Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Личность как субъект и объект общественных отношений

 

Типичным представителем общества является человек – как индивид, индивидуум, индивидуальность, личность.

Индивид — человек, который представляет общество.

Индивидуальность – совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.

Личность - это совокупность социально значимых качеств, характеризующих индивида, как члена того общества, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения человеком социального опыта.

Понятие «личность» тоже применяется по отношению к человеку, но подразумевает наличие в нем некоторых индивидуальных, оригинальных, глубоко личных черт (часто используется в психологии).

Основными характеристиками личности являются:

1) самосознание;

2) самоконтроль (т.е. способность контролировать свои поступки и нести за них ответственность),

3) наличие определенных жизненных ценностей и включенность в общественные отношения.

Если определяющих качеств нет, то про такого человека говорят, что «он не состоялся как личность».

Существует два основных научных подхода к формированию личности:

1) личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, которые играют доминирующую роль;

2) личность — это продукт, в первую очередь, социального опыта.

Нужно учитывать и биологические особенности личности, и ее социальный опыт.

Установлено, что существуют некоторые факторы, влияющие на формирование личности: биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой и индивидуальный опыт.

Одной из главных задач социологии является проблема структурного анализа личности.

Структура личности складывается из следующих элементов: сознание, культура, деятельность, а также социальные статусы и социальные роли.

1. Сознание - способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как общественно-историческому существу. Оно позволяет индивиду накапливать знания, опыт, усваивать социальные нормы, ценности, стандарты поведения, т.е. все, что необходимо для социализации и включения индивида в социальную жизнь общества.

2. Культура – совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в материальных и духовных предметах. Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений. Культура – это также ценностный способ освоения окружающей среды. Она предполагает не только целедостижение, но и оценку того, что делается и как делается. Культура личности определяется ее приобщенностью к культурному наследию, уровнем развития ее индивидуальных способностей.

3. Деятельность – способ и условие существования общества, специфическая форма отношения к окружающему миру, суть, которой заключается в целенаправленном отражении и преобразовании окружающей действительности, в том числе и самого человека. Деятельность присуще только человеку, который в процессе своей эволюции создает и совершенствует орудия труда и способы производства.

4. Социальный статус – общее положение личности (группы) в обществе или социальной группе, связанное с определенными правами и обязанностями. В статусе фиксируется набор конкретных функций, которые должен выполнять индивид, «занимающий» определенный статус в социальной системе.

5. Социальная роль – модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих.

На процесс формирования личности влияют следующие факторы: биологические; социальные;

физические.

Биологический фактор влияет на развитие личности, создавая ограничения и предпосылки для социальных черт личности; являясь основополагающим для формирования темперамента, характера, способностей.

Физические факторы (климатические, природные) имеют большое влияние на формирование личности (условия Европы, Африки, Океании и др.)

Социальные факторы – культура, под воздействием которой вырабатывается характерная личностная форма.

Существует несколько теорий, изучающих концепцию личности:

1.Структурный функционализм – где анализируется не сам индивид, а роль, которую он выполняет в обществе в зависимости от ожиданий группы, в которую он включен. (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон).

2. Ролевая теория – личность рассматривается с точки зрения ролей, выполняемых в обществе (Дж. Мид, Р. Мертон, Т. Парсонс, Р. Линтон).

Концепция «зеркального Я», разработанная амер. исследователем Ч. Кули.

Психоаналитическая теория Фрейда – модель личности включает три компонента:

- сферу подсознания (ид - оно), где господствуют биологически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные побуждения;

- сферу самосознания (эго – Я), которая стремится реализовать бессознательные побуждения в приемлемой для общества форме;

- сферу сверхсознания (супер эго – сверх – Я), включающую моральные нормы, принятые в данном обществе (это своеобразный «моральный цензор»).

3. Марксистская теория – личность как целостность социальных качеств человека, продукт исторического развития.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы культуры. Выделяют следующие виды культуры: религиозная, светская, материальная, духовная | V. Социальный контроль и девиация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.