Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По социальной работе

Составляющие профессиональной деятельности специалиста

 

Наименование Содержание
Профессиональные обязанности Выявление лиц, нуждающихся в помощи, содействие клиентам в разрешении трудностей, организация деятельности социальных служб, информирование органов управления о социальных проблемах и др.
Профессиональные роли Социальный адвокат, посредник, социальный педагог, консультант, эксперт, администратор и др.
Профессиональные функции а) по используемым технологиям: диагностическая, профилактическая, прогностическая и др., б) по содержанию деятельности: правозащитная, организа-ционная, информационная и др.
Профессионально-ориентированные личностные качества а) интеллектуальные: социальный интеллект, эрудиция, ин-теллектуальная гибкость и др.; б) этические: чуткость, милосердие, вежливость и др.; в) психологические: сдержанность, настойчивость, стрессоустойчивость и др.

 

Выполняя различные профессиональные роли и функции, специалист формирует систему собственной уникальной деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки клиенту. В результате возникает особый стиль деятельности социального работника, который выражает совокупность его личностных качеств, изменяющихся под влиянием профессиональных и иных ориентаций.

Преобразование необходимых для успешной деятельности интеллектуальных, этических и психологических качеств специалиста в профессионально желательные характеристики является неотъемлемым атрибутом его профессионального становления. Таким образом, складывается система профессиональных способностей социального работника, которые выступают операцион-ными механизмами решения проблем клиентов.

Нормой регулирования профессиональной деятельности и результатом самореализации личности в этой деятельности выступает профессионализм. Под ним подразумевают устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать эффективности в профессиональной деятельности.

Стремление личности к профессионализму указывает на то, что профессиональная деятельность человека осуществляется в соответствии с ее осознаваемыми и рациональными последствиями. Профессионализм специалиста по социальной работе включает в себя:

правильность восприятия ситуации социальной работы, основанную на ее анализе;

способность принимать во внимание все существующие альтернативы и делать необходимый выбор из них; рациональное установление взаимоотношений с окружающими людьми; рефлексию случая, как умение производить реконструкцию процесса оказания помощи и поддержки для его последующего анализа;

способность осуществлять дифференцированный подход к клиентам, управлять деятельностью социальной службы, использовать в социальной работе технологии проектирования и моделирования и т.д.

Среди компонентов профессионализма особое значение имеет его коммуникативная составляющая. Поскольку многообразие форм действия в социальной работе проявляет себя через многообразие форм социальной коммуникации, она пронизывает все стороны профессиональной деятельности специалиста. Через коммуникативные акты раскрывается социальное начало социальной работы, общение (эквивалент понятия «социальная коммуникация») выступает необходимым средством обеспечения этой деятельности, благодаря ему выстраивается система отношений с клиентом, осуществляется понимание и познание его проблем.

Цель коммуникативной деятельности в социальной работе – добиваться продуктивности в общении. Продуктивное общение представляет собой вид социальной коммуникации, позволяющей ее участникам путем установления субъект-субъектного (партнерского) взаимодействия согласовывать и объединять усилия, направленные на решение социальной проблемы.

Следовательно, условием эффективного общения с клиентом является качественно-оптимальный уровень взаимодействий с ним. Поскольку общение является профессиональной обязанностью специалиста и носит вынужденный характер, достижение такого уровня требует использования целого комплекса знаний, навыков и умений. Они касаются организационно-управленческого начала коммуникации (умения контролировать ход и результат общения); ее когнитивного начала (умения использовать инструментарий общения); и эмоционально-личностного начала (умения проявлять эмпатию в процессе общения). Специалист должен знать теорию и технологию коммуникативной деятельности, владеть навыками вербальной и невербальной коммуникации, уметь выявить информацию, необходимую для оценки ситуации и принятия решения и т.д. Кроме собственно коммуникативных, в процессе общения проявляются социально-психологические, социально-педагогические, организационные и иные знания и умения специалиста.

При рассмотрении единства личности и деятельности как важной основы профессионально-личностного развития специалиста социальной работы необходимо учитывать такие его сущностные характеристики, как «профессиональная компетентность» и «профессионализм».

Под профессиональной компетентностью подразумевается сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем (К.М.Оганян).

Профессиональную компетентность социального работника можно подразделить на два вида:

— управленческая компетентность: включает теоретические знания и практические умения (социальный опыт) работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека. Базу этого вида компетентности составляют знания научных основ организации соответствующих государственных структур. Сюда также относятся знания технологии социальной работы, основ теории организации управления, в частности труда руководителя, этики, психологии руководства, культуры речи и т.д.;

— психолого-педагогическая компетентность формируется знаниями психологии и педагогики. Психологическая компетентность социального работника должна быть достаточно высокого уровня, так как в процессе деятельности ему приходится решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы.

Профессиональная компетентность свидетельствует о наличии у специалиста достаточных для эффективной практической деятельности знаний, умений, способностей и личностных свойств, которые приобретены или углублены в процессе профессиональной подготовки и саморазвития.

Профессиональная компетентность складывается в течение процесса профессионального становления кадров социальной работы, характеризуя их профессионализм. Компетентность социального работника является многофункциональной и требует развития социального интеллекта, критического мышления, саморефлексии и т.д.

Эффективность деятельности специалистов по социальной работе, прежде всего, связана с развитием уровня их культурной компетентности, значение которой растет под влиянием процессов глобализации. Она предусматривает способность человека жить, работать и постоянно самосовершенствоваться в современном мультикультурном обществе, где велика роль информационных и коммуникативных технологий, непрерывного образования, социальных различий людей и социальных групп.

Культурная компетентность специалиста по социальной работе составляет основу его профессиональной компетентности и предполагает знание национальных, конфессиональных, возрастных, гендерных и иных особенностей и традиций клиента и оказание ему квалифицированной помощи с учетом культуры общества и личности.

В профессиональной компетентности специалиста социальной работы различают следующие элементы:

концептуальный – понимание теоретических основ своей профессии;

инструментальный – способность овладевать основными профессиональными навыками;

интегративный – способность связывать своими действиями теорию и практику социальной работы в единую систему;

контекстуальный – понимание географических, политических, культурных, социально-экономических условий своей деятельности;

адаптивный – умение предвидеть изменения в рамках профессии и подготовиться к ним;

коммуникативный – умение строить эффективные межличностные отношения с клиентом и с другими специалистами.

В социальной работе применяют компетентностный подход, представляющий собой междисциплинарное направление в исследовании компетентности. В этом подходе компетентность прежде всего рассматривается как комплексный результат профессионального образования. В образовательном процессе данный подход используется для создания модели обучения социального работника как профессионала.

Прежде всего компетентностный подход дает возможность формирования у обучающихся социальной работе ключевых компетентностей: в сфере самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, семейно-бытовой, культурно-досуговой деятельности. Все они способствуют адекватной социальной адаптации человека в современном обществе.

Кроме того, на основе ряда критериев, таких как знания, опыт, эмоционально-волевая регуляция, готовность к актуализации компетентности определяется овладение будущим специалистом по социальной работе специальными компетентностями:

когнитивной, включающей умения рефлексии, саморегулирования, структурирования и приращения знаний и т.д.;

социальной, предполагающей наличие успешных социальных взаимодействий, коммуникаций в различных сферах и с различными субъектами;

деятельностной, относящейся к эффективному решению профессиональных задач на основе владения инновационными и традиционными методами и технологиями практики решения проблем.

Наличие специальных компетентностей указывает на становление специалиста как личности и как профессионального работника, способного эффективно разрешать разнообразные проблемные ситуации человека и социальной группы.

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф.Зеер, пять стадий:

— «оптация» (лат. optatio —желание, избрание) — формирование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

— «профессиональная подготовка» —формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;

— «профессиональная адаптация» — вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

— «профессионализация» —формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;

— «профессиональное мастерство» — полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип, метод) на основе подвижных интегральных психологических новообразований.

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социальной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интересов социального работника. Развитию этих качеств и образований, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих задач:

— развитие личностного интереса к выбранной профессии;

— формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

— формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;

— формирование профессионально-личностной «Я-кон-цепции».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессионализм в социальной работе | Духовно-нравственный портрет социального работника
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.