Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура программы на Турбо Паскале. Управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе

Управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе

Принципы и условия возникновения, реализации и защиты авторских и смежных прав

Авторский договор

Управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе

Принципы и условия возникновения, реализации и защиты авторских и смежных прав

Термин «авторское право» может использоваться и как:

- правовой институт

- совокупность субъективных автор­ских прав.

1. Под авторским правом как правовым институтом пони­мается совокупность правовых норм, регулирующих отноше­ния по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства.

Предметом регулирования авторского права в соответствии со статьей 990 Гражданского кодекса Республики Беларусь и другими актами законодательства является регулирование от­ношений, возникающих в связи с созданием и использовани­ем произведений науки, литературы и искусства.

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смеж­ных правах» [1] состоит из 42 статей, сгруппированных в че­тырех разделах:

раздел 1 - «Общие положения»;

раздел 2 -«Авторское право»;

раздел 3 - «Смежные права»;

раздел 4 -«Защита авторского права и смежных прав».

2. Под авторским правом как совокупностью субъектив­ных авторских прав понимается признание за автором или иным правообладателем совокупности имущественных и лич­ных неимущественных прав.

Автору относительно его произведения принадлежат сле­дующие личные неимущественные права:

1) право авторства - право быть признанным автором произведения.

Пра­во авторства охраняется бессрочно, принадлежит только автору и по на­следству не переходит;

2) право на имя- право использовать или разрешать использовать произ­ведение с указанием подлинного имени автора, под псевдони­мом или анонимно, например: журналисты;

3) право на защиту репутации - право на защиту произведения от искажения или иного посягательства, способного нанести урон чести и достоинству автора (т.е.при публичном исполне­нии или полном использовании произведения без согласия автора нельзя вносить какие-то изменения ни в содержание произведения, ни в обозна­чение имени автора);

4) право на обнародование - право обнародовать или разрешать обнародовать произ­ведение в любой форме. Право на обнародование действует в течение 50 лет после смерти автора и переходит по наследству.

5) право на отзыв - автор имеет право отказаться от ранее принятого реше­ния об обнародовании произведения, за исключением служеб­ных произведений.

Имущественные права автора (правообладателя) дают исключительное право выполнять (или разрешать выпол­нять) следующие действия:

1) воспроизведение произведения;

2) распространение оригинала или экземпляров произведе­ния посредством продажи или иной передачи права собствен­ности;

3) прокат оригиналов или экземпляров компьютерных про­грамм, баз данных и так далее независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры упомянутых произведений;

4) импорт экземпляров произведения;

5) публичный показ оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения;

7) передачу произведения в эфир;

8) иное сообщение произведения для всеобщего сведения;

9) перевод произведения на другой язык;

10) переделку или иную переработку произведения (в ре­зультате чего может появиться юридически значимое производ­ное произведение).

 

Автор, согласно законодательству, имеет право на автор­ское вознаграждение за каждый вид использования произведе­ния (независимо от того, является он правообладателем или нет).

Однако авторы служебных произведений, имуществен­ные права на которые в силу нормы статьи 14 Закона Респу­блики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [1] принадлежат нанимателю, не могут претендовать на получе­ние авторского вознаграждения.

Без согласия автора и без выплаты авторского вознаграж­дения, но с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования, в соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [1], допускаются следующие действия:

1) цитирование и использование отрывков из опубликован­ных произведений в качестве иллюстраций;

2) воспроизведение в газетах речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений, а также статей по теку­щим вопросам (если это специально не запрещено автором);

3) сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий произведений, увиденных или услышанных в ходе таких событий;

4) воспроизведение или доведение до всеобщего сведения произведений архитектуры, изобразительного искусства, фо­тографий, которые постоянно расположены в месте, открытом
для свободного посещения (за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом тако­го воспроизведения или сообщения для всеобщего сведения или используется в коммерческих целях);

5) исполнение музыкальных произведений во время офи­циальных, религиозных и ритуальных церемоний (в объеме, обусловленном их характером).

В Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [1, ст. 20] определены условия, в соответ­ствии с которыми допускается без согласия автора или иного обладателя авторского права и без выплаты авторского возна­граждения, но с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре библиотеками или архивами:

- правомерно опубликованных произведений для замены утраченных, уничтоженных, ставших непригодными для ис­пользования экземпляров;

- в учебных или исследовательских целях (в том числе и общеобразовательными учреждениями для учебных заня­тий) - отдельных статей или малообъемных произведений,
правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, отрывков из правомерно опублико­ванных письменных произведений.

Белорусским законодательством установлены следующие сроки действия авторского права:

—право авторства, права на имя и на защиту репутации ав­тора - охраняются бессрочно;

— имущественные права — действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти;

— имущественные права на произведение, созданное в со­авторстве, - действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

По истечении срока действия имущественных прав на объ­екты авторского права или смежных прав эти объекты перехо­дят в общественное достояние и могут свободно использовать­ся любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения, однако при условии соблюдения личных не­имущественных прав.

Авторское право переходит по наследству, кроме права на авторство, права на имя и права на защиту репутации автора.

Предметом регулирования смежного права в соответ­ствии со статьей 990 Гражданского кодекса Республики Бела­русь [16] является регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и использованием таких объектов смежных прав, как исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смеж­ных правах» предусмотрена охрана смежных прав, субъектами которых являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания [1, раздел III].

Субъекты смежных прав - исполнители (певцы, музыкан­ты, другие лица) и производители фонограмм - для оповеще­ния о своих имущественных правах используют знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и состоит из трех элементов:

1) латинской буквы «Р» в окружности;

2) имени (наименования) обладателя исключительных иму­щественных прав;

3) года первого опубликования фонограммы.
Законодательством определены сфера действия смежных прав [1, ст. 30] и права обладателей смежных прав [1, ст. 31-37]. Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смеж­ных правах» [1, ст. 38] установлен срок охраны смежных прав. В целях охраны прав субъектов смежного права в течение 50 лет (начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала отсчета срока) действуют имущественные права:

- исполнителя - с момента первой записи исполнения;

- в отношении производителя фонограмм - после первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в тече­ние этого срока;

- в отношении организации эфирного или кабельного ве­щания - с момента осуществления передачи в эфир или по ка­белю соответственно.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

Личные неимущественные права исполнителя, к которым относятся право на имя и право на защиту исполнения от вся­кого искажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя (право на защиту репутации), право на использование исполнения в лю­бой форме (включая право на получение вознаграждения за каждый вид его использования [1, ст. 31], охраняются бес­срочно.

Исключительное право на использование исполнения озна­чает право осуществлять или разрешать осуществлять следу­ющие действия:

- передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение, если используемое для такой передачи исполнение не было ранее передано в эфир или не осущест­вляется с использованием записи;

- записывать ранее незаписанное исполнение;

- воспроизводить запись исполнения (за исключением ого­воренных Законом случаев);

- передавать в эфир или по кабелю запись исполнения, если первоначально эта запись была произведена не для коммерче­ских целей;

- распространять оригинал или экземпляры исполнения, записанного на фонограмму, посредством продажи или иной передачи права собственности;

- сдавать в прокат оригинал или экземпляры записанного на фонограмму исполнения;

- сообщать для всеобщего сведения исполнение, записан­ное на фонограмму, по проводам или средствами беспроволоч­ной связи таким образом, чтобы представители публики могли
осуществлять к нему доступ из любого места в любое время по их собственному выбору.

Производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на ее использование в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Исключительное право на использование фонограммы озна­чает право осуществлять или разрешать осуществлять следу­ющие действия:

- воспроизводить (прямо или косвенно) фонограмму;

- переделывать или иным способом перерабатывать фоно­грамму;

- распространять оригинал или экземпляры фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности;

- импортировать экземпляры фонограммы в целях распро­странения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы;

- сдавать в прокат оригинал или экземпляры фонограммы;

- доводить до всеобщего сведения фонограмму по проводам или средствам беспроволочной связи таким образом, что­ бы представители публики могли осуществлять доступ к ним из любого места в любое время по их собственному выбору [1, ст. 32].

