Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальной работы




Современное состояние и проблемы развития

 

В конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. в Российской Федерации сформировались предпосылки для становления и развития профессиональной социальной работы. В большинстве стран социальная работа как самостоятельная профессия сложилась уже в начале прошлого века и достигла к его концу больших успехов. Ее развитие шло от практики к теории, от возникновения феноменов социальной помощи и поддержки – к попытке их осмыслить и объяснить.

Сегодня социальная работа как вид деятельности в сфере профессий типа «человек – человек» остается объективно необходимой для общества, т.к. посредством этой деятельности устанавливаются приемлемые отношения между личностью и социальной системой. Удовлетворяя потребность в социальной защите, прежде всего, социально уязвимых слоев населения, социальная работа призвана обеспечить оптимальное сочетание общественных и личных интересов, поскольку улучшение функционирования членов общества и совершенствование самого социума неразрывно связаны. Одновременно общество посредством социальной работы создает условия для активного участия человека в оптимизации собственной жизни, в осознании ее смысла, поэтому уровень развития социальной работы отражает степень цивилизованности общества.

Повышение внимания к социальной работе в мире в настоящее время вызывается обострением глобальных проблем человечества в экологической, экономической, демографической, коммуникативной сферах, обусловливающих противоречия социального развития. Среди них следует указать на отсутствие социальной и культурной безопасности, политическую нестабильность, обесценивание человеческой жизни, высокие темпы роста социального неравенства и пр.

В данных условиях социальная работа решает задачи, связанные с адаптацией общества и личности к социальным изменениям. При этом макросоциальные предпосылки развития социальной работы, связанные с глобализацией социума, дополняются микросоциальными.

В России специалисты называют факторами, способствующими выходу социальной работы на профессиональный уровень, с одной стороны, наличие разнообразных теоретических и практических моделей социальной защиты в «доперестроечный» период, которые нуждались в юридическом оформлении. С другой стороны, обострение кризисных явлений в экономике и значительное ухудшение социального здоровья общества в эпоху политических и социальных реформ 80-90-х гг. XX в., что потребовало объединения усилий государства и общества в направлении позитивной социализации личности.

В марте-апреле 1991 г. профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах. Превращение социальной работы как вида практической деятельности в институт российского общества означало, что социальная работа нуждается в кадровом и научном обеспечении. Началось формирование системы высшего и среднего специального образования по данному направлению и специальности. В настоящее время более 130 учебных заведений страны ведут подготовку специалистов по социальной работе.

Понятие «социальная работа» включает в себя несколько составляющих. С позиции статуса и квалификации субъектов деятельности, в ней выделяют профессиональную и непрофессиональную социальную работу. С точки зрения содержания самой деятельности, социальная работа рассматривается как вид научного знания, сфера практической деятельности и как учебная дисциплина. В области профессиональной социальной работы особо выделяют также деятельность специалистов высшего и среднего звена.

Говоря о теоретическом анализе практики социальной работы в России, следует заметить, что первоначальное накопление научных знаний в этой области включало в себя осмысление ведущих тенденций теоретической мысли зарубежных авторов, прежде всего европейских государств и США. Однако постепенно начала формироваться российская школа теории социальной работы, анализирующая отечественный опыт социальной практики и опирающаяся на собственные научные традиции и инновации. Появились российские учебники, монографии, диссертационные исследования, начали издаваться специализированные журналы. Социальная работа стала рассматриваться как наука, интегрирующая фундаментальные положения социального и гуманитарного знания, но имеющая свой объект и предмет изучения, методологию и методику.

За 15 лет в России сложился опыт практической деятельности в сфере социальной работы, предопределивший организационно-управленческие, экономические, технические, социально-психологические факторы ее дальнейшего развития. Появились новые формы деятельности и типы учреждений, направленные на совершенствование системы социальной защиты населения. Между тем, становление социальной работы в России выявляет существенное противоречие. Оно заключено, с одной стороны, в стремлении специалистов составить целостное представление о современных тенденциях оптимизации социальной работы и внедрить научные знания в практику, а с другой стороны, – в отсутствии у государства последовательной политики и ресурсных возможностей для развития социальной работы на современном уровне, что снижает мотивацию к продуктивной деятельности у ее субъектов. В результате теория социальной работы продолжает оставаться в стадии научной идентификации, соответственно, эвристическое обеспечение практики социальной работы не дает нужного импульса для развития системы социальной защиты и социальной политики.

Рассмотренные выше проблемы заставляют заинтересованных в результативности своего труда специалистов предпринимать новые попытки создания научных и учебно-методических текстов, раскрывающих их взгляды на концептуальные основы социальной работы.

В социальной работе пока не существует единой теории, теоретическое знание представлено различными научными школами, в рамках которых развиваются различные научно-практические парадигмы. Существуют и разные модели социальной работы. Социальная работа стала неотъемлемой частью общественного устройства. Социальная практика и социальная работа расширяется и усложняется.

XXI век заявляет о себе как о времени создания условий для устойчивого социального развития и формирования среды, благоприятной для реализации творческого потенциала личности. Искоренение нищеты, безработицы, социальной изоляции становятся главными заботами мирового сообщества.

Вырабатывая направления модернизации социальной сферы в России мы должны предложить комплексные решения, ориентируясь на утвержденную указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» — систему стратегических приоритетов, целей и мер, обеспечивающих устойчивое развитие государства на долгосрочную перспективу. Важнейшими из них являются: обеспечение социальной стабильности в обществе, повышение качества жизни российских граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, сокращение бедности, улучшение демографической ситуации через стимулирование рождаемости и сокращения смертности населения, поддержка социально значимой трудовой

занятости и системы защиты от безработицы, внедрение норм социальной поддержки отдельных категорий граждан, совершенствование института семьи, охраны материнства, отцовства и детства. Отдельные составляющие данная стратегии находят отражение и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Определяя пути модернизации социальной сферы, мы можем обратиться и к опыту зарубежных стран, ориентируясь на передовые достижения и успехи в социальной работе. Соединение этих двух составляющих позволит сделать процесс модернизации органичным, а наше движение по пути преобразований — эволюционным, с планомерным решением двуединой задачи, решение которой видится в следующем.

Первая задача. Опора в модернизации социальной сферы на лучшие со-

временные идеи и образцы практической социальной работы за рубежом, среди которых можно назвать следующие:

1. Концепция социальной сплоченности. Общество социальной сплоченности — это общество, где все озадачены сокращением разрыва между бедными и богатыми, где человек с его индивидуальными проблемами и потребностями стоит во главе угла общества. Департамент социальной сплоченности в Совете Европы рассматривает вопросы борьбы с бедностью, защиты прав инвалидов, людей с проблемами психического здоровья, пожилых людей и детей, продвигает идеи национального благосостояния. Бедных людей немало и в России, и социальным работникам следует внимательнее отнестись к этой категории граждан.

2. Социальная Хартия — документ, являющийся обязательным для всех стран-членов Совета Европы, с помощью которого можно измерять уро-

вень социального благосостояния и соблюдение прав человека в стране.

Хартия ратифицирована и Россией, но недостаточно используется в практике работы.

3. Кодекс этики социальных работников — настольный документ специалистов за рубежом, определяющий основные цели и задачи профессии, формулирует ценности, этические нормы, формы поддержки самих социальных работников. Модернизация во многом зависит от сплочения социальных работников под эгидой своей профессиональной организации: сегодня в мире насчитывается 89 национальных ассоциаций, объединенных под эгидой Международной Федерации социальных работников (в их числе и ССОПиР).

4. Современные идеи модернизации социальной защиты населения: определение нуждаемости клиентов, более справедливое распределение мер социальной поддержки, введение прямых выплат инвалидам и пожилым людям, концепция разумного компромисса.

5. Модернизация условий труда социальных работников:

обеспечение рабочего места современным оборудованием, возможности релаксации, снятия стресса, предотвращение профессионального выгорания, создание системы непрерывного образования специалистов и поощрения за профессионализм, достигнутые результаты.

Вторая задача. С опорой на накопленный в Минздравсоцразвитии и ре-гионах нашей страны опыт и инновации разработать и реализовать про-грамму модернизации социальной сферы в России, в которой главными направлениями являются следующие:

1. Модернизация отдельных типов учреждений, службы ухода на дому,

пересмотр структуры социальных услуг, условий их оплаты, развитие рын-ков социальных услуг. Предстоит серьезная работа по переводу всей системы на новые организационные формы (преобразование государственных учреждений в форму казенных организаций, бюджетных с дополнительны-ми полномочиями, автономных некоммерческих), что позволит внедрить платные социальные услуги, увеличив контингент получателей услуг и по- высив их качество. Необходимо введение страховых платных услуг в ста-ционарных учреждениях и расширение спектра социальных услуг — ин-формационных, правовых, консультационных, психологических.

