Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Общество как целостная система

Обществоэто совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей и определенная форма социальных отношений. Специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.

Общество можно определить как мировое сообщество, или мировую систему, подразумевающую все человечество как целое. Мировое общество понимается как планетарная социальная система, имеющая наднациональные органы управления. В таком обществе действуют международные отношения.

Общество в узком смысле – совокупность людей, проживающих исторически длительное время на одной и той же территории, создающих собственную культуру и политическую систему управления.

Основными признаками общества являются:

1) наличие общей территории;

2) социальная структура;

3) автономность и самодостаточность;

4) социокультурное единство.

Структура – это способ связи и иерархия элементов в социальной системе.

Любое общество разделяется на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений — социально-экономических, политических, духовных, образуя общественную систему. Только в рамках этих связей и отношений они имогут существовать.

Проблемы социальной структуры связаны с проблемой гражданского общества. Гражданское общество — взаимодействие всех социальных групп в обществе. Эта проблема была глубоко разработана Георгом Вильгельмом Гегелем (1770—1831). Он ввел понятия гражданского общества и государства. На первый план вышла проблема человека и гражданина как носителя отношений частной собственности, гражданских прав и свобод.В гражданском обществе реализуются интересы равных перед законом личностей.

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система. Система состоит из комплекса взаимодействующих элементов. Подсистемы – это промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Важнейшими подсистемами общества являются:

1) экономическая — выполняет функцию материального производства иобеспечения;

2) социальная – выполняет функцию социализации;

3) политическая — выполняет функцию социального управления и контроля;

4) идеологическаяилидуховная — выполняет функцию духовного обогащения.

 

Общество предполагает разнообразие способов его классификации.

1. Самое устойчивое деление общества на традиционное и индустриальное (современное) нем. социолога Ф. Тенниса, фран. социолога Р. Арона и амер. экономиста У. Ростоу.

Традиционное общество – общество с натуральным селькохозяйственным укладом, примитивным производством. В современном понимании – это примитивное общество.

Индустриальное общество – общество с развитой промышленностью, гибкой социальной структурой и формой организации социальной жизни.

2. Теория индустриального общества в 70 гг. XX в. дополняется концепцией постиндустриального общества, разработанная Д. Беллом и А. Тоффлером. Постиндустриальное общество - общество, в котором возрастает роль знания и информации.

3. Иной подход сложился в русле марксистской т радиции. В основе лежит способ производства матери­альных благ, производственные отношения и отношения к собственности.

Марксистская классификация выделяет пять основных общественно-экономических формаций;

1) первобытно-общинная (сословия: рядовые члены племени ивожди, жрецы, авторитетные старцы);

2) рабовладельческая (основные категории — раб, рабовладелец, гражданин идр.);

3) феодальная (феодал, крестьянин);

4) капиталистическая (рабочий и капиталист, буржуазия, средний класс, банкиры, промышленники, бизнесмены разного уровня, торговцы);

5) коммунистическая (социалистическая как начальная фаза - общество равноправных граждан — интеллигенции, рабочих, крестьян);

Одна из самых полных и четких моделей общества была создана в XIX в. великим немецким философом К. Марксом. Согласно его воззрениям любое общество состоит из базиса и надстройки.

Базис представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.

Производительные силы влияют и определяют развитие производственных отношений, определяют характер, направление и динамику развития всех институтов надстройки.

Базис - материален, надстройка – духовная основа общества.

Смена одного типа общества другим происходит через механизм классовой борьбы и определяется как динамический процесс. В марксистской теории базис детерминирует социальную, политическую и духовные сферы общества.

Сегодня есть понимание интеллектуального капитала, которое затмило понятие финансового капитала. И некоторые философы склонны к тому, что духовная сфера определяет экономическую. Важно поставить вопрос: «Что выполняет определяющую роль в развитии общества?». Ответом будет являться – материальная сторона или базис, а надстройка - активная сторона этого процесса, без которого этот процесс невозможен.

4. Некоторые социологи классифицируют общества по основному способу добывания средств к существованию (Г. Ленски и Дж. Ленски), различая: 1) общества, живущие охотой и собирательством; 2) общества, существующие за счет примитивного земледелия и разведения скота; 3) аграрные общества; 4) промышленные общества.

М. Вебер о двух стадиях развития капитализма: архаичный (традиционный) и современный (цивилизованный) капитализм.

М. Вебер (1884 - 1920) - немецкий социолог. Одной из основных его работ считается " Протестантская этика и дух капитализма", в продолжение которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Оно было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

В начале книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. На основании данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих. Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.

Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в политике и коммерции, опровергают тенденцию о том, что национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой "господствующей" группе …. концентрируют свои усилия в области предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России и Пруссии, с гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.

Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение социального статуса во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что действительно существуют объективно-исторические причины преобладания протестантов среди наиболее обеспеченных слоев населения, он все же склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в "устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-политическом положении.

Далее следует дать определение так называемого " духа капитализма". Под духом капитализма Вебер понимает следующие: " комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения. Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является неким пропагандистом философии скупости. В его понимании идеальный человек - " кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель". На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда " честность полезна только потому, что дает кредит".

Но высшее благо этой этики в наживе, при полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. Так же можно сказать, что такая позиция является прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер считает, что честность, если она приносит кредит, столь же ценна, как и истинная честность.

Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную организованность труда.

Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для извлечения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах.

Исходя из этого, Вебер разделяет капитализм на " традиционный" (архаичный) и "современный", по способу организации предприятия. Он пишет, что современный капитализм повсюду натыкаясь на традиционн ый, боролся с его проявлениями. Автор приводит пример с введением сдельной оплаты труда на сельскохозяйственном предприятии в Германии. Так как сельхозработы носят сезонный характер, и во время уборки урожая необходима наибольшая интенсивность труда, то была проведена попытка стимулировать производительность труда за счет введения сдельной заработной платы, и соответственно, перспективы ее повышения. Но увеличение заработанной платы привлекало человека, порожденного "традиционным" капитализмом, гораздо менее, чем облегчение работы. В этом сказывалось докапиталистическое отношение к труду.

Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому труду. Даже чисто в количественном отношении производительность труда падает в тех случаях, когда не обеспечивает потребностей физического существования. Но низкая заработная плата не оправдывает себя и дает обратный результат в тех случаях, когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании. Т. е. там, где необходимо и развитое чувство ответственности, и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания. Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.

Традиционный человек - Работает, чтобы жить Современный протестант - Живет, чтобы работать
Профессия -бремя Профессия- форма существования
Простое производство Расширенное производство
Не обманешь- не продашь Честность -лучшая гарантия
Основной вид деятельности – торговля Основной вид деятельности - производство

Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие промышленники того времени, Вебер обозначал так: "ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность". Богатство дает ему иррациональное ощущение хорошо исполненного долга.

Поэтому этот тип поведения так часто осуждался в традиционных обществах, "неужели нужно всю жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое богатство унести в могилу?"

Далее Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том, что капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или иного религиозного учения и видит в любом (если это возможно) влиянии церкви на хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые формы регламентирования хозяйства только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может быть, использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.

Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, считая то, что они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога, посредством церкви, подарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и после смерти.

Вебер проводит глубокий анализ эволюции взглядов на занятие мирской деятельностью предреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что программа этических реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. Этические воздействия их учений были лишь следствием религиорзных мотивов. Вебер считает, что культурные влияния реформ в значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов.

Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком и английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской этики в противу католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. Т. е. декларируется равенство всех профессий перед Богом.

Основные значимые догматы протестантизма:.Человек изначально грешен
До начала жизни все предопределено
Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в своей профессии.
Послушание властям
Отрицание превосходства аскетического долга над мирским.
Примирение со своим местом в мире.

Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и человека были определены предельно жестко - есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным. Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный долг, а во вторых, избегать наслаждений - и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель - трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.

Социальная структура общества – это скелет общества. Под структурой понимают совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта.

Важными элементами социальной структуры общества являются социальные общности и группы.

Социальная общность – это большая или малая группа людей, обладающая общими социальными признаками. Люди в группе занимают одинаковое социальное положение, объединены совместной деятельностью или ценностными ориентациями.

Социальные общности могут различаться:

1)по количественномусоставу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

2)по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы, нации);

3) по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (очередь, толпа, болельщики футбольных команд).

Системообразующим признаком общностей могут выступать: этническая принадлежность (племя, народность, нация); принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня, поселок); социально-демографические факторы (пол, возраст); социокультурные и т.д. Соответственно выделяются социально-этнические, территориаль­ные, демографические, культурные и другие общности.

В жизни часто встречаются ситуативно возникшие общности (толпа, публика, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых характерны неустойчивость, кратковременность, непрочность взаимосвязей между людьми. Такие общности еще называют «квазигруппами» или «социальными агрегациями».

Все множество социальных общностей можно разделить на два подкласса — общности массовые и общности групповые (социальные группы).

Социально-территориальная общность представляет собой совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и осуществляющих совместную деятельность для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей. Например, население города, деревни, поселка и др., сложные территориально-административные образования — район, область, край и др.

Социально-этническая общностьэто исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания. Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация.

Социальная группа - это объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно необхо­димые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности.

Все социальные группы можно подразделить:

- по характеру взаимодействия — на первичные и вторичные;

- по количественному составу — на малые и большие;

- по способу организации и регулирования взаимодей­ствия — на формальные и неформальные.

1. Под первичной понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборот американским социологом и социальным психологом Ч. Кули применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения.

2. В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. Основное значение придается умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, деятельность регламентируется на основе формализованных правил. Например: производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.

 

Малая группаэто небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для малых групп характерны черты:

- малочисленный и стабильный состав;пространственная близость членов группы; устойчивость и продолжительность функционирования; интенсивность межличностных взаимодействий; высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и правил поведения;развитое чувство принадлежности к группе;неформальный контроль и информационная насыщенность общения.

Большая социальная группаэто многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредованный характер. Например: крупные предприятия, трудовые коллективы, управленческие организации и т.д.

Сюда относятся социально-классовые, профессиональные, политические, религиозные и другие группы.

Формальная группаэто обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил. Эти группы имеют нормативно закрепленную, иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку.

Неформальная группаэто не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаимодействий. Подобные группы лишены официальной регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры. Например: дружеские компании, объединения «неформалов» среди молодежи, любителей рок-музыки и т.д.

В исследовании малой группы выделяют два аспекта: лидерство и групповую динамику.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура социологического знания | Структура культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.