Исключительное право организации эфирного и кабельного вещания означает право осуществлять или разрешать осущест­влять следующие действия [1, ст. 34, 35]:

- передавать в эфир организации передачу эфирного и ка­бельного вещания другой организацией эфирного вещания;

- сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;

- записывать передачу;

- воспроизводить запись передачи;

- сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом;

- распространять среди публики записи передачи или эк­земпляры записи передачи посредством продажи, проката или иной передачи права собственности.

Для обеспечения имущественных прав авторов, исполните­лей и иных обладателей смежных прав на объекты интеллек­туальной собственности, когда их практическое осуществле­ние в индивидуальном порядке затруднено (репродуцирование,

концерты и т.п.), могут создаваться организации, управляю­щие имущественными правами на коллективной основе.

Это законодательно закреплено в Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [1, ст. 42].

Полномочия на коллективное управление имущественны­ми правами на объекты интеллектуальной собственности пе­редаются непосредственно обладателями авторских и смеж­ных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными орга­низациями, управляющими аналогичными правами.

Предназначение системы коллективного управления состо­ит в том, что осуществление авторских и смежных прав право­обладатели поручают организациям, действующим от их име­ни и в их интересах. Такие организации коллективного управ­ления авторскими и смежными правами в целях защиты этих прав заключают договора с пользователями (кинотеатрами, ресторанами, дискотеками, радио- и телевещательными орга­низациями и др.) и дают им разрешение на использование охраняемых авторским правом произведений (из предостав­ленного авторами и обладателями смежных прав организаци­ям коллективного управления репертуара) на определенных условиях и за вознаграждение.

Функции по организации коллективного управления иму­щественными правами авторов и других обладателей автор­ского права и смежных прав осуществляет Национальный центр интеллектуальной собственности Республики Бела­русь [13]. В его составе создано специальное структурное под­разделение - Центр по коллективному управлению имуще­ственными правами (он состоит из отдела контроля в области коллективного управления и отдела по работе с правооблада­телями и пользователями), который от имени Национального центра интеллектуальной собственности осуществляет следу­ющую практическую работу:

- заключает с обладателями авторского права и (или) смеж­ных прав договоры об управлении принадлежащими им иму­щественными правами и управляет указанными правами в со­ответствии с условиями заключенных договоров и требовани­ями законодательства;

- от своего имени, но в интересах обладателей авторского права и (или) смежных прав заключает с пользователями дого­воры об использовании объектов авторского права и смежных прав на основе полномочий, полученных от правообладателей, а также от соответствующих иностранных организаций;

- собирает вознаграждение за использование объектов ав­торского права и смежных прав на территории Республики Бе­ларусь в соответствии с заключенными с пользователями дого­ворами и (или) в порядке, установленном законодательством;

- распределяет и регулярно выплачивает собранное возна­граждение обладателям авторского права и (или) смежных прав;

- осуществляет защиту прав и охраняемых интересов авто­ров и иных обладателей авторского права и смежных прав в судебном порядке, а также совершает иные юридически зна­чимые действия, необходимые для защиты прав;

- заключает соглашения о взаимном представительстве ин­тересов с обществами (организациями) других государств по коллективному управлению и осуществляет расчеты с зару­бежными обществами и организациями по таким договорам;

- ведет учет объектов авторского права и смежных прав, их авторов, иных правообладателей, а также лиц, осуществляющих использование объектов авторского права и смежных прав.

С формой заключаемых договоров об управлении имуще­ственными правами автора (или правами, принадлежащими правообладателю произведений) на коллективной основе, можно ознакомиться на сайте Национального центра интел­лектуальной собственности Республики Беларусь по адресу http://belgospatent.org.by (приложениеА) [17].

 

Авторский договор представляет собой письменное согла­шение сторон об использовании объектов авторских прав и применяется с целью защиты интересов автора при выполне­нии творческой деятельности.

Субъектами авторского договора выступают с одной сто­роны автор как создатель произведения или соавторы коллек­тивного произведения, с другой - пользователь произведения [1, ст. 25, 26]

Законодательство предусматривает авторские договоры сле­дующих видов:

- о передаче исключительных имущественных прав.

По авторскому договору этого вида происходит передача исключительных имущественных прав с разрешением исполь­зования произведения определенным образом и в установлен­ных договором пределах только лицу, которому эти права пе­редаются, и которое вправе запрещать другим лицам подобное использование произведения;

- о передаче неисключительных имущественных прав.
Данный вид авторского договора разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем имуще­ственных прав, передавшим такие права, и (или) другими ли­цами, получившими разрешение на использование этого про­изведения тем же способом.

