Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 15. Матричные методы анализа диверсифицированных предприятий




1. Сущность матричных (портфельных) методов анализа диверсифицированных предприятий.

2. Матрица Бостонской консультационной группы и ее модификации.

3. Матрица МсКinсеу / General Electric.

4. Матрица ADL / LC.

 

Диверсифицированные компании располагают целой совокупностью относительно самостоятельных хо­зяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), которые принято называть корпоративным портфелем.

Для того, чтобы портфель компании был сбалансирован, т.е. обеспечивалось оптимальное сочетание подразделений или продуктов, испытывающих потребность в капитале для обеспечения своего роста, с хозяйственными единицами, располагающими некоторым избытком ка­птала, необходим портфельный анализ.

Портфельный анализ — это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокраще­ния (прекращения) инвестиций в не эффективные проекты. При этом оце­нивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспо­собность предприятия на каждом из этих рынков.

Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных матриц, у которых по одной оси фик­сируются значения внутренних факторов, а по другой – внешних.

С помощью этих матриц бизнес-единицы или отдельные продукты могут сравниваться друг с другом по таким критериям, как темпы роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли и др.

Целью проведения портфельного анализа является решение следующих проб­лем:

согласование бизнес-стратегий или стратегий хозяйственных под­разделений предприятия, т.е. обеспечение равновесия между хозяйственными подразделениями с быстрой отдачей и направлени­ями, подготавливающими будущее;

распределение кадровых и финансовых ресурсом между хозяй­ственными подразделениями;

анализ портфельного баланса;

установление исполнительных задач;

проведение реструктуризации предприятия (слияние, поглоще­ние, ликвидация и другие действия по изменению управленческой структуры предприятия, расширению или сокращению бизнеса).

Главными достоинствами портфельного анализа являются:

- возмож­ность логического структурирования и наглядного отражения страте­гических проблем предприятия;

- относительная простота представле­ния результатов;

- акцент на качественные стороны анализа.

Во всех матрицах портфельного анализа по одной оси определяет­ся оценка перспектив развития рынка, по другой – оценка конку­рентоспособности хозяйственных подразделений предприятия.

Традиционно портфельный анализ охватывает следующие основные этапы:

1-й этап. Все виды деятельности предприятия (ассортимент продукции) разбиваются на стратегические единицы бизнеса. При этом необходимо, чтобы каждая бизнес-единица могла:

• обслуживать рынок, а не работать на другие подразделения пред­приятия. (Обычно, если свыше 60% продукции производственной единицы используется внутри фирмы другой производственной единицей, то два этих подразделения рассматриваются как один объект для целей страте­гического анализа);

• иметь своих потребителей и конкурентов;

• руководство бизнес-единицы должно контролировать ключевые факторы, которые определяют успех на рынке.

2-й этап. Определяется относительная конкурентоспособность выбранных биз­нес-единиц и перспективы развития соответствующих рынков по определенным критериям (разные консультационные фирмы предлагают различные крите­рии оценки перспектив развития рынка и деятельности бизнес-еди­ниц на этих рынках).

3-й этап. Разрабатывается стратегия каждой бизнес-единицы (бизнес-стра­тегия), а бизнес-единицы со схожими стратегиями объединяются в однородные группы.

4-й этап. Руководство оценивает бизнес-стратегии всех подразделений предприятия с точки зрения их соответствия корпоративной страте­гии, соизмеряя прибыль и ресурсы, необходимые каждому подразделе­нию. На основе такого сравнительного анализа возможно принятие решений о корректировке бизнес-стратегий.

Главный недостаток портфельного анализа заключается в исполь­зовании данных о текущем состоянии бизнеса, которые не всегда можно экстраполировать в будущее. При этом в любой портфельной матрице различные виды бизнеса оцениваются только по двум критериям и множество факторов (качество продукции, инвести­ции и т. д.) остается без внимания.

Наиболее изве­стны подходы, предложенные Бостонской консультационной груп­пой (портфельная матрица БКГ) и консультационными фирмами МсКinсеу («экран бизнеса») и Arthur D. Little (матрица жизненного цикла).

 

 

В основе Бостонской матрицы, или матрицы «темпы роста / доли рынка» лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии:

- выход па рынок (товар - «проблема»);

- рост (товар – «звезда»);

- зрелость (товар - «дойная корова»);

- спад (товар – «собака»).

В Бостонской матрице для анализа бизнес-единиц предприятия используются две переменные: относительная доля рынка (ОДР) и темпы роста отраслевого рынка.

Показатель ОДР определяется как доля рынка бизнес-единицы, деленная на долю рынка крупнейшего конкурента.

Показатель ОДР рыночного лидера будет больше единицы, а ОДР = 2 означает, что доля рынка рыночного лидера вдвое больше, чем у ближайшего конкурента.

С другой стороны, если ОДР < 1, тогда доля рынка бизнес-единицы меньше, чем у рыночною лидера.

Вторая переменная — темп роста отраслевого рынка — основана на прогнозах продаж продукции отрасли и связана с анали­зом жизненного цикла отрасли.

Для построения матрицы БКГ по горизонтальной оси фиксируются значения относительной доли рынка, а по вертикальной – темпов роста рынка. Затем, разделив плоскость на четыре части, получаем искомую матрицу (рис. 1).

 

Темпы роста рынка

Рисунок 1. Матрица темпы роста / доли рынка Бостонской консультационной группы: 1 – новатор; 2 – последователь; 3 – неудача; 4 – посредственность.

 

В основе матрицы БКГ лежат две гипотезы:

Первая гипотеза основана на эффекте опыта и предполагает, что существенная доля рынка означает наличие конкурентного пре­имущества, связанного с уровнем издержек производства. Из этой гипотезы следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны.

