Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д у а л и з м

как философская основа нового решения проблемы взаимосвязи психики и поведения утверждение раздельного, независимого существования в мире двух начал – материи и духа.

 



Рене Декарт (1596-1650) - выдающийся французский ученый, основатель механистической физиологии и психологии. Наиболее значимые труды для психологии: "Страсти души" (1649), "Человек" (1642), "Начала философии" (1644), "Рассуждение о методе" (1637).

 


· Разработка проблем методологии исследования. Метод Р.Декарта называют рационалистическим. Ибо, не умаляя роли опытно-экспериментальных исследований в естественных науках, приоритет отдавался деятельности ума, который направляет и сами опыты.

· Рационализм Р.Декарта основывается на применении следующих методов познания:

- математического (попытке всеобщей математизации научного знания);

- дедукции (действии ума от предпосылок к следствию, от общего к частному);

- интеллектуальной интуиции (представление в уме фундаментальных истин, не вызывающих сомнений). Интеллектуальная интуиция у Р.Декарта начинается с систематического сомнения, используемого как методический прием в целях научного исследования. Это сомнение во всем, в чем можно заподозрить недостоверность.

· На основании данных исходных посылок французский мыслитель формулирует правила своего метода:

1) очевидности: принимай за истинное все то, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению. Тем самым интуиция провозглашается исходным моментом познания и рационалистическим критерием истины как состояние умственной самоочевидности - врожденной идеи. "...Восприятие может быть ясным, но не отчетливым, оно не может быть отчетливым, не будучи тем самым и ясным." Именно Декарт впервые в истории науки стал отличать по существу рациональное созерцание (интуицию) от чувственного;

2) дедукции: дели каждую сложную вещь, ради успеха ее изучения, на более простые составляющие, т.е. на не поддающиеся делению умом части. "Мы разделяем все, что может быть нами познаваемо, на простые положения и вопросы";

3) индукции: в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей к вещам более сложным, трудным для понимания. "Только из самых простых и наиболее доступных вещей должны выводиться самые сокровенные истины";

4) энумерации: "полноты" и "структуры", т.е. полного перечисления, обзоров, классификации, проводимых до полной индукции и ведущих к полноте знаний. Классификация вещей, понятий, утверждений, проблем и задач заключает предмет исследования в "строгие границы" и размещает его "по соответствующим классам".

· Свою научную систему Р.Декарт начинает с критики, которая носит форму универсального сомнения (вспомним Сократа: "Подвергай все сомнению!") -сомнения не только в истинности, но и вообще в реальном существовании мира: "... никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью".

· Научное знание, как его предвидит Декарт, это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины.

· Основу - фундамент картезианской (декартовской) психологии составляют два суждения: 1) все сущее разделено на две субстанции: телесную и духовную; 2) сознание противоположно телу. До Декарта вся деятельность по восприятию и обработке психического "материала" считалась производимой душой, черпающей свою энергию за пределами вещного, земного мира. Теперь же доказывалось, что: а) телесное устройство и без души способно успешно справляться с задачей обработки результатов психических действий; б) душа не только не лишается ее прежней царственной роли во Вселенной, но возводится в степень субстанции, равноправной великой субстанции природы.

· Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Духовная субстанция имеет в себе изначально присущие ей врожденные идеи (Бога, чисел, фигур, некоторых понятий и аксиом). Признание Декартом врожденных идей далеко не тождественно признанию рациональной интуиции. Ибо здесь два различных вопроса: 1) существуют ли доопытные истины (проблема априоризма)? и 2) способен ли разум мыслить истины без доказательства (проблема познания)?

· В состав врожденных идей французский ученый включил ряд категорий: бытия, Бога, существования понятий, числа, фактов сознания, свободы воли и другие. Врожденными он счел некоторые суждения-аксиомы: "из ничего не бывает ничего", "у всякой вещи есть причина", "сомнение есть акт мышления" и др. Из небольшого перечисления нетрудно подметить, что идея врожденности сама по себе не была абсурдной: человечество в своем развитии всегда опирается на опыт прошлых поколений, а часть этого "знания" получает при рождении в виде задатков, способностей, определенного набора безусловных рефлексов, которые сами по себе не есть знание, но могут и должны быть истолкованы как информация.

· Декартовский метод, учение о душе и теле основываются на его сомнениях в достоверности чувственного мира. "Но столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение: я мыслю, следовательно, я существую, истинно, и что поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто методически располагает свои мысли".

· Р.Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания "Я" и обращается к рассмотрению только своих мыслей - субъективных состояний. Сознание в этой связи, - то, что выступает в самонаблюдении. Впрочем, как в случае с душой, понятие о которой претерпело сложнейшую эволюцию, понятие о сознании, как мы увидим, меняло свой облик. Однако прежде чем это произошло, оно должно было быть "изобретено".

