КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму
Принципы проектирования и строительства ДОУ Одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения является обеспечение оптимальных условий среды обитания ребенка. Гигиенические требования к детским учреждениям базируются на данных о физиологических изменениях в организме в результате взаимодействия его со средой с учетом возраста детей, особенностей организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Дошкольные образовательные учреждения организуются для детей от 1 года до 7 лет и находятся в структуре органов образования. Проектирование и строительство ДОУ осуществляется с учетом следующих принципов: 1) групповая изоляция в здании и на участке необходима в связи с большой восприимчивостью детей до 7 лет к инфекционным заболеваниям и отсутствием достаточной иммунной прослойки среди них. В соответствии с принципом групповой изоляции каждая группа должна иметь полный набор помещений в здании и на участке; 2) обеспечение условий для двигательной активности позволяет удовлетворить большую потребность детей дошкольного возраста в движениях; 3) создание благоприятного воздушно-теплового режима необходимо в связи с относительно высоким обменом веществ при одновременном несовершенстве процессов терморегуляции; 4) обеспечение достаточного естественного обеспечения и инсоляции необходимо в целях профилактики нарушений зрения, так как у детей дошкольного возраста не закончено формирование зрительного анализатора, а выполняемая зрительная работа достаточно велика. Воздействие лучистой энергии солнца, особенно ультрафиолетового спектра, способствует полноценному росту и развитию организма; 5) создание условий для организации рационального питания. Гигиенические требования к среде определены СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Отделка внутренних помещений ДОУ, расстановка мебели, требования к воздушно-тепловому режиму и освещенности зависит от климатической зоны, назначения помещения и возраста детей. Воздушная средапомещений оказывает влияние на общее развитие и здоровье ребенка. Плохой химический состав воздуха, высокая или низкая его температура и влажность могут вызвать нарушение нормальной жизнедеятельности организма. Потребность детей в качественном воздухе очень велика, так как вследствие большой частоты и малого объема дыхательных движений, обусловленных особенностями строения грудной клетки, интенсивность обмена газов между кровью и воздухом у них несколько ниже, чем у взрослых. Поэтому необходимо, чтобы химический и биологический состав воздуха, а также его физические свойства отвечали установленным гигиеническим требованиям. В закрытых помещениях детских учреждений во время пребывания детей качество воздуха постепенно ухудшается: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, уменьшается содержание кислорода, легких ионов, заметно повышаются температура, запыленность и бактериальная загрязненность, появляются органические примеси, которые ухудшают самочувствие ребенка. Изменение химического состава воздуха обусловлено тем, что выдыхаемый воздух существенно отличается от атмосферного. Подсчитано, что в процессе жизнедеятельности дети дошкольного возраста выделяют в окружающую среду около 4 л углекислоты в час. Во время двигательной активности или физической работы выделение углекислоты увеличивается в 2-3 раза. Органические вещества – аммиак, сероводород, летучие жирные кислоты – выделяются человеком через кожу, ротовую полость и кишечник. Их в воздухе помещений тем больше, чем хуже уход за телом и детской одеждой. Опасность для организма представляет воздух, насыщенный пылью, в которой задерживается огромное количество микробов, выделяемых при дыхании, кашле, чихании. Основным источником микрофлоры в воздухе помещений с пребыванием детей является флора носоглотки и пыль. Специальные исследования показывают, что количество микроорганизмов в 1 м3 воздуха от начала дня к концу смены возрастает в 6-7 раз. И значительно больше, когда в группе находится ребенок, больной острым респираторным заболеванием, гнойничковыми заболеваниями кожи, стрептодермией, распространенным кариесом. Наиболее эффективный путь борьбы с бактериальной загрязненностью воздуха в детских учреждениях – санация носоглотки детей, своевременная диагностика и лечение кариеса, борьба с пылью, а также достаточная инсоляция помещений. Под влиянием ультрафиолетовых лучей солнечного спектра многие болезнетворные микробы погибают, а организм ребенка становится менее восприимчивым к заболеваниям. В помещениях постепенно изменяется и ионный состав воздуха. Легкие ионы, которые благотворно влияют на жизнедеятельность организма, адсорбируются дыхательными путями, парами воды, пылевыми частицами, количество их постепенно уменьшается, в то время как количество тяжелых ионов, содержащихся в выдыхаемом детьми воздухе, увеличивается. Исследования показывают, что количество легких ионов в воздухе основных помещений ДОУ (групповые ячейки, физкультурный и музыкальный залы) находится в обратно пропорциональной зависимости от запыленности воздуха, влажности и содержания углекислоты. При широкой аэрации происходит благоприятное изменение ионного состава воздуха помещений. О качестве воздуха в помещении принято судить по количеству углекислого газа в нем, так как содержание последнего изменяется параллельно с изменением химического состава и физических свойств воздуха. Установлена предельно допустимая концентрация углекислого газа в помещениях с пребыванием детей, равная 0,1%. Эта величина положена в основу расчета необходимого воздуха на одного ребенка в час и последующего примерного расчета кратности воздухообмена в отдельных помещениях ДОУ. Для обеспечения качественного воздуха в помещениях ДОУ необходимы достаточная их кубатура и правильный воздухообмен. На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 7,5 – 8 м3 воздуха. Этот объем воздуха обеспечивается при условии площади пола на одного ребенка в групповой комнате 2,5 м2 и высоты помещения 3м. Для эффективного проветривания помещений ДОУ в короткий промежуток времени (10-20 мин) площадь сечения отверстий фрамуг или форточек должна равняться 1:50 площади пола комнаты. Правильно устроенные фрамуги имеют значительные преимущества перед форточками: фрамуги всегда делаются в верхней части окна, поэтому, когда они открыты, создается большая разница между наружной и внутренней температурой, это способствует увеличению скорости движения и объема поступающего воздуха в помещение. Кроме того, холодный воздух, имеющий больший удельный вес, опускаясь вниз, проходит через теплые слои комнатного воздуха, успевая при этом нагреться. Это позволяет в осенний и весенний период, особенно при отсутствии ветра и при небольшой разнице температур, держать фрамуги открытыми в присутствии детей. Длительность проветривания в холодное время года определяется температурой наружного воздуха, направлением ветра и возможностями отопительной системы. Сквозное проветривание осуществляется только в отсутствие детей в группе. Температура окружающего воздуха оказывает большое влияние на организм ребенка. Повышенная температура воздуха затрудняет отдачу тепла организмом и ребенок перегревается. Слишком низкая температура, наоборот, усиливает отдачу тепла организмом, и ребенок переохлаждается. И в том и в другом случае это неблагоприятно сказывается на самочувствии, работоспособности детей, затрудняя любую их деятельность. Комфортные тепловые условия обеспечивают состояние теплового равновесия без резкого напряжения процессов терморегуляции и ограничиваются определенными температурными пределами в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, вида деятельности и закаленности детей. Конкретные требования к воздушно-тепловому режиму подробно изложены в СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», раздел VIII. Правильный режим проветривания и влажной уборки помещений ДОУ, плановая наполняемость групп, строгий контроль за состоянием здоровья дошкольников, своевременная изоляция больных детей будут способствовать оптимальному росту и развитию воспитанников.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |