КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этап оценки эффективности
Оценка эффективности РК.-деятельности является необходимым и закономерным этапом любой РК-программы, акции, кампании. Как правило, данный этап определяется тем, насколько анализ достигнутых результатов соответствует тем задачам, которые были разработаны на этапе планирования. Очевидна его связь с другими этапами РК-деятельности: вновь, как и на аналитическом этапе, особое значение приобретают исследования. Различие между ними в том, что на первом этапе исследовалось «будущее» организации и РК-активности, на последнем — «прошлое», то, что уже сделано; основные показатели оценки эффективности закладывались на этапе планирования, наконец, оцениваться прежде всего будет этап реализации (акций и коммуникаций). Возможно разграничение основных функций этапа и соответственно выделение специфических операций. Основными функциями могут быть названы: контрольная, отчетно-презентационная (по итогам деятельности представляется отчет, в котором характеризуются основные параметры события; он сопровождается иллюстративными материалами, например, медиаклиппингом, подборкой отзывов значимых персон и т. д.), и собственно функция оценки эффективности (отчет о РК-кампании, например, на практике очень часто ограничивается именно представлением материала, содержательная оценка в нем не предполагается). Основные подходы к оценке эффективности сводятся к следующему: «вкусовой» (заказчик или руководитель судит об эффективности РК-деятельности по тому, нравится она ему или нет, никакие количественные или качественные параметры не измеряются, при этом реальные результаты кампании и их оценка существуют во многом обособленно, параллельно), количественный (как правило, оценивается количество публикаций в СМИ, персон, пришедших на спецмероприятие и т. д., однако эти показатели далеко не всегда объективно характеризуют эффект РК-программы), научный (проводится серьезное исследование воздействия акций на те или иные параметры, характеризующие позиции целевых групп). Оценка эффективности РК отличается весьма высокой сложностью и практической значимостью решения. Именно «оценка результатов Паблик рилейшнз, — отмечают Д. Вернет и С. Мориарти, — является по ряду причин наименее исследованным вопросом осуществления данного вида маркетинговых коммуникаций. Дело в том, что данный вид оценки требует измерения того, что по сути с трудом поддается измерению, а именно изменения мнений потребителей. Оценка вклада РК оказывается сложной еще и потому, что обычно они используются совместно с другими видами маркетинговых коммуникаций»65. Другими словами, если для маркетинговых коммуникаций возможны и количественные оценки (достигнутый объем сбыта, величина завоеванной доли рынка, полученной прибыли), и качественные оценки (осведомленность потребителей, степень запоминаемости торговой марки, изменение отношения к товару), то для РК — только качественные (например, «изменение мнений целевых групп»). Приступая к оценке эффективности РК-деятельности, необходимо считаться с рядом требований, которые связаны с особенностями и характеристиками как связей с общественностью вообще, так и с параметрами самого этапа. 1. Наличие цели (целей). Реальная оценка эффективности РК-деятельности возможна только тогда, когда ее результат соотнесен с поставленной целью. 2. Оценка эффективности (в том числе и ее базовые показатели) должна быть заложена и определена на этапе планирования, в ином случае возможен лишь «вкусовой подход». 3. Возможна ситуация, когда перед РК-деятельностью ставятся не одна, а ряд целей. В этом случае необходим ряд систем оценок эффективности, каждая из которых характеризуется собственными показателями. 4. На данном этапе вновь, как и на аналитическом, особое значение приобретает РК-исследование — «оценочное исследование». 5. Затратность этапа. Предыдущая характеристика четко фиксирует необходимость наличия соответствующей статьи расходов в бюджете РК-деятельности. 6. «Отложенность эффекта». Если результаты РК-деятельности относятся к «стратегическим» факторам формирования нематериальных активов фирмы, то помимо непосредственного эффекта на момент завершения программы следует ожидать и иных «растянутых во времени» результатов, которые достаточно сложно поддаются планированию и проектированию. 7. «Опосредованность эффекта». Речь идет о том, что, как правило, РК-программа сопровождается рекламой, маркетинговой поддержкой, соответствующей работой с персоналом, поэтому реально оценить эффект каждой из составляющих весьма проблематично. Кроме того, если в целях РК-деятельности содержится требование «способствовать непосредственной маркетинговой активности организации», то результаты проявятся через деятельность отдела продаж, непосредственно продавцов, персонала, которые с определенным основанием могут заявить о собственном вкладе в конечный результат. Наконец, остановимся на основных формах проведения оценки эффективности РК-деятельности, реализуемых на практике. По свидетельству специалистов, к ним могут быть отнесены: 1. Система «план-факт». Результативность РК оценивается с точки зрения выполнения всех запланированных мероприятий, акций, коммуникаций. Данная методика не является сугубо формальной. При грамотно, качественно составленном плане она с достаточной степенью точности отражает достижение запланированных результатов. 