· "Под словом мышление ("cogitatio"),- пишет Р.Декарт,- я разумею все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой,и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить".

· Детерминистская концепция поведения Р.Декарта отражена: а) в учении о рефлексе как закономерном двигательном ответе организма на внешнее физическое раздражение (он объяснял это возможностью перемещения особо малых частиц-"животных духов" по особым трубочкам-нервам от мозга к соответствующему мускулу); б) в учении о "страстях души" как психических состояниях, испытываемых телесным органом души - эпифизом.

 

 

 

· При всей ошибочности понимания Р.Декартом сути процессов передачи нервных возбуждений общая концепция трансляции оказалась чрезвычайно плодотворной. Принцип "автоматизма тела" привел к концепции рефлекса. Понятие о рефлексе стало фундаментальным для физиологии и психологии. Открытие рефлекса сопряжено с принципиальным для понимания прогресса научного знания вопросом о соотношении теории и опыта (эмпирии). Достоверное знание об устройстве нервной системы и ее отправлениях было в те времена ничтожно. Декарту эта система виделась в форме "трубок", по которым проносятся легкие воздухообразные частицы. (Он называл их "животными духами".)

· Декартова схема рефлекса полагала, что внешний импульс приводит эти "духи" в движение, занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Горячий предмет, обжигая руку, вынуждает ее отдернуть. Происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Появившийся после Декарта термин "рефлекс" и означал отражение.

· Одно из важных для психологии сочинений Декарта называлось "Страсти души". "Страсть" и слово "душа" наделены у Декарта особым смыслом. Под "страстями" подразумевались не сильные и длительные чувства, а "страдательные состояния души", - все, что они испытывают, когда мозг сотрясают "животные духи" (прообраз нервных импульсов), которые приносятся туда по нервным "трубкам". Иначе говоря, не только такие мышечные реакции, как рефлексы, но и различные психические состояния возникают автоматически, производятся телом, а не душой. Таким образом, по Декарту, страсти - восприятия и чувства.эмоциональные состояния, движущие "машиной тела", вызываемые, в свою очередь, каким-либо движением "духов" (в основном из-за воздействия внешних предметов). Страсти - это продукт двоякой природы человека. Они возникают в шишковидной железе от взаимодействия желаний духовной субстанции и движений субстанции телесной. Это столкновение превращается в столкновение и борьбу между страстями, поэтому страсти могут приносить пользу и вред.

· Р. Декарт ставил вопрос о воспитании страстей. Средства воспитания - опыт, разум и воля. Разум - это знание и оценка жизни. Воля - возможность отделения "животных духов" от вредного предмета, его перенацеливание. Опыт учит поступать в жизни согласно определенным правилам, а практика обдумывания своих действий позволит в неожиданных ситуациях поступать однозначно.

· Декарт возражает против преувеличенных представлений о роли чувственного опыта в познании. Он замечает, что сущности вещей мы воспринимаем не посредством ощущений, а с помощью разума, ограничивать который "только тем, что видят глаза, значит, наносить ему великий ущерб". Отдавая должное ощущениям, Декарт признавал три вида идей в познавательных процессах: врожденные, привходящие из чувственного опыта и "изобретенные" - произведенные мыслительной деятельностью человека. Идеи чувственного опыта обладают несомненными достоинствами: их наглядность по-своему "интуитивна" и они убедительны. Ученый явился создателем величественной картины саморазвивающейся Вселенной. Природа, по Декарту, безгранично совершенствуется и усложняется. Всюду происходит прогресс на основе всеобщих естественных законов. Развиваются вещества, планеты, страсти людей и их души. Провозглашая идею развития в познании, он приходит к выводу, что природу материальных тел "гораздо легче познать, видя их постепенное возникновение, чем рассматривать их как совершенно готовые". В письме к Мерсенну (20 февраля 1639 г.) Декарт высказал мысль о необходимости приложения идеи прогресса к животному миру. Тем самым он первым среди ученых XVII века встал на путь естественного историзма.

· Моральный идеал Р.Декарта заключался в земном счастье, которое состоит в ясном самосознании и покое - равновесии мыслящей души. В этом смысле цель жизни - это "душевное довольство". Для достижения этого состояния разум должен при помощи знания подчинить себе страсти и заняться своей естественной деятельностью - познанием. Таким образом, по Декарту, процесс мышления -моральная деятельность не только по результату, но и по содержанию, т.к. питается самой возвышенной страстью - восхищением и радостным удивлением перед истиной. Такую истину французский мыслитель искал всю жизнь. Он был убежден, что реальное благо основано на истинном знании, а все пороки и зло происходят от невежества, истина же очищает от всякого зла. Знание истины несет с собой свободу духа, устраняя каприз и произвол.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рефлексе | Психологические взгляды Френсиса Бэкона
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.