Предметом авторских договоров являются имуществен­ные права на произведение. Передачу имущественных прав следует осуществлять в форме письменного авторского дого­вора, подписываемого автором и лицом (пользователем произ­ведения), которому эти права предоставляются на определен­ных условиях в течение установленного договором срока.

В зависимости от способа использования произведения к авторским относятся следующие договора:

- издательский (заключается в целях выпуска и распро­странения произведений);

- постановочный (заключается для передачи автором дра­матического, музыкального или другого произведения для публичного исполнения);

- сценарный (заключается для передачи автором права ис­пользования сценарного произведения кино-, теле- или радио­ вещательным организациям для создания на его основе кино­ фильма или телепередачи, иного подобного произведения;

- об использовании в промышленности произведения деко­ративно-прикладного искусства (по такому договору автор обязуется передать или создать и передать неопубликованное произведение декоративно-прикладного искусства промыш­ленному предприятию, которое обязуется выплатить автору вознаграждение и выпустить в свет произведение на промыш­ленном изделии).

Авторский договор должен предусматривать;

- способ использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору);

- территорию, на которой может осуществляться использо­вание произведения;

- сроки действия договора (срок, на который передаются права);

- порядок определения, размер и сроки выплаты возна­граждения;

- права и обязанности, ответственность сторон; их адреса;

- - особые условия (по договоренности сторон) и др.
Размер минимальных ставок авторского вознаграждения

устанавливается действующим законодательством; с ними можно ознакомиться на сайте Национального центра интел­лектуальной собственности Республики Беларусь по адресу http://belgospatent.org.by (приложение А).

Перечень примерных условий авторского договора приве­ден в приложении 1Б, размеры ставок авторского вознаграж­дения за издание произведений литературы - в приложении 1В, образцы авторских договоров - в приложениях 1Ги 1Д.

При заключении авторских договоров надо учитывать иму­щественные и неимущественные права авторов, которые за­креплены за ними законодательством, прежде всего Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [1]. Расторжение авторского договора возможно только по основаниям, предусмотренным в законе или договоре.

Ставки авторского вознаграждения

Вид произведения Минимальные ставки в базовых величинах вознаграждения за авторский лист
Художественная проза 6,5
Научные издания 4,5
Учебники для вузов 8,0
Учебники для школ, техникумов 6,0
Справочники 4,0
Наглядные пособия, таблицы 3,0
  в процентах (%)
Звукозапись 8% от отпускной цены 1 экз.
Телерадиовещание 1 % от суммы доходов
Кабельное телевидение 5% от суммы доходов
Концерты 5% или 10% от суммы калового сбора
Дискотеки (платный вход) 5% от суммы валового сбора
Рестораны, кафе 7% от гонорара исполнителей, или 0, 1 % от суммы дохода
Автор сценария фильма 5% от дохода
Режиссер-постановщик фильма 5% от дохода
Автор музыкального произведения, специально созданного для фильма 3% от дохода

Основная литература

Закон Республики Беларусь от 16.05.1996 № 370-Х1П «Об авторском праве и смежных правах»: с изменениями и дополнениями: в редакции от П.08.1998 № 194-3 // Ведомости Национального собрания Республи­ки Беларусь. 1998. № 31-32.

Гражданский кодекс Республики Беларусь. Минск. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. 2001.

Герасимова, Л.К. Основы управления интеллектуальной собственно­стью / Л.К. Герасимова, Е.А. Боровская. Минск, 2007.

Кудашов, В.И. Управление интеллектуальной собственностью / В.И. Кудашов. Минск, 2007.

Лосев, С.С. Основы управления интеллектуальной собственностью / С.С. Лосев. Минск, 2007.

Моргунова, Е.А. Основы авторского права/ Е.А. Моргунова, О.А. Ру-шкова. М., 2006.

Судариков, С.А. Интеллектуальная собственность / С.А. Судариков. М., 2007.

Якимахо, А.П. Управление объектами интеллектуальной собственно­сти: учеб, пособие / А.П. Якимахо, Г.И. Олехнович. Минск, 2006.

