Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика политико – правовой мысли эпохи просвещения




Татищев

1686 – 1750 г.

Принадлежал к знатному роду. Окончил в москве артилирийску службу. Служил, стал начальником уральских горных заводов. В 1745 г при Елизавете попал в опалу, потом жил впосместье завершил историю российского. Писал труды еще и политики, и экономики.

В своих трудах ссылается на античных мыслителей. Происхождение государства в духе договорной теоргии Гобса и Гроция. Стремление привнести иторические начала в теорию общественного договора. Татищев говооиит, что исторически складывались несколько договоров, сначала был договор между мужем и женой, затем договор между родителми и детьмя, слугами, семьи разростись, сообщества – глава – монарх подчинил себе всех, подобно тому, как отец подчиняет детей. Возникает несколько договоров. Пытается через договорную теори обосновать крепостное право. Договор между господином и слугой – начало крепостного права.

Ищет истоки жестоких форм кабальных зависимости в период смутного времени. Выступет ха смягчение условий крепостной зависимости, предлагает рассматривать отношения как договор – прав и обязанности, помещики дб наделены обязанностью заботить о крестьянах, предоставлять орудия труда.

Предлагал сокращение сроков военной службы, затрагивал интересы купечества. Установление правил вольной торговли. Регламентацию торговли. Развивая идеи о формах государства, рассуждает в духе просветителькой мысли в духе 18 в.

Разрабатывает идеи все таки идеи ограничения власти. Монарх д опираться на 2х палатных выборный орган власти – который обладает законосовещательной властью, готовить законопроекты. Даже спроектироваьь этот орган – сенат и совет, где заседает 100 человек. Монарх – подписывает законопроект. Предлагал новое уложение взамен 1649. Посвещение необходимо. Оно дает понимание власти, экономические успехи. Настаивал на возможность граждан обучатсья заграницей

Просвещение – период времени между революциями 1649 англия, 1789 – франция

Новый социально – нравственный идеал, который можно выразить через метафору – царство разума на земле. Идеалом считали буржуазное общество. Полит форма правления – республика. Прлит строй должен соответствовать принципам – полит свобода, формально правовое равенство.

Свобода, равенство, братство…

Можно выделить несколько направлений полит мысли, которы складываются в эпоху просвещения.

1) Либерально- демократическое направление,оно зародилось в англии (Дж. Локк 1 из первых развивал идеи либерализма) Во франции классическая модель просвещения, под большим влиянием Англии, Вольтер. Руссо Германия, труды Канта и Гегеля – конец просветительской идеологии.

Значение распространения рационального знания

2) Идеология социализма и коммунизма (ранние Мор и Компанелла, Жан Милье, Габриель Мабли, Бабеф) исколи пути достижения фактического равенства и справедливости жизни людей

3) Историческая школа права в Германии, представители Пухта, савиньи, гуго. Школа консервативная, создавалась в условиях оппозиции фр посвещению. Представитель школы пытались доказать что германия не нуждается в преобразовании. Новизна – право са=тали рассматривать как часть культуры духовной жизни народа. Устверждали, что любая сискуственная организация, противорчеит потребностям народа. Критики теории естественного права.

4) Утилитаризм в праве (Бентам, Дж. Ст. Милле – переосмыслены цели общественного прогресса, политики, законодательно деятельности. Свободе противопоставлен стремления к счастью. Общественный прогресс должен обеспечить не свободу, а счастье большинства людей.

Учения Ш. Монтескье о Государстве и праве (1689 – 1755)

Главная тема учений – тема политической свободы. (у спиноы свобода – осознанная необходимость)

Свобода – это делать то что должно хотеть, и не быть принужденным к тому что хотеть не должно.

Называет 2 условия – 1) надлежащая государственная организация 2) Справедливые законы

Создатель классической теории разделения властей.

Падуанский делил власть на законодательную и исполнительную, Дж локк также развивал эту теорию, в 1 ветвь власти объедил и выделил федеративную. На 1м месте – зак-я власть

Монтескье стремился найти компромисс между дворянством и буржуазией во франции. Он развивает теориию – гл принцип взаимодействия между властями – равновесие политических сил. Он говорит о необходимости выделения законодательной власти, но говорит что зак-й копрпус должен быть обязательно 2х палатный (собрание представителей народов…) решения с согласия обеих палат)

2я ветвь – исполнительная власть. Возглавлять её должен Монарх, в состав входит кабинет министров.

Отделение от исполнительной власть – власти судебной.

Детально разрабатывает систему сдержек и противовесов, право вето, личность монарха должна быть священна. Министры должны отвечать перед парламентом. (воплощение в К США 1788 г)

Законы

«О духе законов»

Зак-во – сфорулированное человеческим разумом система норм, содержание этих норм зависит от особых законообразующих факторов. – это условия жизни того или иного народа как внешние так и внутренние. Монтескье показывает что создание законов этто дело не воли законодателя. Речь идет о творческом процессе, тчо создание законов это дело ученого, который должен учитывать все условия жизни народа, законообразующие факторы. В своей работы он их перечисляет – наиболее важные из них – политический строй – определяет какие законы должны быть главными (для демократии например главные избирательные законы,, для аристократии – те, которые определяют привилегии аристократии), геграфические параметры (климат. Ландшафт, размеры территории). Народный дух так же влияет на законодательство. Говоря о народном духе философы имели ввиду ментальность, психологический склад. Демографический фактор так же важен, хозяйственная деятельность тоже имеет влияние

9 типов законов. Выделяет естественное, божественное, канонические, международное, общее государственное право, частное государственное право, право завоевателя, гражданское право отдельных обществ, семейное рпаво.

Такая типология предусамтривает всю типологию норм.

2 аспекта политической свободы

1) Институциональный (свобода граждан в отношении формы государственного устройста, здесь важны избир законы

2) Личностный аспект (в безопасности гр-на)

В целом монтеське утверждает что политическая свобода – идеал, которы дб достигнут человееством спустя какое то время.

Юридическая техника-ясность, понятность, одинакого толковаться.

Настаивал на смягчении наказания. Буржуазно – демократические признаки правосудия.

Цель наказания – исправление виновного.

Значение труда монтескье

1) Ввел элементы социологии права, показал что право зависит от условий жизни людей

2) Применил принцип историзма

3) Развивал идеи либерализма, те идеи, которые предвосхитили итеорию пр гос-ва




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.