КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типичные трудности детей дошкольного возраста
Возраста. Основные направления психокоррекционной работы с детьми дошкольного Учебные задачи занятия: - обучение теоретическим основам и передача практического опыта применения навыков работы психолога в работе с дошкольниками; Методические задачи занятия: - обучить студентов грамотно применять психокоррекционные методы и приемы в работе с разными категориями дошкольников. Воспитательные задачи занятия: - сформировать важнейшие этические принципы профессиональной деятельности педагога психолога; - обучить навыкам адекватной оценки эффективности проведенной психокоррекционной работы. План лекции: 1. Типичные трудности детей дошкольного возраста. 2. Методы коррекционной работы с дошкольниками. 3. Коррекция аффективного поведения. 4. Работа психолога с агрессивными дошкольниками. 5. Коррекция гиперактивных детей. 6. Коррекция застенчивости и тревожности. 7. Частные случаи трудностей в развитии дошкольников. По сведениям Г.В.Бурменской, О.А. Карабановой и А.Г.Лидерса, максимальное число обращений к психологу падает на дошкольный и младший школьный возраст (80 %). Содержание коррекционной работы исследователи связывают с наиболее типичными трудностями детей: несоответствием уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме; неготовностью к школьному обучению, неуспеваемостью, низкой познавательной и учебной мотивацией; негативными тенденциями личностного развития, коммуникативными проблемами; неорганизованностью поведения, низким уровнем произвольной регуляции; эмоциональными нарушениями поведения; адаптацией в детском саду, школе, семье, Коррекц ция умственного развития: развитие восприятия, сенсорных способностей; развитие наглядно-образного (наглядно-действенного) мышления: развитие начатых функций произвольного внимания и памяти развитие речи (в рамках логопедической помощи); развитие познавательной мотивации. Коррекция готовности ребенка к обучению: Коррекция внутренней позиции ребенка; формирование общей успеваемости (положительная мотивация, познавательные процессы, самоконтроль, самооценка); коррекция меткой моторики и пространственной ориентации (письмо); речевая коррекция (чтение); коррекция исходных представлений о количестве, величине и т.п. (математика) Коррекция неорганизованности поведения. 1. Мотивационный блок (целеполагание) — неумение выделить, осознать, принять и выдержать цель действия: четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребенком в виде образца продукта; удержание образца «на виду»; выделение поэтапных подцелей; обеспечение достижения цели и одобрения успеха;перенос успеха на самостоятельное поведение; перенос произвольной регуляции на фрустрируюшую ситуацию. 2.Операционо-ретулятивный блок (планирование и контроль) - неумение планировать пути достижения цели как по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить коррекции по ходу их выполнения: совместное с взрослым планирование содержания и последовательности операций по достижению цели; предметное и знаковое моделирование пути действия; овладение различными способами планирования (готовая схемa, моделирование, план-схема); распределение функций в кооперативных формах деятельности; формирование мотивационной готовности к деятельности; формирование действий самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий; введение режима с небольшим количеством требований; последовательная.передача функций планирования, контроля и оценки ребенку. Коррекция личностного развития. Проблемы самооценки, тревожность, повышенная эмоциональная напряженность, пассивность, конформизм. Коррекция отношений ребенка 1. Коммуникативные проблемы в семье — с родителями, родственниками: разъяснительная коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания; родительский тренинг (повышение родительской компетентности); тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности); коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства); организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность). 2. Трудности общения вне семьи — со сверстниками, воспитателями, учителями: коллективные игры (справедливое распределение ролей и регуляция отношений); игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда); статусная психотерапия (возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой); социальная терапия (изменения отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке этого ребенка значимым взрослым). Методы работы с дошкольником. психогимнастика; игротерапия, холдинг-терапия Арт-терапия; психодрама и другие формы десенсибилизации. Психокоррекционная работа в случаях комплексной дезадаптации ребенка может носить комплексный либо симптоматический характер, направленный на дефицитарные области развития, поведения и общения ребенка. 2. Коррекция аффективного поведения детей дошкольного возрастаВ каждом детском саду встречаются так называемые аффективные дети, склонные к частым, острым и разрушительным эмоциональным реакциям. Отрицательные переживания вызывают соответствующие формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость. Из состояния аффекта ребенка не могут вывести ни просьбы, ни порицания, ни наказания взрослых. Такое нарушение эмоционального развития и соответствующие трудности в поведении в большей части являются лишь отклонениями от нормального психического развития, а не психическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в своевременной педагогической коррекции, и наилучшие результаты удается получить, если психопрофилактика и психотерапевтические мероприятия проводятся в дошкольном возрасте (Е. Е. Кравцова, А. А. Нурахонова, В. В. Степанова). Внешними признаками эффективности детей являются следующие проявления: в определенной ситуации теряются, замыкаются, плачут; боятся засыпать, перед сном напряженно ждут старшего не могут переключить свое внимание, находятся под влиянием данной ситуации; не могут включиться в коллективную игру, занятие; боятся животных — всех подряд или одного; скучают по дому, тревожатся, плачут при расставании с близкими; проявляют скрытость из-за боязни попасть в определенную ситуацию; не могут выбрать что-либо, хотят взять все; предлагают нечто несуразное; в конкретной ситуации не знают, как поступить; сверхпослушны, в определенной ситуации сначала пугаются, а потом действуют в зависимости от реакции и поведения взрослых; часто плачут, падают на пол, стучат об пол кулаками, могут впадать в состояние кратковременной истеричности; боятся, но, затаив дыхание, смотрят и слушают «страшное», после этого проявляют повышенную боязливость. Для изучения детей эти ситуации можно обозначить на кар- Характерные черты аффективных детей: зависимость от конкретной ситуации, замыкание в ней; рефлекторное перенесение страха на другие безопасные ситуации; низкий уровень произвольности поведения; четкое разделение познавательной и чувствительной сфер; пассивность, внешняя послушность. Анализ аффективного поведения дошкольников показывает: причина аффекта заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает заданную ему ситуацию и не обладает способами ее переосмысления. Он не может выйти из ситуации и управлять ею. Источниками появления аффекта в поведении служат ориентация ребенка на наличную картину, уход от однозначных, альтернативных смысловых трактовок, игнорирование возможного осмысления ситуации в целом. Основным средством помощи детям с трудностями в поведении является игра. В современной психолого-педагогической литературе описывают четыре вида игры: сюжетно-ролевая, игра с правилами, образно-ролевая (кого-то изображает, не развивая сюжета), режиссерская, в которой ребенок одновременно является автором сюжета. В коррекции используются игры третьего и четвертого видов. Коррекционная работа с детьми предполагает три стадии. рыцарь и т. п. С помощью роли-образа ребенок становится как бы над ситуацией и через предметный материал управляет ею. В этих организованных играх нет сопряженных ролей и ролевых отношений. В данном случае основная функция роли-образа — преодоление личностного послушания ребенка. Проигрывание ролей способствует тому, что ребенок начинает себя чувствовать субъектом деятельности и тем самым обретает способность овладевать ситуацией. Игровая деятельность объединяет реальную действительность ребенка и его воображение. Задача игровой деятельности заключается в создании условий, при которых выполнение роли будет восприниматься как естественное выражение его «Я», что позволит снять многие аффективные реакции. I стадия — сюжетно-ролевая игра Вначале (1-й этап) взрослый обучает ребенка владению образом-ролью. Взрослый предлагает сюжет игры. В игре ребенок как бы становится всемогущ, учится управлять ситуацией, защищать слабых, побеждать злых. Для этого ребенку, к примеру, можно предложить такую ситуацию: два героя сталкиваются с препятствиями, попадают в беду. Один из них теряется, плачет, пе знает, что делать. Другой ищет выход. Ему на помощь приходит кто-то всемогущий, который с помощью волшебной палочки, ума, силы, хитрости помогает выйти из трудного