Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Славянофилы




Русская философия XIX века

 

Философия стремится устанавливать истины строго доказанные и, следовательно, обязательные для всякого мыслящего существа, а не только для определенного народа.

Две черты философского постижения действительности — предельно общие свойства бытия, их всеобщая связь, единство.

Место человека в этом мире, смысл истории и жизни человека.

Своеобразие русской философии в ее стремлении постичь мир в целостности путем непосредственного созерцания его единства. Но в то же время и отсутствие сомнений в его реальности. Идея о том, что чувственные данные опыта суть не субъективные состояния наблюдателя, а носят транссубъективный характер.

Гносеологический онтологизм.

Субрациональный аспект мира (чувственные качества), рациональный аспект его (идеальная сторона мира), сверхрациональные начала даны в одном опыте, сочетающем чувственную, интеллектуальную и мистическую интуиции.

Сочетание правды-истины с правдою-справедливостью.

 

Критика прогресса (всякий новый социальный строй приносит лишь частичные улучшения) — цель состоит в выходе из истории в метаисторию (в жизнь «будущего века» в Царстве Божием).

 

 

Киреевский Иван Васильевич (1806–1856).

Культура Западной Европы неприятно поразила его своей односторонностью, ограниченностью, рассудочностью.

Необходимо, чтобы человек «не признавал своей отвлеченной логической способности за единственный орган разумения истины; чтобы голос восторженного чувства, не соглашенный с другими силами духа, он не почитал безошибочным указанием правды; чтобы внушения отдельного эстетического смысла, независимо от других понятий, он не считал верным путеводителем для разумения высшего мироустройства», следует добиваться такого состояния, когда «все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума».

При условии нравственной высоты разум поднимается на степень «духовного зрения», без которого не может быть усмотрена Божественная истина, мышление возвышается «до сочувственного согласия с верою».

Вера — не доверие к внешнему авторитету, а «живое и цельное зрение ума».

Преодоление антитезы рационализм — сенсуализм (разум и ощущения), которые в общественной жизни выражаются в господстве римского права, устраивающего общественную жизнь, но уродующего естественные и нравственные отношения людей.

Западный человек так доволен собой, «что он одного просит у Бога, чтобы другие люди были на него похожи». «Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя и потому тем менее бывает доволен собой».

«В физическом мире каждое существо живет и поддерживается только разрушением других; в духовном мире созидание каждой личности созидает всех, и жизнею всех дышит каждая». Достигается это через «духовное общение каждого христианина с полнотою всей Церкви».

Цельность общества, сочетающаяся с личною самостоятельностью и индивидуальным своеобразием граждан, возможна только при условии свободного подчинения отдельных лиц абсолютным ценностям и при свободном творчестве их, основанном на любви к целому, на любви к Церкви, на любви к своему народу и государству.

Государство земное и временное, Церковь небесная и вечная, государство должно подчинять свои интересы ей, и тогда оно достигнет своих подлинных ценностей и предназначения. Оно сможет обеспечить не только правовую, но и нравственную самостоятельность отдельного лица.

 

Хомяков Алексей Степанович (1804–1860)

Критика Гегеля — понятие развивается не само по себе, оно есть «понимаемое в понимающем».

Чтобы познать предметы в их живом бытии, субъект должен выйти из своих пределов и перенестись внутрь предмета «нравственною силою искренней любви», расширив таким образом свою жизнь чужою жизнью, он приобретет «живознание», не отрешенное от действительности, а проникнутое ею; будучи «непосредственным», «внутренним», живое знание отличается от опосредованного знания так, как видение света зрячим, отличается от знания законов света слепорожденным.

Такое знание, обладая характером непосредственной данности, есть вера.

Несмотря на свою металогичность, вера не противоречит рассудку: она даже нуждается в том, чтобы бесконечное богатство «данных, приобретаемых ее ясновидением», подвергалось анализу рассудка; только там, где достигнуто сочетание веры и рассудка, получается «всецелый разум».

 

Человек, как греховная тварь, подчинен закону (природы) и не имеет свободы.

Но Бог снизошел к нему и указал путь к спасению от греха (и, тем самым, к свободе).

Бог вступил в исторический процесс в качестве Богочеловека — он стал «во Христе существом ограниченным», которое, тем не менее, «единою силою своей человеческой воли» осуществило всю полноту Божественной правды. Поэтому Богочеловек Иисус Христос по праву есть верховный Судия над греховною тварью, носитель «правды вечного Отца», пробуждающий в человеке полное сознание своей вины, но вместе с тем, Он же есть и «бесконечная любовь Отца». «Он соединился со всякою тварью, не отметающею Его»№, и всякое существо, прибегающее к Нему и полюбившее Его правду, включается Им в Его Тело-Церковь.

«Песчинка, действительно, не получает нового бытия от груды, в которую забросил ее случай». «Но всякая частица вещества, усвоенная живым телом, делается неотъемлемою частью его организма и сама получает от него новый смысл и новую жизнь: таков человек в Церкви, в теле Христовом, органическое основание которого есть Любовь». Включив человека в свое тело Христос делает тварь участником Своего совершенства.

Церковь есть единство многих лиц, но такое единство, в котором каждый, благодаря любви и добровольной смиренности своего пребывания в этом теле, сохраняет (приобретает) свободу.

«Неведение есть неизбежный удел каждого лица в отдельности, так же как грех, и полнота разумения, равно как и беспорочная святость, принадлежат лишь единству всех членов Церкви».

Сначала нужно полюбить «сердцем» всецелость правды Христа и Церкви, тогда у человека откроются глаза, тогда он станет обладателем того «всецелого разума, который постигает сверхрациональные начала и связь их с рациональными сторонами бытия».

Не подчинение внешнему авторитету, а соборность есть основной принцип Церкви.

Соборность есть свободное единство членов Церкви в совместном постижении истины и в совместном спасении, опирающееся на общую любовь ко Христу и к правде Божией.

Соборность есть сочетание свободы и единства многих лиц на основе совместной любви к одним и тем же абсолютным ценностям.

Католичество — единство без свободы, протестантизм — свобода без единства (внешнее единство и внешняя свобода).

 

Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860)

Проводил различие между землею и государством (в России сначала земля, потом государство, на Западе наоборот).

Ненависть к западной культуре.

 

Самарин Юрий Федорович (1819–1876)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.