Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурные элементы программы исследования

Методология экономического исследования (необходимость программы и этапов) и его структура

Проблемная ситуация и цель экономического исследования

Экономические исследования предназначены для решения экономических проблем. Цель экономических исследований состоит, во-первых, в выявлении и анализе той или иной (микро или макро) проблемы, а, во-вторых, в разработке способов ее решения.

 

Экономическое исследование, как и любое другое, начинается с разработки его программы. От того, насколько тщательно будет продумана программа исследования, зависят его результаты, т.к. программа – это основа осуществляемых процедур.

 

Программа экономического исследования включает в себя:

1. определение проблемы исследования,

2. характеристику цели и задач исследования,

3. определение объекта и предмета исследования,

4. предварительный системный анализ объекта исследования,

5. интерпретацию и операционализацию основных понятий,

6. формулирование рабочих гипотез,

7. определение стратегического плана исследования,

8. описание методов сбора данных,

9. описание схемы анализа полученных данных.

Рассмотрим элементы программы более подробно.

 

1. Проблемная ситуация

Определение проблемной ситуации – это начало любого исследования. Ее создают реальные жизненные противоречия. Не всегда удается ясно и четко сформулировать научную проблему в начале составления программы. В таком случае она намечается лишь в общих чертах, а в дальнейшем ее формулировка уточняется.

Например, в связи со вступлением России в ВТО возникает угроза существованию ряда видов продукции наших предприятий, поэтому усиливается значимость конкурентоспособности российской продукции в целом и отдельных предприятий в частности. Что необходимо предпринять российскому предприятию для создания конкурентоспособности своей продукции?

 

2. Цели и задачи исследования

Цель исследования – это то, ради чего проводится исследование. Цель в исследовании может быть только одна. Например, выявить способы обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия.

Задачи исследования – это то, что делается ради достижения цели исследования или приближения к ней. Как правило, для достижения поставленной цели требуется решить несколько задач. Например,

1) изучить степень соответствия характеристик продукции предприятия требованиям рынка;

2) изучить положительно оцениваемые рынком характеристики продукции зарубежных фирм;

3) разработать способы приведения в соответствие характеристик продукции нашего предприятия требованиям рынка;

4) и т.д.


3. Объект и предмет исследования

Объект исследования – это то, что изучается в ходе исследования, на что оно направлено. Например, изучаемая нами фирма (предприятие).

Предмет исследования – это то, по поводу чего изучается объект. Например, наш объект – предприятия, он изучается в связи с необходимостью повышения конкурентоспособности его продукции.

 

4. Предварительный системный анализ объекта исследования

На начальном этапе исследования дается развернутое описание объекта. Объект рассматривается с двух сторон: как часть целого и как целое, состоящее из частей.

Например, мы анализируем предприятие, во-первых, как часть российской экономики, а, во-вторых, структуру этого предприятия и его проблемы.

Предварительный системный анализ объекта исследования позволяет:

1) прояснить предмет исследования,

2) выделить основные понятия и дать их интерпретацию, а также

3) выдвинуть рабочие гипотезы.

Часто системный анализ, интерпретация понятий и выдвижение гипотез осуществляется одновременно, поэтому их называют не этапами, а частями программы исследования.

5. Интерпретация и операционализация понятий

При составлении любой части программы используется определенная система понятий. Важно четко и ясно представлять смысл понятий, с которыми работаешь, не допускать различных интерпретаций (толкований) одного и того же понятия. Это особенно важно при анкетировании.

В самом общем виде, можно сказать, что операционализация понятий – переход от понятия к инструменту. Это обязательное условие построения системы показателей.

 

6. Формулировка и проверка гипотез

Гипотеза в исследовании – это научно обоснованное предположение о структуре объекта, о характере элементов и связей, образующих его, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта. Если в результате исследования гипотеза подтверждается, ее справедливость доказана.

В любом исследовании нужно стараться выдвигать как можно больше взаимосвязанных гипотез.

7. Стратегический план исследования

В зависимости от цели и задач исследования разрабатывается стратегический план. Он определяет последовательность операций, осуществляемых исследователем. План может быть поисковым, описательным и экспериментальным.

1) Поисковый план применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования, а, значит, невозможно сформулировать гипотезу. Цель поискового плана – формулировка проблемы и выдвижение гипотез. Пример: в дипломной работе Вы формулируете проблему лишь после знакомства с предприятием.

2) Описательный план применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана – проверить гипотезу о характеристиках изучаемого объекта. Если гипотеза подтвердится, то мы получим точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта. Например, мы знаем, что принято выделять 2 пола: мужской и женский, но разделяются они не поровну, а женщин обычно оказывается больше. Берем статистические сборники и выясняем, что традиционное соотношение для России: женщин – 55%, мужчин – 45%.

3) Экспериментальный план применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана – установить причинно-следственные связи объекта.

Знакомство с методами, схемой анализа и интерпретацией результатов исследования – в следующих лекциях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История Октябрьской революции и советской власти на страницах газет | Управление PR-деятельностью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.