положения. Этот момент позволяет наглядно демонстрировать ребенку разные способы поведения и оценивать свое поведение посредством нахождения у себя схожих черт. Роль-образ всемогущего дает ребенку реальную возможность взглянуть на ситуацию не изнутри, а снаружи и из точки «вовне» найти выход из нее. Затем (2-й этап) ситуация кардинально меняется. Теперь деятельность осуществляется ребенком совместно со взрослым. Смысл задаваемой ситуации -помощь героям, попавшим в беду, остается прежним. Проигрываемый ребенком сюжет лишь вначале задается взрослым, а дальше реализуется ребенком самостоятельно. Ребенок игру придумывает самостоятельно, а взрослый лишь вводит в нее конфликтные моменты. Перед ребенком стоит задача — с помощью образа-роли найти выход из ситуации, избежать про явления аффекта. Результатом коррекционной работы на I стадии является то, что дети становятся более уверенными в себе, с удовольствием берут на себя образ-роль. Поэтому следующей задачей является формирование у ребенка способности осмысления и переосмысления ситуации уже не с точки зрения образа-роли, а исходя из обобщенной позиции, как бы извне. Такая позиция наиболее полно реализуется в режиссерской игре. II стадия — режиссерская играЭта стадия коррекционной работы направлена на обучение детей различным режиссерским играм. Учитывая личностные особенности детей с аффективным поведением, а также низкий уровень их игры, сначала важно научить ребенка игровым действиям в режиссерской игре. С этой целью может использоваться набор кубиков. Взрослый рассказывает различные истории и с помощью кубиков и других маленьких предметов разыгрывает их перед детьми. Ситуации необходимо подбирать без неопределенных и аффективных моментов. Очень хорошо, если рассказывание и разыгрывание таких историй представляют собой смешные нелепицы. Во всех историях неумение выйти из ситуации связано с большим кубиком, а умение — с маленьким. Ребенок с аффективными реакциями, как правило, чувствует себя маленьким, незащищенным. Отождествляясь в игре с маленьким кубиком, он увереннее начинает себя чувствовать, более активно управлять персонажами. Аналогичную работу следует проводить и дальше, но уже не предлагая ребенку готовых рассказов, а только начиная их и побуждая его самого продолжить. Дети очень любят игру-рассказ Чтобы закрепить умение ребенка играть в режиссерскую игру, самостоятельно продолжать рассказ взрослого, создавать сюжет, ему следует предложить аналогичную ситуацию. Игры могут быть разнообразными, веселыми и грустными, с внутренним конфликтом и без него. Однако когда удается решить в полной мере задачу коррекционной работы, все игры будут иметь счастливый конец. Теперь нужно научить детей самостоятельно составлять сюжет. Для этого следует предложить несколько игрушек, например: Карандаш, Чиполлино, Дракон, овощи, звери, и попросить поиграть с ними. Если концовка, предложенная ребенком, снова носит аффективный характер, игры продолжаются. В результате ребенок сможет удерживать ситуацию извне и управлять ею. С помощью предметов (символических кубиков) он выходит из конфликта и избегает аффективных реакций. Ill стадия — вербальные игры На этой стадии предполагается создание у ребенка такой особой позиции, которая была бы более обобщенной по отношению к позиции режиссера и могла бы реализоваться без материальных средств, в словесном плане (позиция автора). Сначала ему предлагаются неопределенные ситуации, которые он должен только завершить. Рассказ взрослого должен быть эмоциональным, и в нем позиция автора и разных персонажей выделяется голосом, интонацией. Если ребенок хорошо (легко и безболезненно) справляется с этой или аналогичной задачей, можно предложить ему другой вариант игры. В ней взрослый останавливает свой рассказ в более «опасном» месте. При аффективном конце психолог возвращает ребенка к роли, в которой он спасал других героев. Если коррекционная работа прошла успешно, то к ее завершению легко убедиться, во-первых, в повышении уровня развития воображения, во-вторых, в появлении у ребенка особой внутренней позиции, в исчезновении в его поведении разрушительных аффективных проявлений. Дети будут характеризоваться большей произвольностью поведения. Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Психологу-практику, необходимо знать три главных момента: 1) что такое агрессия/агрессивность; 2) каковы возможные причины ее появления; 3) как ее корректировать .) Прежде всего отмечается, что психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность». Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |