Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предметом СР являются закономерности развития социальных процессов в обществе и их влияние на социальное самочувствие общества и индивида




Объект и предмет СР, с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы, а с другой – влияют на границы и содержание теории и практики СР. Несмотря на различные формулировки объекта и предмета, они сходны в том, что в современных условиях СР выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимся категориям, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения его социального самочувствия.

Подходы отечественных ученых (В.И.Жуков, П.Д.Павленок, Л.В.Топчий, Е.И.Холостова и др.) к определению сущности и предмета СР связаны с изучением закономерностей социальных процессов и жизнедеятельности человека, его адаптацией к новым экономическим условиям, сопряженностью жизненных сил индивида, группы и средств их реализации в разных социальных ситуациях, связанных с формированием рыночных отношений в обществе.

На каждом историческом этапе определение предмета исследования в теории СР наполняется новым содержанием, имеет специфику в каждой стране. Предмет теории СР изменяется в ходе развития социального знания, социальной практики. По мере углубления понимания предмета, раскрытия его новых сторон происходит изменение представлений о содержании важнейших разделов теории СР.

Главной задачей теории социальной работы является систематизация научных знаний о ее объекте. Как отмечает российский ученый, генеральный секретарь Межрегиональной Общественной Организации «Ассоциация работников социальных служб» Л.В.Топчий, с первой половины 90-х гг. XX столетия теория социальной работы в России пытается выработать синтезированный подход к изучению проблем оказания профессиональной помощи человеку в трудной жизненной ситуации и формирования возможностей социального обустройства общества и государства.

Социальная работа как теоретическое знание может выступать системой по целому ряду оснований – с точки зрения неразрывной связи ее теоретической и эмпирической частей; как объединяющая знание многих наук, инвариантом которого выступает целостное постижение человека; как имеющая взаимосвязанные элементы науки – ее закономерности, принципы и методы и пр. Система закономерностей и принципов теории социальной работы носит целостный, направленный на позитивное преобразование социальной практики характер.

Социальная работа как вид теоретической деятельности характеризуется определенными уровнями знания.

Во-первых, фундаментальный уровень, формирующий базу знаний, на котором предпринимается попытка создания общей интегративной теории, разработки методологии и методики изучения практики социальной работы и путей ее оптимизации. Этот уровень связан с закономерностями и категориями науки.

Во-вторых, прикладной уровень, опирающийся на эмпирические исследования, где теоретические обобщения используются для решения социальных проблем и даются ответы на конкретные вопросы, связанные с совершенствованием организации и осуществления социальной работы.

В-третьих, социоинженерный уровень, обобщающий разработанные теоретиками нововведения. Они внедряются в практику социальной работы при помощи ее технологий, способствуя прогнозированию тенденций развития системы социальной работы и оценке ее эффективности. При этом теория социальной работы является целостной системой, структурные компоненты которой функционируют и развиваются во взаимодействии, причем каждый из них объективно влияет на изменение других компонентов и всей системы в целом.

Таким образом, социальная работа как теоретическая деятельность раскрывает свой объект познания и анализирует закономерности развития специфических процессов социальной сферы, связанных с оптимизацией жизнедеятельности в ней людей. Это позволяет практической социальной работе результативно функционировать на любом ее уровне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.