Якимахо, А.П, Управление объектами интеллектуальной собственно­сти в Республике Беларусь / А.П. Якимахо. Минск, 2005.

Дополнительная литература

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2004 № 641 «Об утверждении Положения о Национальном Центре интеллек­туальной собственности» // Национальный реестр правовых актов Рес­публики Беларусь. 2004. № 89.

Гавриленко, В.Г. Юридическая энциклопедия / В.Г. Гавриленко, Н.И. Яцевич / Минск, 2001.

Интеллектуальная собственность в Беларуси. Научно-практический журнал. 1998-2009.

Кудашов, В.И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализа­ция прав, управление / В. И. Кудашов. Минск, 2004.

Матюшков, Л.П. Основы управления интеллектуальной собственно­стью/Л.П. Матюшков, В.В. Мацукевич, Н.И. Зайцева. Брест, 2008.

Термин «авторское право» может использоваться и как:

- правовой институт

- совокупность субъективных автор­ских прав.

1. Под авторским правом как правовым институтом пони­мается совокупность правовых норм, регулирующих отноше­ния по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства.

Предметом регулирования авторского права в соответствии со статьей 990 Гражданского кодекса Республики Беларусь и другими актами законодательства является регулирование от­ношений, возникающих в связи с созданием и использовани­ем произведений науки, литературы и искусства.

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смеж­ных правах» [1] состоит из 42 статей, сгруппированных в че­тырех разделах:

раздел 1 - «Общие положения»;

раздел 2 -«Авторское право»;

раздел 3 - «Смежные права»;

раздел 4 -«Защита авторского права и смежных прав».

2. Под авторским правом как совокупностью субъектив­ных авторских прав понимается признание за автором или иным правообладателем совокупности имущественных и лич­ных неимущественных прав.

Автору относительно его произведения принадлежат сле­дующие личные неимущественные права:

1) право авторства - право быть признанным автором произведения.

Пра­во авторства охраняется бессрочно, принадлежит только автору и по на­следству не переходит;

2) право на имя- право использовать или разрешать использовать произ­ведение с указанием подлинного имени автора, под псевдони­мом или анонимно, например: журналисты;

3) право на защиту репутации - право на защиту произведения от искажения или иного посягательства, способного нанести урон чести и достоинству автора (т.е.при публичном исполне­нии или полном использовании произведения без согласия автора нельзя вносить какие-то изменения ни в содержание произведения, ни в обозна­чение имени автора);

4) право на обнародование - право обнародовать или разрешать обнародовать произ­ведение в любой форме. Право на обнародование действует в течение 50 лет после смерти автора и переходит по наследству.

5) право на отзыв - автор имеет право отказаться от ранее принятого реше­ния об обнародовании произведения, за исключением служеб­ных произведений.

Имущественные права автора (правообладателя) дают исключительное право выполнять (или разрешать выпол­нять) следующие действия:

1) воспроизведение произведения;

2) распространение оригинала или экземпляров произведе­ния посредством продажи или иной передачи права собствен­ности;

3) прокат оригиналов или экземпляров компьютерных про­грамм, баз данных и так далее независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры упомянутых произведений;

4) импорт экземпляров произведения;

5) публичный показ оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения;

7) передачу произведения в эфир;

8) иное сообщение произведения для всеобщего сведения;

9) перевод произведения на другой язык;

10) переделку или иную переработку произведения (в ре­зультате чего может появиться юридически значимое производ­ное произведение).

 

Автор, согласно законодательству, имеет право на автор­ское вознаграждение за каждый вид использования произведе­ния (независимо от того, является он правообладателем или нет).

Однако авторы служебных произведений, имуществен­ные права на которые в силу нормы статьи 14 Закона Респу­блики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [1] принадлежат нанимателю, не могут претендовать на получе­ние авторского вознаграждения.

Без согласия автора и без выплаты авторского вознаграж­дения, но с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования, в соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [1], допускаются следующие действия:

1) цитирование и использование отрывков из опубликован­ных произведений в качестве иллюстраций;

2) воспроизведение в газетах речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений, а также статей по теку­щим вопросам (если это специально не запрещено автором);

3) сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий произведений, увиденных или услышанных в ходе таких событий;

4) воспроизведение или доведение до всеобщего сведения произведений архитектуры, изобразительного искусства, фо­тографий, которые постоянно расположены в месте, открытом
для свободного посещения (за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом тако­го воспроизведения или сообщения для всеобщего сведения или используется в коммерческих целях);

5) исполнение музыкальных произведений во время офи­циальных, религиозных и ритуальных церемоний (в объеме, обусловленном их характером).

В Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [1, ст. 20] определены условия, в соответ­ствии с которыми допускается без согласия автора или иного обладателя авторского права и без выплаты авторского возна­граждения, но с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре библиотеками или архивами:

- правомерно опубликованных произведений для замены утраченных, уничтоженных, ставших непригодными для ис­пользования экземпляров;

- в учебных или исследовательских целях (в том числе и общеобразовательными учреждениями для учебных заня­тий) - отдельных статей или малообъемных произведений,
правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, отрывков из правомерно опублико­ванных письменных произведений.

Белорусским законодательством установлены следующие сроки действия авторского права:

—право авторства, права на имя и на защиту репутации ав­тора - охраняются бессрочно;

— имущественные права — действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти;

— имущественные права на произведение, созданное в со­авторстве, - действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

По истечении срока действия имущественных прав на объ­екты авторского права или смежных прав эти объекты перехо­дят в общественное достояние и могут свободно использовать­ся любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения, однако при условии соблюдения личных не­имущественных прав.

Авторское право переходит по наследству, кроме права на авторство, права на имя и права на защиту репутации автора.

Предметом регулирования смежного права в соответ­ствии со статьей 990 Гражданского кодекса Республики Бела­русь [16] является регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и использованием таких объектов смежных прав, как исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смеж­ных правах» предусмотрена охрана смежных прав, субъектами которых являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания [1, раздел III].

Субъекты смежных прав - исполнители (певцы, музыкан­ты, другие лица) и производители фонограмм - для оповеще­ния о своих имущественных правах используют знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и состоит из трех элементов:

1) латинской буквы «Р» в окружности;

2) имени (наименования) обладателя исключительных иму­щественных прав;

3) года первого опубликования фонограммы.
Законодательством определены сфера действия смежных прав [1, ст. 30] и права обладателей смежных прав [1, ст. 31-37]. Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смеж­ных правах» [1, ст. 38] установлен срок охраны смежных прав. В целях охраны прав субъектов смежного права в течение 50 лет (начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала отсчета срока) действуют имущественные права:

- исполнителя - с момента первой записи исполнения;

- в отношении производителя фонограмм - после первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в тече­ние этого срока;

- в отношении организации эфирного или кабельного ве­щания - с момента осуществления передачи в эфир или по ка­белю соответственно.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

Личные неимущественные права исполнителя, к которым относятся право на имя и право на защиту исполнения от вся­кого искажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя (право на защиту репутации), право на использование исполнения в лю­бой форме (включая право на получение вознаграждения за каждый вид его использования [1, ст. 31], охраняются бес­срочно.

Исключительное право на использование исполнения озна­чает право осуществлять или разрешать осуществлять следу­ющие действия:

- передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение, если используемое для такой передачи исполнение не было ранее передано в эфир или не осущест­вляется с использованием записи;

- записывать ранее незаписанное исполнение;

- воспроизводить запись исполнения (за исключением ого­воренных Законом случаев);

- передавать в эфир или по кабелю запись исполнения, если первоначально эта запись была произведена не для коммерче­ских целей;

- распространять оригинал или экземпляры исполнения, записанного на фонограмму, посредством продажи или иной передачи права собственности;

- сдавать в прокат оригинал или экземпляры записанного на фонограмму исполнения;

- сообщать для всеобщего сведения исполнение, записан­ное на фонограмму, по проводам или средствами беспроволоч­ной связи таким образом, чтобы представители публики могли
осуществлять к нему доступ из любого места в любое время по их собственному выбору.

Производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на ее использование в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Исключительное право на использование фонограммы озна­чает право осуществлять или разрешать осуществлять следу­ющие действия:

- воспроизводить (прямо или косвенно) фонограмму;

- переделывать или иным способом перерабатывать фоно­грамму;

- распространять оригинал или экземпляры фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности;

- импортировать экземпляры фонограммы в целях распро­странения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы;

- сдавать в прокат оригинал или экземпляры фонограммы;

- доводить до всеобщего сведения фонограмму по проводам или средствам беспроволочной связи таким образом, что­ бы представители публики могли осуществлять доступ к ним из любого места в любое время по их собственному выбору [1, ст. 32].

Исключительное право организации эфирного и кабельного вещания означает право осуществлять или разрешать осущест­влять следующие действия [1, ст. 34, 35]:

- передавать в эфир организации передачу эфирного и ка­бельного вещания другой организацией эфирного вещания;

- сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;

- записывать передачу;

- воспроизводить запись передачи;

- сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом;

- распространять среди публики записи передачи или эк­земпляры записи передачи посредством продажи, проката или иной передачи права собственности.

Для обеспечения имущественных прав авторов, исполните­лей и иных обладателей смежных прав на объекты интеллек­туальной собственности, когда их практическое осуществле­ние в индивидуальном порядке затруднено (репродуцирование,

концерты и т.п.), могут создаваться организации, управляю­щие имущественными правами на коллективной основе.

Это законодательно закреплено в Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [1, ст. 42].

Полномочия на коллективное управление имущественны­ми правами на объекты интеллектуальной собственности пе­редаются непосредственно обладателями авторских и смеж­ных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными орга­низациями, управляющими аналогичными правами.

Предназначение системы коллективного управления состо­ит в том, что осуществление авторских и смежных прав право­обладатели поручают организациям, действующим от их име­ни и в их интересах. Такие организации коллективного управ­ления авторскими и смежными правами в целях защиты этих прав заключают договора с пользователями (кинотеатрами, ресторанами, дискотеками, радио- и телевещательными орга­низациями и др.) и дают им разрешение на использование охраняемых авторским правом произведений (из предостав­ленного авторами и обладателями смежных прав организаци­ям коллективного управления репертуара) на определенных условиях и за вознаграждение.

Функции по организации коллективного управления иму­щественными правами авторов и других обладателей автор­ского права и смежных прав осуществляет Национальный центр интеллектуальной собственности Республики Бела­русь [13]. В его составе создано специальное структурное под­разделение - Центр по коллективному управлению имуще­ственными правами (он состоит из отдела контроля в области коллективного управления и отдела по работе с правооблада­телями и пользователями), который от имени Национального центра интеллектуальной собственности осуществляет следу­ющую практическую работу:

- заключает с обладателями авторского права и (или) смеж­ных прав договоры об управлении принадлежащими им иму­щественными правами и управляет указанными правами в со­ответствии с условиями заключенных договоров и требовани­ями законодательства;

- от своего имени, но в интересах обладателей авторского права и (или) смежных прав заключает с пользователями дого­воры об использовании объектов авторского права и смежных прав на основе полномочий, полученных от правообладателей, а также от соответствующих иностранных организаций;

- собирает вознаграждение за использование объектов ав­торского права и смежных прав на территории Республики Бе­ларусь в соответствии с заключенными с пользователями дого­ворами и (или) в порядке, установленном законодательством;

- распределяет и регулярно выплачивает собранное возна­граждение обладателям авторского права и (или) смежных прав;

- осуществляет защиту прав и охраняемых интересов авто­ров и иных обладателей авторского права и смежных прав в судебном порядке, а также совершает иные юридически зна­чимые действия, необходимые для защиты прав;

- заключает соглашения о взаимном представительстве ин­тересов с обществами (организациями) других государств по коллективному управлению и осуществляет расчеты с зару­бежными обществами и организациями по таким договорам;

- ведет учет объектов авторского права и смежных прав, их авторов, иных правообладателей, а также лиц, осуществляющих использование объектов авторского права и смежных прав.

С формой заключаемых договоров об управлении имуще­ственными правами автора (или правами, принадлежащими правообладателю произведений) на коллективной основе, можно ознакомиться на сайте Национального центра интел­лектуальной собственности Республики Беларусь по адресу http://belgospatent.org.by (приложениеА) [17].