Вторая гипотеза основана на модели жизненного цикла товара и предполагает, что присутствие на растущем рынке означает по­вышенную потребность в финансовых средствах для обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы) и т. д. Если же темп роста рынка невелик (зрелый или стагнирующий рынок), то товар не нуждается в значительном финансиро­вании.

Графически позиции продукта или бизнес-единицы отображаются кругом, площадь которого отражает относительную значимость данной структуры или продукта по величине используемых активов или генерируемой прибыли.

Подробнее рассмотрим квадранты матрицы.

Товары – «проблемы» – это новые перспективные продукты, которые появляются в растущих отраслях. Такие продукты нуждаются в существенной финансовой под­держке центра, а потому ассоциируются с большими отри­цательными финансовыми потоками. Существует опасность, что они не смогут стать товарами – «звездами».

Главный стратегический вопрос состоит в том, чтобы четко определить момент, когда необходимо прекратить финан­сирование этих продуктов и исключить их из корпоративного портфе­ля? Если это сделать слишком рано, то можно потерять потенциаль­ный товар - «звезду».

Товары - «звезды» – это рыночные лидеры, находящиеся, как пра­вило, на пике своего продуктового цикла. Они сами приносят доста­точно средств, для того чтобы поддерживать высокую долю динамич­но развивающегося рынка. Однако, несмотря на стратегически привлека­тельную позицию данного продукта, его чистый денежный доход пока достаточно низок, так как требуются существенные инвестиции для обеспечения высоких темпов роста, чтобы воспользоваться опытной кривой.

В категорию товаров-«звезд» могут попасть как новые продукты, так и новые товарные марки продукции предприя­тия. Риск финансовых вложений в эту группу наиболее велик.

У менеджеров существует искушение уменьшить инвестиции в целях увеличения текущей прибыли, однако это может оказаться недальновидным, так как в долгосрочной перспективе данный про­дукт может превратиться в товар – «дойную корову». В этом смысле важны будущие доходы товара -«звезды», а не текущие.

Когда темп роста рынка замедляется, товары - «звезды» становятся «дойными коровами», т.е. продуктами, занимающими лидирующие позиции на рынке с низким темпом роста.

Их привлекательность объясняется тем, что они не требуют больших инвестиций и обеспечивают значительные положительные денеж­ные потоки, основанные на опытной кривой.

Такие бизнес-единицы не только окупают себя, но и обеспечивают фонды для инвестиро­вания в новые проекты, от которых зависит будущий рост предпри­ятия.

Товары - «собаки» – это продукты, которые имеют низкую долю рынка и не имеют возможностей роста, так как находятся в неприв­лекательных отраслях (в частности, отрасль может быть непривлека­тельной из-за высокого уровня конкуренции).

Чистые денежные по­токи у таких бизнес-единиц нулевые или отрицательные. Если нет особых обстоятельств (например, данный продукт является дополня­ющим для товара - «дойной коровы» или «звезды»), то от этих биз­нес-единиц следует избавляться.

Однако иногда корпорации сохра­няют в своей номенклатуре такие продукты, если они относятся к «зрелым» отраслям. Емкие рынки «зрелых» отраслей в определенной степени защищены от резких колебаний спроса и крупных нововве­дений, в корне меняющих предпочтения потребителей, что позволя­ет поддерживать конкурентоспособность продукции даже в условиях малой доли рынка (например, рынка бритвенных лезвий).

Таким образом, желаемая последовательность развития продуктов следующая:

«Проблема» «Звезда» «Дойная корова" [и если неизбежно]

«Собака»

В идеале сбалансированный номенклатурный портфель предпри­ятия должен включать 2-3 товара«коровы», 1-2 «звезды», несколь­ко «проблем» в качестве задела на будущее и небольшое число товаров «собак».

Типичный несбалансированный портфель имеет, как правило, один товар - «корову», много «собак», несколько «проблем», и не имеет товаров-«звезд», способных занять место «со­бак».

Избыток стареющих товаров («собак») указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности предприятия от­носительно хорошие.

Избыток новых товаров может привести к фи­нансовым затруднениям.

В динамичном корпоративном портфеле возможны следующие траектории:

* «траектория новатора». Инвестируя в НИОКР средства, получа­емые от продажи товаров – «дойных коров», предприятие выходит на рынок с принципиально новым товаром, который занимает место «звезды»;

* «траектории последователя». Средства от продажи товаров – «дой­ных коров» инвестируются в товар-«проблему», на рынке которого доминирует лидер. В данной ситуации фирма выбирает агрессивную стратегию наращивания доли рынка, и товар - «проблема» превраща­ется в «звезду»;

* «траектория неудачи». Вследствие недостаточного инвестирова­ния товар – «звезда» утрачивает лидирующие позиции на рынке и ста­новится товаром – «проблемой»;

* «траектория перманентной посредственности». Товару - «проблеме» не удастся увеличить свою долю рынка, и он вступает в следую­щую стадию (товар - «собака»).

Основные рекомендации Бостонской консультационной группы по корпоративному портфелю представлены в табл. 1.

 

Таблица 1 – Предсказания и рекомендации Бостонской матрицы

Вид стратегической единицы бизнеса Прибыль Денежные потоки Возможные стратегии
«Проблема»   «Звезда»     «Дойная корова»   «Собака» Низкая, растущая, нестабильная     Высокая, стабильная, растущая   Высокая, стабильная   Низкая, нестабильная Отрицательные   Примерно нулевые     Положительные, стабильные подразделения     Примерно нулевые Анализ: сможет ли бизнес подняться до уровня «звезды»   Инвестиции для роста     Поддержание прибыльности инвестиций в другие единицы бизнеса   Ликвидация подразделения / «сбор урожая»



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.