КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гигиенические требования к детской мебели и правильной посадке ребенка
Соблюдение гигиенических требований к детской мебели является обязательным условием формирования правильной осанки у детей и выработки правильной посадки за рабочим столом (партой), что способствует оптимальной организации учебно-воспитательной деятельности детей и сохранению здоровья. Для выработки правильной, непринужденной, прямой посадки с легким наклоном головы (с ней связано большинство занятий) важно каждому ребенку подобрать подходящую мебель и научить пользоваться ею. Сидя за столом, ребенок должен держать тело в определенном положении, при этом напрягаются мышцы шеи и спины. Напряжение мышц особенно велико в тех случаях, когда ребенок сидит не прямо, а с наклоном вперед (рис.1). Чтобы уменьшить напряжение шейных и спинных мышц, возникающее при наклонном положении туловища, ребенок стремится опереться грудью о край стола, за которым сидит. Такая посадка быстро его утомляет, так как грудная клетка сдавливается, глубина дыхания, а, следовательно, и поступление кислорода в органы и ткани уменьшаются. Привычка сидеть с опорой на грудную клетку может привести к деформации грудины, к появлению сутулости и близорукости. Прямая посадка более устойчива и менее утомительна, так как центр тяжести тела при этом положении находится над точками опоры. Однако и прямая посадка может быстро утомить ребенка, если стул не соответствует пропорциям его тела и не имеет спинки, на которую можно опереться. Статическое напряжение мышц при посадке можно уменьшить, равномернее распределив напряжение мышц. Для этого важно увеличить количество точек опоры: надо сидеть прямо, не на краю, а на всем сиденье стула, глубина которого должна быть не менее 2/3 длины бедра сидящего, а ширина – превышать ширину таза на 10 см; опираться ногами о пол, спиной о спинку стула. Предплечья ребенка должны свободно лежать на крышке стола. Плечи при правильной посадке должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола.
Рис 1. Соотношение центра тяжести туловища и точки опоры при правильной и при неправильной посадке.
Для того чтобы при посадке можно было опираться ногами о пол, держа бедра по отношению к голеням под прямым углом, высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени сидящего вместе со стопой (измерять следует от подколенной впадины, прибавляя 5-10 мм на высоту каблука). Если сиденье излишне высокое, положение тела сидящего не будет устойчивым, так как он не сможет опереться ногами о пол, при слишком низком – сидящему придется либо отводить ноги в сторону, что нарушит правильную его посадку, либо убирать их под сиденье, что может вызвать нарушение кровообращения в ногах, поскольку сосуды, проходящие в подколенной впадине, будут зажаты. Высота стола над сиденьем (дифференция) должна позволять сидящему свободно, без поднимания или опускания плеч, класть руки (предплечья) на стол. При слишком большой дифференции, работая за столом, ребенок поднимает плечи (особенно правое плечо), при слишком малой – сгибается, сутулится, слишком низко наклоняет голову, чтобы рассмотреть предмет (рис. 2).
1 2 3
Рис. 2. 1 – дифференция достаточная; 2 – дифференция малая; 3 – дифференция большая. Чтобы во время занятий можно было опираться спиной о спинку стула и при этом хорошо видеть предметы и выполнять ту или иную работу, необходимо соблюдать дистанцию спинки, т.е. расстояние между спинкой стула и краем стола, обращенного к сидящему, должна на 3-5 см превышать переднезадний диаметр его грудной клетки. При этом расстояние между отвесными линиями, опущенными от переднего края сиденья стула и от края стола – «дистанция сиденья» становится отрицательной, т.е. край стула на 2-4 см заходит под край стола. Если расстояние между краями стола и стула (нулевая дистанция) отсутствует или дистанция сиденья положительная (стул несколько отодвинут от края стола), опираться на спинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно, так теряется точка опоры – спинка стула, что приводит к быстрому утомлению мышц туловища ребенка и не способствует формированию правильной осанки (рис. 3). Рис. 3. 1– дистанция спинки отрицательная; 2 – дистанция спинки нулевая; 3 – дистанция спинки положительная. Воспитатели во время занятий должны следить за посадкой каждого ребенка. Требовать от детей правильного размещения за столом можно лишь при условии соответствия мебели росту и пропорциям тела ребенка. Некоторые части тела ребенка при его нормальном развитии находятся в определенном соотношении с длиной всего тела, поэтому рост принимается за основную величину, из которой исходят при определении размеров мебели[3].
Контрольные вопросы:
Лекцию составила доцент кафедры общей и социальной педагогики НГГУ
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |