Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия музееведения




Социальные функции музея

Выделяют три исторически сложившиеся функции:

1) Функция документирования - целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных процессов и явлений,
происходивших в обществе и природе. Включает поисковую, научно-исследовательскую и охранную деятельность музея.

2) Функция образования и воспитания осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

3) Функция организации свободного времени.

4. Классификация и типология музеев

Классификация музеев осуществляется на основе профиля (специализа­ции) музея - связи музея с конкретной наукой, видом искусства, техники или отраслью производства. Музеи объединяются в профильные группы:

- естественнонаучные (палеонтологические, антропологические, биологиче­ские, ботанические, зоологические, минералогические, геологические, гео­графические и др.);

- исторические (общеисторические, археологические, этнографические, во­енно-исторические, политической истории, истории религии, историко-бытовые, мемориальные и т.д.);

- художественные (изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, народного искусства, монографические и др.);
архитектурные;

- литературные;
театральные;

- музыкальные;
науки и техники, промышленные; сельскохозяйственные;педагогические.

Существуют музеи комплексного профиля - краеведческие. Чаще всего они сочетают как минимум историческую и естественнонаучную специализа­цию.

По признаку общественного назначения музеев существует следующая типология:

научно-исследовательские музеи входят с состав научно-исследовательских организаций, они ориентированы, прежде всего, на специа­листов;

научно-просветительские музеи ориентированы на массового посетителя и используются в культурно-образовательных целях;

учебные музеи существуют при учебных заведениях, ориентированы на обеспечение наглядности и предметности процесса образования

По способу осуществления функции документирования музеи делятся на:

музеи коллекционного типа - традиционное собрание и хранение коллек­ций;

музеи ансамблевого типа - сохранение ансамбля недвижимых памятни­ков в их природном окружении (музей под открытым небом, музей-заповедник, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская).

По форме собственности музеи делятся на государственные, частные, общественные.

В международной практике обычно используется определение, вырабо­танное Международным советом музеев (IKOM): «музей - это постоянное не­коммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей; оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях ма­териальные свидетельства человека и окружающей его среды».

Термин «музейный предмет» в начале 1930-х гг. ввел Н. М. Дружинин. В природе и обществе существует множество объектов, которые обладают науч­ной, художественной, исторической или мемориальной ценностью. Их принято называть предметами музейного значения. Чтобы приобрести статус музейного предмета они должны пройти ряд обязательных последовательных операций (выявление - приобретение - принятие на учет - научная обработка - хране­ние).

Свойства музейного предмета:

1) Информативность - способность выступать в качестве источника сведе­ний. Внутренние сведения (название предмета, его назначение, размер, форма,
материал, техника изготовления, надписи, подписи, клейма и т.д.); внешние
сведения (история предмета, место его происхождения, события и лица с ним
связанные.

2) Аттрактивностъ — способность привлекать внимание посетителей.

3) Экспрессивность - способность вызывать у человека ассоциации и ощу­щение сопричастности к определенным событиям, явлениям, фактам.

В настоящее время выделяют шесть типов музейных предметов:

1) вещественные источники (предметы быта, орудия труда, средства пере­движения, объекты природы и т.д.);

2) изобразительные источники (живопись, графика, скульптура);

3) письменные источники (летописи, документы, частная переписка, книги и
т.д.);

4) фонические источники (пластинки, магнитные ленты, компакт-диски);

5) фото-источник (фотографии, негативы);

6) кино-источники.

Фонды музея - научно-организованная совокупность материалов, приня­тых музеем на хранение. Основной музейный фонд - совокупность музейных предметов, памятники истории и культуры, объекты природы, изъятые из среды

бытования в связи с их способностью документировать общественные и при­родные процессы и явления.

Ценность музейных предметов неравнозначна. Типовой музейный предмет отражает типичное явление (стандартные промышленные изделия, типовые до­кументы). Уникальные музейные предметы сохранены или созданы в единич­ном или небольшом количестве экземпляров (произведения искусства, личные вещи и т.п.). Реликвии - предметы, обладающие высокой степенью эмоцио­нального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии.

Вспомогательный музейный фонд — материалы, которые помогают изучать и экспонировать музейные предметы (схемы, графики, таблицы, планы, карты, модели, макеты, реконструкции).

Оборудование для хранения или экспозиции (витрины, шкафы, стенды), аудиовизуальные средства в состав музейных фондов не входят.

Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или не­скольких признаков как единое целое, называется музейной коллекцией. Кол­лекция состоящая из предметов одного типа, сгруппированных по определен­ному признаку — по материалу, отраслям знаний, практической деятельности, регионам и т.п. — называется систематической коллекцией. Коллекция, сфор­мированная из музейных предметов разных типов (документов, фотографий, произведений искусства и т.д.), которые в своей совокупности раскрывают оп­ределенную тему, называется тематической. Коллекция, созданная частным лицом и поступившая на хранение в музей, называется личной коллекцией. Со­вокупность музейных коллекций называют музейным собранием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.