Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный этап становления социальной работы

В современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом.

В своем историческом развитии социальная забота о нуждающихся приобретала различные формы – от милостыни до организованной государственной системы социальной защиты, сочетавшейся с различными видами общественной и частной благотворительности.

За рубежом и в России.

Периодизация истории социальной работы

Социальная работа как теория и практика помощи человеку в кризисных ситуациях имеет глубокие корни, проявляясь в национальных традициях, закрепивших социокультурные принципы реагирования на изменения в жизненном сценарии индивидуума. Теория социальной работы, пройдя определенный социально-исторический путь развития сегодня представляет собой самостоятельную разновидность научного знания, имеющего общезначимую ценность.

Термин «социальная работа» был впервые использован в Англии в связи с расширением в начале XX столетия направлений деятельности одной из религиозных общественных организаций (COS), занимающейся филантропией, или как её называли тогда – «любительской (дилетантской) работой». В соотвествии с этим появилась задача для этой организации – проеобразование неквалифицированной деятельности в профессиональную, основанную на социальных теориях и специальной подготовке. Эта новая деятельность и стала называться социальной работой. Ещё задолго до возникновения термина в обществе стали особо выделять деятельность, направленную на поддержку различных групп населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

1) Архаический период благотворительности (до образования в конце III тысячелетия – первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).

2) Филантропический период (приблизительно до V в. н.э.).

3) Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.).

4) Период государственной благотворительности (до рубежа XIX-XX вв.).

5) Период социальной работы (продолжающийся по настоящее время).

Научный этап становления социальной работы связан со многими факторами его эволюции и прежде всего с изменением общественных связей и отношений, которые качественно изменились во многих странах к началу XX в. Какие же причины приводят к изменению парадигмы социальной помощи? Основными причинами были следующие:

• разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования;

• урбанизация и индустриализация;

• увеличение социальных связей и расширение отношений, в которых стал задействован человек.

Таковы основные причины, повлиявшие на эволюцию социальной работы в целом. Каковы же макро-, мезо- и микрофакторы эволюции в начале XX в., приведшие к существенному изменению процесса помощи и становлению теории и практики социальной работы?

Макрофакторы эволюции:

• промышленная революция начала века;

• изменения социальной политики в области прав человека и его защиты;

• организация системы социального страхования для больных и престарелых.

Мезофакторы эволюции:

• смещение акцентов помощи с материального вспомоществования на обучение клиентов самостоятельно решать свои проблемы;

• изменение практической направленности деятельности социальных работников, переход от решения классовых проблем к решению конкретных проблем личности.

Микрофакторы эволюции:

• концентрация внимания социальных работников «на работе со случаем»;

• обоснование и внедрение в практику психоаналитических подходов «со случаем»;

• становление техник и методов индивидуальной работы, когда деятельность социального работника строится на основе запросов клиента.

Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах западного мира — Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адамс в США.

Но наибольших успехов в области теоретических исследований добивается М.Ричмонд (M.Richmond), описавшая метод индивидуальной работы с нуждающимися. Ее подход формировался на основе медицинских методов, бихевиористической школы психологии, психоанализа З.Фрейда. Одной из первых книг М.Ричмонд в области теории социальной работы стал фундаментальный труд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях».

В 1917 г. выходит книга «Социальные диагнозы», в которой М.Ричмонд описала теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы.

В 1921-1930 годы происходит «проникновение» психологического знания в индивидуальные методы социальной работы. «Новая психология», представленная бихевиористской школой, школой Адлера, фрейдистской школой, школой Юнга, находит отражение в теории и практике социальной работы.

С 1922 г. М.Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», которые М.Ричмонд называет «принципами ментальной гигиены». Впоследствии эти принципы будут приняты за основу этического кодекса социального работника.

Теоретическая деятельность М.Ричмонд заложила основы определенного подхода, школы социальной работы, известной под названием «диагностическая школа» (подход этой школы к социальной работе соответственно называется «диагностическим подходом»).

Другой подход в развитии теорий и практики социальной работы представлен в направлении, которое получило название «функциональная школа социальной работы». Идеологами данного направления выступали О.Ранк (О.Rank) и Дж.Тафт (J.Taft).

В центре внимания функционального метода находится процесс, возникающий между социальным работником и клиентом. Функциональная школа в основу своих теоретических построений поставила не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента.

В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом.

Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.). Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в. помощь членам своей общины. Самыми распространенными формами помощи бедным являлось кормление по домам (призреваемые находились целые сутки в одном доме, переходя на следующий день в другой) и подаяние милостыни.

Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (X-начало XVI вв.). Характеризуется отсутствием государственной системы социальной помощи населению. Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма помощи – подачи милостыни. Развитие княжеской благотворительности (раздача милостыни, принятие указов,

Период церковно-государственной благотворительности (XVI – XVII вв.). Постепенно начинают формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищими. При монастырях организовывались больницы. Помощь в приходах больным, нищим и др.

Период государственной благотворительности (XVIII – начало XX вв.). Формирование системы государственной социальной помощи населению. Система государственной благотворительности закладывается в период царствования Петра I. По всем губерниям строяться богодельни для старых и увечных. Во второй половине XVIII века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. Возникают первые специальные государственные учреждения для детей-сирот. Рост капитализма обуславливает развитие благотворительности купцов и предпринимателей. В это время также оформляется переход от добровольной помощи к профессиональной. Открываются первые курсы по общественной благотворительности. В конце XIX века выделилось ряд направлений общественного призрения: призрение незаконнорожденных младенцев, опека над подростками (детские приюты), призрение слепых и глухонемых, призрение престарелых и оказание врачебной помощи. Одним из самых крупных обществ в этот период было Императорское Человеколюбивое общество.

В конце XIX века возникло движение общинных сестер милосердия. Они помогали во время эпидемии и войн.

В этот период существовала благотворительность государственная, церковно-общественная, частная.

Период социального планирования (1917-1991). Происходит реформирование системы призрения. Благотворительность оценивается как одно из средств буржуазии. Все благотворительные организации были переданы государству. Отдельные формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система социального обеспечения. Открываются новые детские дома. Осуществляется государственная поддержка нуждающихся. Одна из основных идей – социальная справедливость и всесторонняя забота о человеке.

Период социальной работы (с 1990-х гг.). Разрушение устоявшихся социально-экономических связей, либерализация цен, безработица приводит к обострению социальных проблем. Появляются краткосрочные социальные программы. Формируется система помощи нуждающимся. В марте-апреле 1991 г. профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах. Превращение социальной работы как вида практической деятельности в институт российского общества означало, что социальная работа нуждается в кадровом и научном обеспечении. Началось формирование системы высшего и среднего специального образования по данному направлению и специальности. В настоящее время более 130 учебных заведений страны ведут подготовку специалистов по социальной работе.

Своеобразия национальной культуры оказывает влияние и на формирование национальных концепций теории СР.

Оформление отечественной теории СР представлено следующими циклами:

1) теория милостыни, или теория общественного примирения и согласия (период раннего средневековья). Основы теории милосердия развиваются здесьпо трем основным направлениям: осмысление милосердия как философской категории, как христианского пути, как средства управления общественными отношениями;

2) теория призрения, которая со стороны государства первоначально оформлялась как теория нищепитательства (XIV-XVIII вв.). Доктрина помощи представляет собой нищелюбие. В рамках этой теории прослеживается его развтие от мироского нищепитательства к цивилизованным формам общественного призрения, к государственному этапу социальной помощи России;

3) познавательная модель помощи нуждающимся (XVIII в.) характеризуется тем, что богословские подходы к личности клиента заменяются социетальными, а индивидуальная судьба рассматривается вконтексте зримых нужд и проблем общества, в контексте его жизнедеятельности, норм и ценностей. В целом оформившиеся в этот период направления общественной мысли о помощи ближнему как сос стороны Церкви, так и со стороны государства на рубеже XIX-XX вв. постепенно формируются в единый научный комплекс о частном и общественном призрении;

4) теория общественного (государственного) призрения выявила устойчивый интерес к формированию понятийного аппарата, стремление определить понятия в контексте мировой общественной мысли, что позволило осмыслить развитие социальной помощи в России в контексте зарубежного опыта, но с учетом национального и культурного своеобразия. Основными направлениями общественной и научной мысли о сущности общественной помощи были: теологическое и конфессиональное; правовое направление, теория законодательства в социальных вопросах; общественная благотворительность и призрение как культурно-исторический и социально-политический процесс; воспитание и исправительное воспитание; система организаций помощи; обучение специалистов и др.;

5) теория социального обеспечения (20-90-е гг. XX в.) прошла в своем развитии два этапа: первый (1919-1941) – понимание социальной помощи сузилось по сравнению с дореволюционным периодом и нашло свое выражение, прежде всего, в социальном обеспечении и социальном страховании в условиях социалистического общества; второй период – (50-конец 80-х гг.) отмечен развитием врачебно-трудовой экспертизы и методики социально-правовой реабилитации инвалидов;

6) теория социальной работы формируется с начала 90-х гг. XX в. Определяется научная область познания СР. В начальный период характерно определенное влияние американской теоретической школы. Продолжается стремительное развитие социального знания и социальной науки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Under/ estim/ ate/ s | Социальной работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.182 сек.