Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура социологического знания

I. Определение социологии, ее объекта, предмета и метода.

Расчет времени на проведение занятия

 

№ п.п. Учебные вопросы Время (мин) Методика и приемы обучения
1.   Вступительная часть: - проверка готовности студентов к занятию; - проверка наличия студентов; - объявление темы, цели и вопросов занятия; - обоснование актуальности темы и ее связь с предыдущим учебным материалом. 5 мин.   Рассказ, контроль    
2.   Основная часть: 1. Определение социологии, ее объекта, предмета и метода. 2. Общество, его элементы, структура. Классификация 3. Культура как ценностно-нормативное образование. 4. Личность как субъект и объект общественных отношений. 5. Социальный контроль и девиация 6. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Социальные группы и социальные общности, виды общностей, слои. 7. Социальная организация. Управление организациями. 8. Социальные институты: функции, структура. Семья, образование.     10 мин.   15 мин.   10 мин.   10 мин   15 мин     10 мин     10 мин       Рассказ, презентация
3. Заключительная часть:
  • ответы на вопросы;
  • подведение итогов занятия;
  • выдача задания на самостоятельную работу;
  • при необходимости, объявление
оценок.
5 мин. Рассказ

 

 

Социология – это наука о наиболее общих проблемах специфически человеческих взаимоотношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками.

О. Конт (1798 – 1887) предложил для обозначения науки, изучающей общество слово «социология». Русский социолог П.А. Сорокин (1889 – 1968), выделил две основные проблемы:

- общие проблемы человеческих взаимоотношений (как развития общества в целом),

– проблема соотношения явлений, которые отдельно изучают другие общественные науки.

Объект исследования социологии — современное общество и информация о нем, полученная другими науками.

Предмет социологии — социальный организм, состоящий из социальных общностей, институтов, коллективов, групп, а также процессов взаимодействия этих комплексов друг с другом.

Задача социологии состоит в определении закономерностей функционирования и изменений в социальном организме. Для этого социология использует:

1) общенаучные методы исследования. Общенаучные методы: (анализ и синтез; системный анализ; метод типологизации и моделирования; дедукция и индукция; движение от конкретного к абстрактному; движение от абстрактного к конкретному).

2) специфические методы исследования (социологическое наблюдение; социологический эксперимент; опросные методы (анкетирование, интервьюирование, прессовый опрос, почтовый опрос, телефонный опрос, телевизионный экспресс-опрос).

 

 

Как и другие науки, социология развивается в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.

1) На фундаментальном уровне происходит разработка теоретической базы социологии, осуществляется взаимосвязь с другими науками. Главными методами являются: моделирование; абстрагирование.

Прикладная социология направлена на исследование конкретных социальных фактов. Основными методами служат: наблюдение; опросные методы; восхождение от конкретного к абстрактному.

Между фундаментальным и прикладным уровнями знаний возникают противоречия. В результате появилась теория среднего уровня Р. Мертона. Знания среднего уровня должны связать фундаментальные и прикладные уровни знаний.

2) По уровню исследования социологическое знание делится на микросоциологию и макросоциологию.

Макросоциология выявляет закономерности глобальных общественных из­менений и общественного развития.

Микросоциология исследует конкретные социальные яв­ления. Разница между ними состоит в определении предмета и функций социологии.

3) Структуру социологического знания можно также представить в виде соотношения общего и отраслевого в социологии.

 

Функции социологии:

1) Познавательнаяфункция, направлена на теоретическое и эмпирическое изучение взаимосвязанных социальных фактов.

2) Прогностическая функция связана с социальным моделированием и планированием.

3) Мировоззренческая функция связана с оценочной деятельностью человека, помогает выработать его ориентацию в обществе, сформировать отношение к окружающим.

4) Инструментальная функция — направлена на разработку методов по поиску, обработке, анализу, обобщению первичной социологической информации.

5) Организационно-управленческая функция позволяет не только принять оптимальное решение, но и выработать методы реализации данного решения.

6). Методологическая. Социология не только вырабатывает способы и методы изучения и анализа накопленного материала, но и дополняет уже существующие методы обработки информации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные свойства конструкционных материалов | II. Общество как целостная система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.