Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность теории социальной работы




Первые теоретические исследования проблем социальной работы начались в России в 90-х гг. XX в. Такие ученые как С.И.Григорьев, Е.И.Холостова, В.И.Жуков, Л.Г.Гуслякова, М.В.Фирсов, Н.С.Данакин, Л.В.Топчий, А.С.Сорвина, В.Г.Бочарова, П.Д.Павленок, И.Г.Зайнышев, И.А.Зимняя, В.А.Никитин, А.М.Панов, В.Н.Ярская, Е.Р.Ярская-Смирнова и др. пытались осмыслить сущность теории социальной работы как науки о помощи человеку в проблемных жизненных ситуациях. Предметное поле теории социальной работы, следовательно, формировалось как в рамках мирового опыта познания и социальной практики в этой сфере, так и в русле изучения специалистами особенностей функционирования и развития социальной сферы в России.

В результате сложились признаки научной идентификации социальной работы. Исследователям удалось определить границы социальной работы как вида деятельности и области познания, приступить к разработке ее теоретико-методологических основ, раскрыть содержание и методику процесса подготовки специалистов высшей квалификации. Был обозначен системный подход к формированию научной дисциплины; удалось выявить основную функцию теории социальной работы, состоящую в выработке объективных знаний в области социозащитной деятельности общества; обозначились контуры предмета, объекта, принципов и закономерностей науки.

В настоящее время в российской науке продолжается теоретическое осмысление социальной работы, основанное на постоянном приращении научного материала. При этом, если в начальный период развития теоретической основы российской социальной работы исследователи в основном исходили из объективного подхода к миру, предполагающего позитивистское понимание реальности, то в XXI в. многие авторы обращаются и к субъективистской, фе-номенологической методологии изучения социальных проблем.

Специалисты говорят о формировании научных школ и направлений разработки проблем теории, практики и образования в области социальной работы, возглавляемых такими исследователями как В.И.Жуков, А.В.Мартыненко, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, М.В.Фирсов и др. Эти научные школы в настоящее время сосредоточили свое внимание на создании единой концептуальной основы социальной работы как теоретического знания, профессии и института общества.

Между тем, следует констатировать, что официально социальная работа как область научного знания в России не признана, так как в документах ВАК отсутствует данная научная специальность, и, следовательно, теория социальной работы не имеет прочного правового статуса.

Становление методологических основ теории СР не только в России, но и во всем мире шло и идет в постоянных дискуссиях. Большинство российских ученых характеризуют теорию социальной работы как науку о закономерностях и принципах развития социальных процессов, связанных с оптимизацией жизнедеятельности личности в обществе. Многие авторы при этом обращают внимание на характер, направленность и динамику развития социальных процессов, а также на их эффективность с точки зрения социального самочувствия и благополучия людей.

Можно дать следующее определение: теория социальной работы - это наука о закономерностях и принципах развития и оптимизации гуманистической социальной деятельности – социальной работы.

Многоуровневость понятия «теория социальной работы» находит отражение прежде всего в её определениях. Существуют различные подходы к определению сущности теории СР.

К первой группе можно отнести следующие определения.

Теория СР – это прикладная наука оказания помощи людям в достижении ими достаточного уровня психосоциального функционирования (Баркер Р. «Словарь социальной работы», издан в России в 1994 г.).

Социальная работа – это ответ на социальные недостатки, как государственные мероприятия по оказанию помощи в трудной ситуации, с одной стороны, и культурная образовательная деятельность – с другой; как помощь по адаптации в обществе или как критика и изменение общества; как попечение (социальное обеспечение) и контроль или как помощь и воспитание самопомощи (Вальтер Т.).

Теория СР – это сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и социальной работе.

К второй группе можно отнести определения, рассматривающие теорию СР как состоящую из двух частей – теоретической и эмпирической, и раскрывающие это понятие в широком и узком смысле.

Теория СР – наука о закономерностях и принципах функционирования, развития и регулирования конкретных социальных процессов и состояний личности в трудных жизненных ситуациях, защите её прав и свобод посредством целенаправленного воздействия на личность и окружающую её социальную среду.

В данном определении наиболее ярко выделяется активный элемент пространства социальной работы – социальные изменения как процесс гармонизации отношений всех ее субъектов, объектов и среды их жизнедеятельности. Эффективность этого процесса зависит от степени разработанности теории, степени ее соответствия нуждам конкретного общества.

Существуют различия в определении предмета и объекта науки.

Общепринятым является пониманием предмета любой науки как результата выбора объективно существующего процесса (явления) с целью изучения его под определенным углом зрения. Объект науки – это реально существующая действительность (природная или социальная). Каждый объект имеет много сторон и свойств, которые могут стать предметом самостоятельного изучения, т.е. выступить предметом какой-то науки. Например, такой объект изучения, как человек, может рассматриваться с разных точек зрения (Например Б.А.Ананьев, в работе «Человек как предмет познания» приводит классификацию таких наук).

Определить объект и предмет СР – это значит выделить тот уровень анализа и характер фактов (явлений, процессов), которые ею изучаются.

Объектом теории СР являются социальные отношения, проблемы (индивидуальные, семейные и т.д.) (1990 г.).

Объектом исследования СР является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе (Энциклопедия по социальной работе / Под ред. В.И.Жукова. – М.: Из-во РГСУ, 2008).

Объектом теории социальной работы признаются социальные отношения между ее субъектами и объектами, связанные с оптимизацией их функционирования в социальной сфере. Социальные отношения выступают здесь как специфические отношения между людьми и социальными группами по поводу удовлетворения потребностей в материальных благах, условиях труда, улучшении быта и досуга, медицинском обслуживании и социальном обеспечении, получении образования и доступа к предметам духовной культуры и пр. (30).

К определению предмета СР важное значение имеет системно-интегративный подход. Не во всх определениях он присутствует.

Предмет СР – это закономерности и принципы функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Предметом теории социальной работы выступают социальные процессы, обусловливающие оптимизацию жизнедеятельности и взаимоотношений людей и окружающей их социальной среды в системе практики социальной работы.

Следовательно, теория социальной работы рассматривает процессы реализации социальных изменений через установление оптимальных взаимоотношений между людьми в социально-экологической среде.

В Российской энциклопедии социальной работы сделан вывод, что предметом СР являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе. Объектом исследования является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.

На основе интеграции различных подходов можно определить объект и предмет СР.

Объект исследования – социальные отношения и способы их регулирования с целью обеспечения и защиты социальных прав и свобод личности в обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.