2. В перспективе вместо предоставления гарантированных услуг в на-туральной форме гражданам может предоставляться прямая целевая выплата в виде социального сертификата, размер которой определяется стоимостью услуг, положенных данному гражданину. Сегодня уже внесены изменения в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и в порядок предо-ставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семей-ного) капитала, с учетом изменяющихся реалий развития страны и инфля-ции (необходима ежегодная индексация средств и возможность их исполь-зования для улучшения жилищных условий).

3. Переход к новому программно-целевому механизму реализации ме-

роприятий, предусмотренных Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. — в виде карт-проектов. Карты двух проектов уже утверждены 30 апреля 2010 г. Предсе-дателем Правительства РФ В. В. Путиным: «Поддержка социально незащищенных групп населения» и «Поддержка семьи». В ближайшее время в ряде субъектов РФ будет проводиться эксперимент по оказанию адресной социальной помощи бедным семьям на основе социального контракта, что будет способствовать переходу от иждивенческо-потребительской системы социальной защиты населения к системе активного партнерства государства и гражданина в решении его социальных проблем и обеспечении его социального благополучия. Социальный контракт станет инструментом адресной социальной помощи: государство берет на себя обязанность оказать помощь малоимущему трудоспособному индивиду, семье, а индивид берет на себя обязательства привести свою жизнь в порядок, получить профессию, устроиться на работу или начать свой бизнес.

4. Формирование нормативно-правовой базы модернизации и развитие механизмов организации социального обслуживания населения в РФ, что потребует внесения изменений в федеральный закон «Об основах со-циального обслуживания населения в Российской Федерации», разработки проекта Концепции развития социального обслуживания населения в РФ (предусматривающий, в частности, меры по оказанию эффективной поддержки семьям, предоставляющим родственный уход на дому пожилым людям и инвалидам) и формирования механизма привлечения негосударственных (частных) организаций для социального обслуживания населения (социальные гранты и социальный заказ). Инструментом привлечения бизнеса к работе в сфере социального обслуживания может стать частногосударственное партнерство: предоставление санаторно-курортных услуг, оказание реабилитационных услуг, предоставление социальных услуг в стационарных условиях и на дому.

5. Выработка принципиально новых решений, программ и подготовка законопроекта о внесении изменений в законодательство РФ по социальной защите инвалидов в связи с предстоящей ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов. Главной целью является формирование к 2015 г. условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими людьми, к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к иным объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. В целях совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов предусматривается переход на принципиально новые классификации и критерии (с учетом «Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья») и организация межведомственного взаи-модействия, включая взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными организациями инвалидов.

6. Использование ресурсов информационных технологий, совершен-ствование государственной статистической отчетности по вопросам социальной защиты населения с целью повышения ее информативности и практической направленности. Предстоит осуществить переход на электронный документооборот, создать общенациональную базу данных о социальной защите населения. Минздравсоцразвития РФ в 2010 г. организовало бесплатную многоканальную телефонную службу Call-Центр, в штате которого работают более 1100 человек, рабочие места оборудованы персональными компьютерами, ЖК-мониторами, синтезаторами речи и профессиональными гарнитурами (уникальность проекта в том, что операторами являются инвалиды).

7. Модернизация управления системой социальной защиты населения,

требующая разработки системы критериев оценки эффективности разграничения полномочий в области социальной защиты населения между федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями, выработки механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов с бизнес-сообществом, некоммерческими и иными общественными организациями. Необходимо обеспечить общественный и ведомственный контроль за деятельностью всех социальных служб, объемом и качеством оказываемых услуг, обеспечением прав и законных интересов обслуживаемых граждан. Одновременно следует способствовать развитию волонтерского движения, общественных инициатив в сфере содействия нуждающимся людям и работе социальных учреждений.

8. Переход от сметного финансирования к бюджетным ассигнованиям на основе государственного задания позволит выявить ресурсы и пер-спективы для дальнейшего развития. В условиях модернизации каждое учреждение должно иметь перспективную целевую программу на 5–10 лет вперед, эффективно использовать внутренние ресурсы, взаимодействовать с малым бизнесом и некоммерческими организациями. Законы рыночного развития приведут к сокращению государственного сектора в социальной сфере и формированию рынка социальных услуг, конкуренции, что будет способствовать расширению объема и повышению качества социального обслуживания. Модернизация будет способствовать созданию в ближайшее время целой сети малых предприятий, сервисных фирм, оказывающих социально-бытовые, санитарно-гигиенические и другие виды услуг, не входящие в гарантированный перечень. Это, в свою очередь, даст большое количество рабочих мест, позволит смягчить напряженность на рынке труда и перенацелить имеющиеся трудовые ресурсы в социальную сферу.