 

Ставки авторского вознаграждения

Вид произведения Минимальные ставки в базовых величинах вознаграждения за авторский лист
Художественная проза 6,5
Научные издания 4,5
Учебники для вузов 8,0
Учебники для школ, техникумов 6,0
Справочники 4,0
Наглядные пособия, таблицы 3,0
  в процентах (%)
Звукозапись 8% от отпускной цены 1 экз.
Телерадиовещание 1 % от суммы доходов
Кабельное телевидение 5% от суммы доходов
Концерты 5% или 10% от суммы калового сбора
Дискотеки (платный вход) 5% от суммы валового сбора
Рестораны, кафе 7% от гонорара исполнителей, или 0, 1 % от суммы дохода
Автор сценария фильма 5% от дохода
Режиссер-постановщик фильма 5% от дохода
Автор музыкального произведения, специально созданного для фильма 3% от дохода

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое авторское право и какие объекты им охраняются?

2. Что относят к объектам и субъектам авторского права?

3. Кто считается автором произведения?

4. Перечислите личные неимущественные и имущественные права авторов.

5. В чем заключается смежное право?

6. Какими правами обладают исполнители и производители фоно­грамм, телепередач?

7. Каковы функции организаций по коллективному управлению имущественными правами?

8. Какие права авторов сохраняются при некоммерческом копировании частей произведений?

9. Каковы примерные условия авторского договора?

Основная литература

Закон Республики Беларусь от 16.05.1996 № 370-Х1П «Об авторском праве и смежных правах»: с изменениями и дополнениями: в редакции от П.08.1998 № 194-3 // Ведомости Национального собрания Республи­ки Беларусь. 1998. № 31-32.

Гражданский кодекс Республики Беларусь. Минск. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. 2001.

Герасимова, Л.К. Основы управления интеллектуальной собственно­стью / Л.К. Герасимова, Е.А. Боровская. Минск, 2007.

Кудашов, В.И. Управление интеллектуальной собственностью / В.И. Кудашов. Минск, 2007.

Лосев, С.С. Основы управления интеллектуальной собственностью / С.С. Лосев. Минск, 2007.

Моргунова, Е.А. Основы авторского права/ Е.А. Моргунова, О.А. Ру-шкова. М., 2006.

Судариков, С.А. Интеллектуальная собственность / С.А. Судариков. М., 2007.

Якимахо, А.П. Управление объектами интеллектуальной собственно­сти: учеб, пособие / А.П. Якимахо, Г.И. Олехнович. Минск, 2006.

Якимахо, А.П, Управление объектами интеллектуальной собственно­сти в Республике Беларусь / А.П. Якимахо. Минск, 2005.

Дополнительная литература

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2004 № 641 «Об утверждении Положения о Национальном Центре интеллек­туальной собственности» // Национальный реестр правовых актов Рес­публики Беларусь. 2004. № 89.

Гавриленко, В.Г. Юридическая энциклопедия / В.Г. Гавриленко, Н.И. Яцевич / Минск, 2001.

Интеллектуальная собственность в Беларуси. Научно-практический журнал. 1998-2009.

Кудашов, В.И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализа­ция прав, управление / В. И. Кудашов. Минск, 2004.

Матюшков, Л.П. Основы управления интеллектуальной собственно­стью/Л.П. Матюшков, В.В. Мацукевич, Н.И. Зайцева. Брест, 2008.

 

 

Любой естественный язык строится из элементарных составляющих – букв, образующих алфавит языка. Из букв строятся слова, из слов – предложения, из предложений – рассказы, книги и т.д. Каждый язык программирования также имеет свой алфавит, т.е. набор символов, которые можно использовать при составлении программы. Существуют зарезервированные (служебные) слова, имеющие определенный смысл, написание которых нельзя изменять. Но, в отличие от естественных языков, в языках программирования можно вводить свои собственные слова и придавать им свой собственный смысл.

Текст программы на Турбо Паскале обычно включает в себя служебные слова, специальные символы и операторы. Язык Турбо Паскаль состоит примерно из 80 зарезервированных слов. Алфавит языка составляют буквы латинского алфавита, цифры, а также специальные символы: + - _:; = $ () { } и некоторые другие.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: предмет и метод бухгалтерского учета | Структура программы на Турбо Паскале
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.