Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ. Тема:Методы диагностики в хирургии




Тема:Методы диагностики в хирургии.

Роль знаний о методах диагностики в работе медицинской сестры.

Вряд ли кто станет отрицать, что диагностика играет в медицине важнейшую роль и что проведение диагностических исследований, включающий в себя подготовку больного, его сопровождение и профилактика возможных осложнений, требует от медицинской сестры большого мастерства, знаний и интуиции. Точность диагноза и быстрота, с которой его можно поставить, зависят, разумеется, от очень многих факторов: от состояния больного, от имеющихся данных о симптомах и признаках заболевания и результатах лабораторных анализов, от общего объема медицинской информации о наблюдении таких симптомов при самых различных заболеваниях и, наконец, от квалификации медицинской сестры. Своевременно поставленный точный диагноз часто облегчает выбор метода лечения и значительно повышает вероятность выздоровления больного. Исходя из всех этих соображений, вполне естественно попытаться определить условия, при которых диагноз может быть поставлен максимально быстро и точно. Однако в последние годы благодаря применению современных методов лечения и диагностики, основанных на новейших достижениях науки и техники, возможности получения успешных результатов значительно возросли. Такой подход требует профессиональных знаний, высокопрофессиональных навыков и значительных душевных затрат. Это открывает еще больший простор для успешного выполнения задуманных диагностических процедур, освобождая врача от необходимости заниматься такими проблемами, а, следовательно, способствует успешному лечению пациента.

1.Понятие о методах исследования.

Для успешного лечения любого заболевания, тем более заболевания, которое требует хирургического лечения, большое значение имеет точное и своевременное его распознавание. Утверждение: «Хорошо лечит тот, кто хорошо диагностирует» – прежде всего должно относиться к врачам-хирургам. Большие успехи в приоритетных научно-технических областях создают условия для быстрого развития новых разделов медицинской науки. Это позволило значительно расширить возможности диагностики хирургичес­ких болезней. Вместе с тем известно, что любые новейшие диагностические методы не отвергают и не заменяют традиционных способов обследо­вания больного, не снижают требований к клиническому мышлению хи­рурга. Поэтому в хирургической практике широко при-меняются различные специальные методы исследования, которые позволяют более точно установить характер патологического процесса, поражающего орган, и определить зону его распространения на другие органы.

2.История развития методов диагностики.

Успехи современной хирургии за последние три столетия во многом обязаны тем ее основополагающим разделам, которые составляют понятие исследование. Трудно себе представить достижения в кардиохирурги, трансплантологии, онкологии и других не менее важных отраслях хирургии без развития методов диагностики. Достижения научно-технического прогресса последних десятилетий оказали огромное влияние на развитие методов обследования. Неизмеримо возросли возможности более точной топической и функциональной диагностики хирургических заболеваний Внимательное и целеустремленное обследование больного с помощью общедоступных методов и приемов, создававшихся и апробированных на протяжении столетий, в достаточной степени обеспечивают необходимый уровень диагностики.

В период первобытной медицины простые и наглядные проявления болезней - переломы и ранения, рвота и понос, ощущение боли и жара - являлись основами диагностики. Распознавание заболеваний основывалось на простейших приёмах исследования, которые применялись без плана и методики и подробного изучения симптоматологии заболеваний.

В Др. Египте и Индии обращали внимание на температуру тела, использовали выслушивание и ощупывание, в Китае развилось учение о пульсе. Др. Грецию считают родоначальницей научной клинической медицины.

Диагностическое исследование Гиппократа основывалось на тщательном наблюдении у постели больного, путём сравнения со здоровым или предшествующим состоянием больного. Гиппократ придавал значение оценке общего состояния больного. Распознавание заболевания основывалось на понимании целостности человеческого организма. В состав диагноза входило определение стадии или периода заболевания, выяснение происхождения.

Гиппократ - основоположник диагностики, которая базировалась на общих принципах, составляющих ценность для современной клиники; он создал метод диагностического исследования мышления, охватывающий все проявления заболевания человека в его последовательном развитии; создал богатую клиническую казуистику и симптоматологию как связь симптомов с периодами заболевания, как звенья в течении болезни, зависящей от совокупности различных условий.

Гиппократ сознавал все трудности деятельности врача, он считал необходимым содействие общества в осуществлении задач практической медицины.

С эпохой Возрождения появились новые диагностические методы. Введение Парацельсом методов химического и физического исследования.

В 18- 19 вв. в клинику вводятся новые ценные методы исследования.В 1758 г предложена термометрия.1761г. - Ауэрбрунгер изобрёл перкуссию. 1819 г. - изобретение стетоскопа и разработка метода аускультации Лаэннеком. Разработка методов систематического опроса - анамнеза (Мудров, Захарьин, Остроумов) и методической пальпации органов брюшной полости Образцовым, а также клиническая оценка термометрии Траубе.

Наряду с разработкой основных клинических методов диагностического исследования практическая медицина обогощалась новыми дополнительными (лабораторными и инструментальными) диагностическими методиками. Большую роль в развитиии диагностики сыграло открытие Х - лучей. Зйнтховен применил струйный гальванометр, положил начало электрокардиографии и фонокардиографии. 1907 г. - Пирке ввёл кожную аллергическую робу для диагностики туберкулёза. Ридер разработал методику рентгенологического исследования ЖКТ. 1869 г. - Видаль и Сикард предложили реакцию агглютинациии при брюшном тифе. Шиллинг ввёл метод дифференциаьного подсчета лейкоцитов; Бернацкий обосновал диагностическое значение РОЭ, Аринкин - метод стернальной пункции для прижизненного изучения костного мозга. Земницкий ввел метод функциональной диагностики почек; Салли -сфигмометрию; Пашон - осциллометрию, франк - запись звуков сердца; Кастельянос - ангиокардиографию; затем были применены баллистокардиография, лапароскопия. Широко применяется метод биопсии, пункция лимфоузлов, печени,селезёнки.

Только с развитием биологии и смежных наук появилась возможность подробного изучения заболеваний человека.

Поэтому знание принципов диагностики и методических основ способствует более глубокому осмысливанию сущности обнаруженных симптомов и изменений и делает более целенаправленным применение дополнительных лабораторных и технических методов диагностики. Я не намерен повторять основ хирургии, педиатрии, полагая, что слушатель в случае необходимости обратится к принципам хирургического подхода к больному, без которых применение специальных методов диагностики может оказаться недостаточно эффективным. При проведении исследований медсестра придерживается определенных принципов (исходя из необходимого минимума, без которого нельзя обойтись).

 

3.Принципы и особенности, соблюдаемые медицинским работником при проведении диагностических мероприятий.

Все принципы можно сгруппировать в три основные группы:

1. Обследование необходимо проводить с учетом анатомо-физиологических особенностей пациента (ребенка).

2. Методы диагностики не должны нанести вред или ухудшению здоровья пациента.

3. При широком арсенале диагностических средств необходимо учитывать показания и противопоказания, информативность исследования, исключить дублирование методов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.