В заключение следует отметить, что успех модернизации и внедрения инноваций в социальной сфере во многом зависит от человеческого фактора — изменения сознания людей, сотрудников социальных служб, которые должны понимать смысл проводимых преобразований и иметь мотивацию для их проведения, стремиться постигать позитивный зарубежный опыт и выходить со своими инициативами по созданию системы современной социальной работы, отвечающей интересам нуждающихся в помощи людей и вызовам времени.

Необходимо выделить основные группы фундаментальных теоретических проблем, изучаемых данной наукой. Они представляют собой направления, по которым теория движется к пониманию сущности актуальных социальных проблем и взаимосвязей внутри ее многогранного объекта. В социальной работе это:

социетальные проблемы, связанные с синергетическими закономерностями развития социальных систем разного уровня;

проблемы феноменологической редукции, конструирования мира социальными субъектами;

проблемы оптимизации взаимосвязей теории социальной работы и других социальных наук – философии, социологии, психологии, социальной педагогики, социальной экологии, социального права, этики и пр.;

проблемы группообразования и специфики функционирования малых групп в социальной сфере;

проблемы социальных действий и социальных изменений, касающиеся многоуровневых субъектов и объектов социальной работы;

коммуникативные проблемы, касающиеся взаимодействий субъектов социальной работы;

проблемы социальной стратификации и неравенства в социально-экономической сфере;

проблемы нормы и социальных отклонений, связанные с образом жизни и поведением людей в обществе;

проблемы социального риска в жизнедеятельности общественных субъектов;

проблемы оказания многоуровневой социальной помощи клиентам социальных служб;

проблемы социального контроля как функции социальной работы;

социокультурные проблемы, связанные с современными формами знания и деятельности в социальной сфере;

проблемы профессиональной деятельности в системе социальной работы, ее мотивации и эффективности;

проблемы социального образования и специфики процесса обучения социальной работе;

проблемы управления системой социальной работы, формирования и реализации эффективной социальной политики;

проблемы, связанные с организацией негосударственных и непрофессиональных форм социальной помощи – благотворительности, спонсорства, меценатства, социальной помощи общественных и религиозных организаций и пр.

Кроме общетеоретических проблем на основе выделения приоритетных проблем социальной сферы можно выявить конкретные проблемные поля, требующие первоочередного внимания российских исследователей социальной работы. Это формирование условий для обеспечения успешного взаимодействия человека с окружающей средой; развитие профилактической социальной деятельности в различных подсистемах социальной сферы; обеспечение на научно-обоснованном уровне минимальных стандартов жизнедеятельности человека; сокращение социальных издержек рыночной экономики в интересах наиболее уязвимых слоев населения; актуализация человеческого потенциала и помощь субъектам в самореализации; концептуальный статус теории социальной работы; обеспечение высокого качества социального образования и др.

Многообразие и сложность проблем теории социальной работы позволяют определить ее место среди других наук, изучающих взаимоотношения человека и общества. Специалисты подчеркивают, что теория носит междисциплинарный и интегративный характер. Применение интегрального подхода к исследованию этих научных проблем позволяет поместить теорию социальной работы в центр социальных наук с точки зрения критерия оптимизации жизнедеятельности человека, возможной вследствие инициирования его жизненных сил и при помощи и поддержке социального работника. В данном ракурсе внимание науки сосредоточено на приобретении личностью социального благополучия, преодолении трудностей и улучшении социального самочувствия как цели и результате практической деятельности в социальной работе.

Поиск эффективности социальной работы в решении социальных проблем заставляет вновь обратиться к концепции социальных изменений как к основной теоретической парадигме в ее области. Изучение изменений с помощью синтеза разнообразных наук о человеке приводит к реализации триединой задачи – нахождению путей гармонизации взаимодействий личности и окружающей среды; становлению оптимальных отношений между людьми в обществе и группе; изменению ситуации самого клиента в жизненном мире на основе стимулирования его социального и личностного потенциала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.