполагает, что налаживание добрых отношений с оппонентом важнее, чем отстаивание занятой в конфликте позиции. Мягкий по характеру человек желая избежать личного конфликта и ради достижения соглашения, с готовностью идет на уступки, которые часто оборачиваются нарушением собственных интересов, ощущением ущемленности и обиды.

Этот стиль соответствует стратегии компромисса.

Характеристика поведения: Участник идетнавстречу интересам партнера, выторговывая у него взамен уступки в свою пользу. При этом, стараясь за минимум уступок удовлетворить свои главные интересы. Таким образом, происходит обмен уступками, в результате которого стороны в чем-то проигрывают, чтобы в чем-то выиграть.

Этот стиль, как нетрудно понять, соответствует стратегии сотрудничества.

Принцип этого стиля переговоров:

выигрыш одного из партнеров более результативен, если созданы условия для успешной деятельности всех партнеров.

Характеристика поведения: Данная стратегия не требует поступаться своими интересами ради интересов других участников переговоров. Силы участников направляются на выработку нового решения, которое удовлетворяет интересы обеих сторон.

 

Разработан группой гарвардских ученых под руководством Роберта Фишера и Уильяма Юри.

 

Суть метода: жесткий подход к рассмотрению существа дела, но мягкий подход к отношениями между участниками переговоров.

Включает в себя 4 элемента:

1. Люди 2. Интересы 3 .Варианты. 4. Критерии.

2 принцип: Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях.

3 принцип: Прежде чем решить, что делать, выделите круг возможностей (разработайте взаимовыгодные варианты).

 

Медиация (от лат. mediatio) - посредничество - это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт.

 

В принципе в качестве медиаторов могут выступать кто угодно. Однако существуют группы людей, которые, в силу их статуса, относятся к официальным медиаторам:

- межгосударственные организации (ООН)

- государственные правовые институты (арбитражный суд /…/, прокуратура)

- государственные специализированные комиссии (например по урегулированию забастовок)

- представители правоохранительных органов (участковый в бытовых конфликтах)

- руководители по отношению к подчиненным

- общественные организации (профсоюзы)

- профессиональные медиаторы-конфликтологи

- социальные психологи

 

Неофициальные медиаторы, к которым можно обратиться за помощью в силу их образования или большого опыта:

- представители религиозных организаций

- психологи

- педагоги

- юристы

В роли спонтанных медиаторов могут выступать и все свидетели конфликтов, ваши друзья и родственники, неформальные лидеры и коллеги по работе. Но в этом случае нельзя говорить о профессиональной помощи.

Выделяют пять ролей медиаторов:

¨ «третейский судья» изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не оспаривается.

¨ «арбитр» - то же самое. Однако стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях.

¨ «посредник» - нейтральная роль. Обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта. Но окончательное решение принадлежит оппонентам;

¨ «помощник» участвует в регулировании конфликта с целью совершенствования процесса обсуждения проблемы, организации встреч и переговоров, но не участвует в обсуждении и принятии окончательного решения.

¨ «наблюдатель» своим присутствием в зоне конфликта сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии. Его присутствие создает условия для решения спорных вопросов путем переговоров.

Участвуя в конфликте в качестве медиатора, необходимо соблюдать некоторые правила:

1. нужно быть нейтральным по отношению к оппонентам и подчеркивать это

2. нельзя давать оценок позициям. Пусть это делают участники конфликта по отношению друг к другу

3. если попросили о соблюдении конфиденциальности, то медиатор обязан этому следовать

4. медиатор должен работать с процессом (организовывать его течение, переговоры), а не с решением, т.е. по возможности не предлагать решение сам, это возможно только в крайнем лучае.

5. необходимо ограничить число участников конфликта.

6. необходимо конфиденциально поговорить с наиболее конфликтной личностью, выявив ее приоритеты, устремления и разъяснив желательную тактику поведения.

Тактики воздействия медиатора на стороны:

1. Тактика поочередного выслушивания - применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно

 

1. Директивное воздействие - акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов. Цель - склонение к примирению.

3. Сделка - посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон

4. Давление на одного из оппонентов - посредник доказывает одному из оппонентов ошибочность его позиции

5. Разъединительная тактика (Челночная дипломатия) - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя их решения.

Функции медиатора, отмечаемые Е. Ивановой, О. Аллахвердовой, консультантами центра разрешения конфликтов :

1. оценщик конфликтов

2. беспристрастный организатор процесса - в этой роли медиатор имеет несколько функций:

  • На первом месте среди этих функций стоит помощь в установлении основных правил, которые лягут в основу процедурных соглашений.
  • Задание тона процесса.
  • Помощь сторонам в достижении процедурных соглашений.
  • Поддержание корректных отношений между сторонами.
  • Удерживание сторон в рамках процесса.

4. расширитель ресурсов - медиатор снабжает участников спора информацией или помогает им разыскать необходимую информацию.

5. генератор альтернативных предложений - в этой роли медиатор может помочь спорщикам найти иные решения, которые, в конечном итоге, могут послужить спасению репутации стороны.

6. Испытатель реалистичности и выполнимости - в этой роли медиатор проверяет аргументированность каждой позиции, отстаиваемой сторонами в ходе спора.

7. Помощник в выработке сторонами окончательной договоренности - в этой роли медиатор должен удостовериться, что спорщики точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулировании. Стороны, кроме того, должны быть полностью согласны с условиями соглашения и способны выполнить свою часть договоренности.

8. Обучающий процессу партнерских переговоров

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этап. Подготовка к переговорам | Динамика развития организации (конфликтологический аспект)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.