2. Система «от достигнутого», как правило, применяется при достаточно регулярных акциях одного типа (например, ежегодный День открытых дверей или годовое собрание акционеров), позволяет сравнить планируемые показатели сходных мероприятий, выделить достижения или их отсутствие (естественно, учитывается и бюджет каждого из сравниваемых мероприятий. 3. Система «цель — конечный результат». Эффективность РК-кампании оценивается как реализация поставленной цели / целей, естественно, с учетом временных и финансовых соответствий плану. Общей моделью оценки эффективности РК-деятельности может служить модель «рекламная пирамида». Д. Вернет и С. Мориарти называют ее «моделью иерархии результатов» и приводят ряд модификаций, используемых при оценке эффективности в ряде коммуникативных технологий (модель АIDА «от осведомленности и интереса к желанию, а затем к действию», модель «думать — чувствовать—делать», модель ЕСВ, модель доменов — «одновременное воздействие на восприятие, обучение и убеждение потребителей»). Суть данного подхода заключается в том, что проводящему исследование эффективности РК-программ предлагается последовательно оценить результаты по трем основным «ступеням» оказываемого воздействия: информирование целевых групп (оцениваются интенсивность распространения информации, степень ее достижения и усваиваемости конкретными аудиториями; единицы измерения — процент охвата целевых аудиторий, объем прочитанного материала, время слушания и просмотра и т. д.), оценка реакции групп общественности (оценивается степень интереса и понимания; основной метод — опрос аудитории), оценка эффекта программы в целом, понимаемого как изменение поведения людей (основные методы — опрос или «измерение показателей повеления)) — увеличение количества заявок на информацию, справок об услугах, уменьшение жалоб и т. д.). Необходимо отметить, что если целями РК-деятельности является только информирование общественности или формирование позитивного отношения к организации, то оценка производится только по первому (или первому и второму) показателю, однако в целом эффект программы тем выше, чем более системный характер она носит. Конкретизация этого подхода находит свое выражение в ряде методик оценки эффективности РК-деятельности, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами. Так, Д. Вернет и С. Мори-арти предлагают следующую схему оценки эффективности РК-деятельности. Во-первых, «определение числа контактов с потребителями, обеспеченного средствами распространения информации». По итогам измерения клиенту предоставляется отчет, в котором указываются все средства распространения информации, сообщение сведения о товаре. Данный отчет завершается пересчетом «эфирного времени и места в печатных СМИ» по расценкам на рекламу, таким образом, оценивается «экономический результат» РК-кампании как уменьшение затратности средств организации на коммуникационную политику. Российские практики давно освоили эту методику: измерение эффективности, например РК-текстов, часто осуществляется с «помощью линейки» (измеряется площадь опубликованного материала, затем она переводится в стоимость соответствующего объема рекламных модулей, в научной литературе данная методика получила название методики «рекламного эквивалента»). Сами Д. Вернет и С. Мориарти отмечают, что данный метод «не всегда обеспечивает точные результаты». Так, он не позволяет определить, сколько людей на самом деле читали, видели или слышали данное обращение; не дает информации о фактическом количестве читателей, узнавших о товаре, так как один и тот же человек нередко читает сразу несколько материалов на эту тему; наконец, данный метод подсчета не учитывает, носит ли упоминание о товаре позитивный или негативный характер. Добавим, что и сама идея о возможности «пересчета» площади РК-кампании в объем рекламных обращений, не выглядит корректной и убедительной. Во-вторых, «оценка изменения осведомленности, понимания и отношения». Для получения такой оценки предлагается «собирать данные об ответах потребителей на разные вопросы» (например, уровень запоминаемости сообщения, свободного тиражирования сообщений реципиентами, т. е. измерение влияния основных условий коммуникаций, изменение отношения к организации и т. д.). В-третьих, «оценка влияния Паблик рилейшнз на показатели сбыта и прибыли». Очевидна «маркетинговая ориентированность» Д. Бер-нет и С. Мориарти («данные о влиянии РК на показатели сбыта и прибыли (если оно имело место) служат наиболее надежной оценкой эффективности этого вида маркетинговых коммуникаций»), однако предлагаемая методика целиком «оценочна», «предположительна», поскольку вклад РК в достижении этих показателей основывается на «личном опыте руководителей предприятия», посчитавших, например, что доля РК в увеличении продаж составила 15%, в этом случае возможен экономический расчет эффективности РК — как «дохода от инвестиций в РК», «прибыли от инвестиций в РК» и т. д. Данная методика допустима и целесообразна при использовании интегрированных маркетинговых коммуникаций, в программах же по связям с общественностью при ее применении требуется большая осторожность. По мнению А. Н. Чумикова, при оценке эффективности РК прежде всего следует учесть тот факт, что связи с общественностью— это вид информационной деятельности, следовательно, измерению подлежит то, что связано с производством и использованием информационных продуктов6*. Конкретно могут учитываться и подсчитываться следующие параметры. Во-первых, количество подготовленных информационных продуктов, среди которых следует выделить базовые информационные продукты (справка о результатах исследования, стратегическая концепция, тактический план, сценарий акции, рабочая смета) и опсративные информационные продукты (информационный пакет, письмо, релиз, приглашения и т. д.). Возможна не только количественная, но и качественная оценка этого параметра — тестирование (и последующая корректировка) подготовленного информационного продукта. Во-вторых, «количество лиц / организаций / СМИ, получивших подготовительные информационные продукты». «Набор позиций», которые на данном этапе подлежат изучению и измерению, следующий: адресаты, которым направлены оперативные информационные продукты (по списку, предоставленному заказчиком, и списку, составленному РЯ-специалистом в результате анализа целевых аудиторий) и адресаты, получившие направленные информационные продукты (список включает в себя как перечень организаций / СМИ, где зафиксирован сам факт получения информации, и перечень организаций / СМИ, где последовала какая-либо реакция на полученную информацию). В-третьих, «количество изменений, произошедших в результате получения информационных продуктов». Это параметры, «подверженные» прямым, непосредственным, точным измерениям (количество субъектов, отреагировавших на полученную информацию, персон, пришедших на спецмероприятие, количество СМИ, разместивших полученную информацию и т. д.), и параметры, характеризующие косвенные, приблизительные, ориентированные измерения (проценты участников целевой аудитории, изменивших свое мнение / отношение, сменивших / сформулировавших свои интересы, потребности, ценности в соответствии с ожиданиями заказчика, совершивших желательные для заказчика действия в направлении предложенного товара или услуги). А. Н. Чумиков предлагает разделить все показатели оценки РЯ-деятельности на две группы: поддающаяся планированию и прогнозированию вплоть до фиксации в соответствующих разделах договоров на РЯ-обслуживание и не поддающихся планированию и прогнозированию, «поскольку мотивация к совершению действий, а тем более глубинные изменения ценностных ориентации являют результатом большой совокупности факторов, где РЯ-обеспечение фигурирует лишь в виде отдельной и не всегда доминирующей составной части». К этому виду показателей автор относит как раз «изменения мнений, ценностей, поведения» участников целевой группы, замечания, что оценка этих факторов возможна лишь при условии проведения серьезных исследований, способных выявить как реальные изменения, так и иерархию факторов, или способствующих, причем этот вид измерения следует характеризовать как «мягкий и ориентированный». В-четвертых, «количество информационных циклов, связанных с производством и использованием информационных продуктов». Под циклами имеется в виду количество операций по подготовке / рассылке / отслеживанию на уровне обратной связи эффекта, произведенного информационными продуктами (чем больше операций, тем выше количественный уровень эффекта). Существуют и другие модели оценки эффективности РЯ-дея-тельности67. Принципиальная общность построений наблюдается в логике выстраивания показателей оценки эффективности по классической схеме — «думать — чувствовать — делать». Основные различия объясняются дифференциацией подходов к самому понятию «результаты РЯ-деятельности». Это особенно четко прослеживается ъ значительной степени отличных точек зрения, с одной стороны, Д. Бернета — С. Мориарти, рассматривающих РЯ как элемент маркетинговых (пусть и интегрированных) коммуникаций, и А. Н. Чумикова, настаивающего на измерении того, что связано с производством и использованием информационных продуктов. После завершения оценки эффективности результатов РЯ-деятельности начинается новый цикл подготовки, планирования и реализации программ, акций, кампаний.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |