Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возраст 4-7 лет

Возраст 1-3 лет

Экономическая социализация детей

(ГУСЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ с. 24-29).

Первые проявления экономических отношений – чувство собственности, отношение к «моим» игрушкам. Попытки присвоения предметов. С родителями выясняют, где чье. Потом – в детском саду с другими детьми. Ближе к 4 годам проявляется возможность обмена.

В этот период проявляется и первичная оценка благосостояния семьи.

Социализация детей старшего дошкольного возраста имеет различные направленности и виды, в частности, одним из ее видов является экономическая социализация как одна из актуальных в данный момент развития российского общества. На настоящий момент ни в зарубежной, ни в отечественной социальной психологии нет единого мнения об институтах и стадиях прохождения социализации детьми старшего дошкольного возраста, но все авторы сходятся на том, что существуют значимые отличия социализации детей от социализации взрослых, выражающиеся в качественном протекании процесса.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут выступать самостоятельными потребителями и покупателями некоторых товаров и услуг, что в ряде случаев не одно и тоже, так как дети старшего дошкольного возраста не всегда владеют собственными денежными средствами для выполнения роли покупателя.

В качестве условий формирования потребительского поведения выступают наличие свободных денежных средств, практический опыт в приобретении товаров и услуг, а также доступность к различным источникам экономической информации.

У детей, являющихся субъектами потребления товаров, преобладают установки на рациональное потребительское поведение в выборе товаров и услуг.

На основании выявленных зависимостей можно говорить о том, что именно наличие практического опыта и свободных денежных средств формируют у детей старшего дошкольного возраста потребительское поведение и способствуют успешности прохождения потребительской социализации.

По результатам проведенного исследования можно утверждать, что дети, имеющие доступ к техническим источникам информации, легче воспринимают знаковую систему и испытывают к ней большее доверие, нежели к социальным источникам информации, то есть мнению родителей и сверстников, что позволяет выделять «технокранизацию» как новый и на данный момент ведущий тип общения ребенка со средой.

 

Наиболее детальный анализ полити­ки родителей в области карманных де­нег проделали Дж. и Е. Ньюсоны. Они изучили более 700 7-летних детей. Большинство из них регулярно получа­ли некоторую сумму карманных денег, которая определялась сложной системой поощрений и наказаний. Более 50% могли рассчитывать на дополнительную сумму, выделяемую по их просьбе. Ис­следователи обнаружили любопытные раз­личия в практике выделения и расходо­вания карманных денег: дети из семей среднего класса получали в полтора-два раза меньше денег, чем дети из рабочих семей, но откладывали в два раза боль­ше. Более половины детей неквалифи­цированных рабочих и только 10 % де­тей специалистов с высшим образовани­ем тратили всю сумму карманных денег в течение недели.

Наблюдения российских педагогов подтверждают эту закономерность: у де­тей из бедных и неблагополучных семей чаще появляются относительно крупные суммы денег, подаренные кем-то из родственников. Иногда дети из нуждающихся семей сами ищут способы заработать.

Ученик 11-го класса подарил однокласснице на 8 Марта дорогие французские духи. Учительница сделала маме мальчика замечание, что та дает ему слишком много карманных денег. «Ничего не могу поделать, — ответила мама. — Ребенок снялся в телевизионной рекламе, и вся семья живет на его деньги уже третий месяц».

Дети старшего дошкольного возраста (по Пиаже это первая стадия потребительской социализации), на наш взгляд, могут выступать в роли потребителей товаров и услуг, т.к. их познавательная и речевая деятельность готова к выбору и оценке товара. Дети дошкольного возраста способны активно исполнять роли потребителей товаров и услуг, и лишь в ряде случаев, при наличии определенных социально-экономических условий, а именно самостоятельно распоряжаться имеющимся доходом, могут выступать в роли покупателя. (Фенько)

 

Первое знакомство ребенка с миром экономических отношений происходит при помощи денег: ребенок тратит свои карманные деньги, видит, как родители оплачивают свои покупки в магазинах и пр., следовательно, чтобы ребенок, став взрослым, мог хорошо разбираться в экономике и, таким образом, имел бы возможность плодотворно заниматься предпринимательской деятельностью, ему обязательно нужно усвоить роль и природу денег. Дети начинают понимать, что такое деньги, приблизительно в возрасте 4-5 лет, однако лишь половина детей этого возраста более или менее разбирается в достоинстве монет; к 9-10 годам ребенок усваивает представления о «цене» денег. Именно личный опыт обращения ребенка с деньгами, а не возраст, интеллект или социоэкономические условия, в которых находится семья, оказывает главное влияние на развитие экономических представлений ребенка. Этот последний вывод был получен, в частности, в работе Р. Саттона.

Характер получения денег влияет, по мнению А.С. Валявского, на формирование отношения к труду. Он считает, что сензитивным периодом для этого является возраст 5-7 лет, когда у ребенка преобладает установка на помощь другому и ощущение радости от труда ради другого. После 7 лет, при условии использования денег как вознаграждения, закрепляется представление о любой работе как виде деятельности, направленной на индивидуальную выгоду. В условиях отечественного культурного пространства распространенно мнение о том, что детям не следует давать деньги, так как это их «портит». Излишним, на наш взгляд, будет говорить о том, что это не только нарушает связь поколений, но деформирует процесс формирования экономических представлений и навыков ребенка, а так же нарушение развития мотивационной сферы дошкольника. (Гусева)

 

Французский исследователь Д. Лассаре считает, что система карманных денег эффективна только в том случае, когда она сочетается с обсуждением фи­нансовых вопросов в семье. Он предпо­лагает, что смысл выплат родителями кар­манных денег меняется по мере разви­тия ребенка и служит для контроля его растущих требований.

В 1996 году в Великобритании дети 5-7 лет тратили примерно 2,41 фунта в неделю (Walls Monitor, 1996).

(ФЕНЬКО А.Б. ДЕТИ И ДЕНЬГИ: ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 94-101)

 

Влияние экономического образования на ценностные ориентации личности младших школьников:

Полученные в исследовании результаты показали, что эко­номическое образование, как целенаправленный организован­ный процесс формирования экономических представлений, ока­зывает значимое влияние, в первую очередь, на группу волевых ЦО личности. Формирование таких волевых качеств личности школьников как решительность, уверенность, целеустремлен­ность, настойчивость позволит им в будущем не только лучше адаптироваться в новых социально-экономических условиях, но и, с большой вероятностью, полнее реализовать свой личност­ный потенциал. (Влияние экономического образования на ценностные ориентации личности младших школьников Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономические представления детей | Возраст 8-12 лет
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.