КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Частота соотнесения с другими понятиями
Скрытое ранжирование понятий в группе нищих и обычных людей
Человек, просящий милостыню, теряет нормативные и ценностные ориентиры; происходит изоляция Я от каких бы то ни было ценностных образований. Единственной группой для нищего, членство в которой остается полноценным, оказывается семья. По этой причине ее значимость относительно других ценностных образований возрастает. Данное обстоятельство следует учитывать при построении программ реабилитации нищих. По – видимому, отношения с семьей остаются сохранными и могут быть использованы как ресурс для реабилитации и реинтеграции нищего в общество. Нищие чаще отмечали, что их жизнь со временем становится все тяжелее. Испытуемые из контрольной группы скорее были склонны воспринимать свою жизнь, как стабильную, а 28% отметили улучшения, которые произошли за последний год. Это свидетельствует, в первую очередь, о субъективном чувстве бесперспективности жизни, которое доминирует в переживаниях нищего. Анализ отчетов о сновидениях позволил выявить образы, преобладающие у представителей ЭГ и КГ. Анализировались ответы только тех респондентов, которые вспомнили, что им снилось в последнее время. Оказалось, что нищие достоверно чаще видят в снах негативные образы. Так, 77% из них отметили, что, как правило, видят во сне тревожные либо агрессивные образы и сюжеты; в КГ таковых было только 35%.
Отвечая на вопросы о переживании апатии, о сновидениях и о главной мечте, респонденты спонтанно переходили к рассуждениям о собственной смерти. Важно отметить, что респонденты, занимающиеся нищенством, самостоятельно затрагивали данную тему достоверно чаще, чем испытуемые из КГ. Среди опрошенных в группе нищих 45% сами заговорили о своей смерти, а 25% прямо сказали, что мечтают умереть. В КГ только 16% спонтанно затронули тему смерти, а желание умереть как можно скорей высказали 13% опрошенных. Таким образом, можно говорить об актуальности суицидальных намерений в группе нищих. По мнению М.П.Гусаковой, суицидальное поведение человека является не реакцией на актуальную кризисную ситуацию, а следствием отказа от жизненного замысла, который у него существовал и конструировал его жизненный путь. Такой отказ сопровождается обеднением ценностной сферы, так как жизненный замысел определяется именно ценностями личности. Обнаруженное нами обеднение ценностной сферы нищего, скорее всего, говорит именно о подобном отказе от жизненного замысла, т.е. о потере слысложизненных ориентаций. обнаружилась достоверная связь между спонтанным высказыванием о смерти и ответом на вопросы о самом счастливом событии в жизни. Оказалось, что чаще мысли о смерти высказывают люди, которые считают, что у них в жизни не было ни одного счастливого события. Кроме того, респонденты, не видящие в своем прошлом ничего хорошего, чаще говорят об отсутствии планов на будущее и о желании умереть.
Таким образом, в группе нищих обнаруживается обобщенный негативный эмоциональный фон, определяющий отношение человека к своему прошлому, настоящему и будущему. Подобная склонность к распространению негативного аффекта на все сферы жизни характерна для людей, страдающих депрессией. В своем исследовании депрессивных больных А.Бек выделил когнитивную триаду, охватывающую негативные чувства, относящиеся к модальностям актуальной и перспективной оценки Я: низкая самооценка качеств, обладающих высокой субъективной значимостью; чувство ущербности в каких-либо сферах психического функционирования и использование каузально-атрибутивного стиля, который характеризуется самообвинениями, приписываем себе ответственности за неудачи, несоответствие стандартам и высоким идеалам Я; утрата надежды, негативные ожидания и бесперспективная оценка будущего. Обнаруженные в группе нищих тенденции к переживанию отчаяния, бесперспективности позволяют предположить, что идентичность этих людей развивается по негативному сценарию, который был описан Э.Эриксоном. подобное негативное влияние стигматизации на идентичность человека выявила социолог Е.Р.Ярская-Смирнова в исследовании семей инвалидов. Она обнаружила, что для человека, приобретающего стигму во взрослом возрасте, характерен эффект неузнавания себя. Такой человек говорит: «Я стал чужаком для самого себя больше, чем для кого бы то ни было». Таким образом, у стигматизированного человека нарушается чувство самотождественности, которое определяется именно стабильной индентичностью. Данные свидетельствуют о существовании общего синдрома маргинальности, включающего в себя симптоматические проявления в когнитивной (негативные коннатации образа Я), эмоциональной (депрессивные переживания) и ценностной сферах (изоляция Я от базовых ценностей). Итак, 1. Нищенство приводит к существенным негативным изменениям в эмоционально – ценностной сфере пожилых людей, просящих милостыню. 2. В спектре эмоциональных переживаний нищих преобладают чувства беспомощности, отчаяния, обреченности и самообвинения. Можно говорить о наличии у нищих депрессивного эмоционального статуса. 3. Ценностная система нищих находится в кризисном состоянии и характеризуется обедненностью. Значимой ценностью для них остается семья. 4. Практика прошения милостыни сопряжена со стигматизацией со стороны окружающих, что приводит к нарушению стабильной идентичности человека.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |