Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические воззрения Э. Дюркгейма




Органическая теория общества Г. Спенсера

Позитивистская социология О. Конта.

5. Огюст Конт (1798-1857)— французский мыслитель, считается основоположником социологии. Главный труд Конта — шеститом­ный «Курс позитивной философии», где вводился сам термин «социология».

Значительное внимание Конт уделял разработке методов социологического исследования. Он выделял четыре основных метода: наблюдение, эксперимент, сравнение и метод исторического анализа.

Социологию в целом Конт подразделял на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать строение общества, его структурные элементы, вторая — законы социального развития.

Конт полагал, что социальные изменения носят закономерный характер. В развитии общества он выделил три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.

В учении о социальной динамике Конт характеризовал развитие общества как прогрессивное. Он подчеркивал, что человечество беспрерывно совершенствуется в процессе развития цивилизации. Конт указывал на большую роль в этом процессе общественного разделения труда.

Герберт Спенсер (1820-1903)— английский философ и социолог-позитивист, основатель органической школы в социологии.

Главное произведение Спенсера — трех­томный труд «Основания социологии »,.

Суть органической теории Спенсера заключается в по­нимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам.

С органической теорией общества Спенсера связано его учение о всеобщей эволюции, сложившееся под влиянием идей Ч. Дарвина.

Социальная эволюция - часть «общего процесса эволюции». Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.

В ходе социальной эволюции происходит совершенствова­ние институтов общества, усложнение их функций. Он ввел понятие «социальный институт».

Он первым стал использовать социологические категории: «социальная система», «социальный институт», «социальная функция» и др. Спенсер заложил основы структурно-функционального метода.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) -— основатель французской социологической школы, автор трудов по социологии: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др.

Научные взгляды Дюркгейма определяют словом — «социологизм».

Предметом социологии Дюркгейм считал образующие эту реальность социальные факты, подразделяя их на «морфологические» и духовные.

К первым он относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.д. («материальный субстрат» общества), ко вторымтрадиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. («коллективное сознание» общества).

Oн делил социологию на три основные части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Дюркгейм сформулировал некоторые положения функционального подхода к изуче­нию социальных явлений.

Центральной темой его научного твор­чества стала проблема социальной солидарности.

В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральная ценность. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Первая предполагает сходство индивидов, тождественность исполняемых ими функций, неразвитость лич­ностных качеств; вторая — самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе. Переход от механической к органической солидарности Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс, главным фактором которого выступает разделение труда.

Он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации. Под термином «аномия» (буквально «беззаконие») Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей.

8. Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий» и др.

Свою социологию Вебер назвал «понимающей».

Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное импонятие «идеальный тип». Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное.

Вебер считал, что по степени распространения того или иного типа социального действия можно судить о характере и уровне развития всего общества.

Особенно важную роль сыграла протестантская религиозная этика, основные принципы которой (трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость и т.д.) во многом способствовали развитию предпринимательства и «духа капитализма».

Социология религии, главную задачу которой он видел в выявлении смысла религиозных действий. Анализ миро­вых религий привел исследователя к выводу, что существует определенная связь между господствующей в обществе религиозной моралью и экономическим поведением, а религиозно - этические установки оказывают влияние на характер и методы хозяйственной деятельности.

9. Социологическая теория марксизма

Особое место в истории социологии занимает учение Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), основой которого служило диалектико-материалистическое понимание исторического процесса.

Основные положения теории марксизма сво­дятся к следующему:

1. понимание общества как социальной системы, включающей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли - экономической. При этом способ производства рассматривается как системообразующий компонент социальной системы;

2. в рамках социологической теории марксизма возникла одна из первых концепций социальной стратификации.

3. важное методологическое значение имело марксистское положение о личности как носителе общественных отношений. Личность — это активный субъект ее преобразования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.