Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гарри Поттер / Беовульф

Несмотря на обилие персонажей в центре повествования обоих произведений находится судьба главных героев – мальчика-чародея Гарри Поттера, родившегося в современном Лондоне и гаутского[2] витязя Беовульфа, служившего конунгу данов Хродгару «во времена древних королей».[3]

Гарри Поттер – подросток, однако читателю хорошо известна вся жизнь этого персонажа, начиная с трагических обстоятельств его рождения, во время которого погибли родители Гарри, а он одержал свою первую победу – выжил с поединке Волан де Мортом и лишил последнего его волшебной силы. Беовульф – молодой воин, прибывающий со своей дружиной к правителю родственного племени, чей народ в течение двенадцати лет страдает от нападений чудовища по имени Грендель. Но мы узнаем о том, что первые свои подвиги Беовульф совершил еще «недоростком»: решившись на спор с приятелем «взапуски плавать/ в открытых водах»[4], где Беовульф пробыл семь дней и сразил девять чудовищ - «морежителей», а также победил в одной из битв пятерых великанов По замечанию исследователей, Беовульф является практически единственным героем древнегерманского эпоса, к возрасту которого повествователи привлекают особое внимание: «эпитет «юный», не раз встречающийся в первой части, представляет собой нечто большее, чем постоянный эпитет <…>. Все средства используются, чтобы подчеркнуть молодость героя, явившегося ко двору Хродгара»[5]

Объединяет образы Гарри и Беовульфа, также и то, что оба они избраны и отмечены судьбой, предназначившей их для свершения героических деяний. Беовульфу, дан «великий дар meagen (силы), чтобы стяжать dom (судьбу) и lof (славу)»[6]. Он, будучи никому неизвестным юношей, сразу выделяется из прибывших ко двору Хродгара: «И я ни в жизни/ не видел витязя,/ сильней и выше/ чем ваш соратник»[7], -замечает дружинник Хродгара, встречающий прибывших из-за моря воинов. Гарри же прибывает в Хогвартс, не подозревая о той великой магической силе, которой он наделен. Но уже в тот момент, когда посланец Хогвартса Хагрид открывает Гарри его принадлежность к миру магов, заходит речь о необычной судьбе и исключительности мальчика, выросшего в семействе Дурслей: «Чего-то в тебе есть, Гарри, оно его (Волан де Морта - И.С) и прикончило. Той ночью случилось такое, чего он не ждал - кто ж его знает, чего это такое было, - только какие-то твои чары добили его, точно»[8], - говорит Хагрид. И знаменитый шрам-молния на лбу Гарри становится символом его особого пути, стигматом избранника-героя.

Герои-юноши, на первый взгляд, по разному относятся к своему «избранничеству»: Беовульф, как и полагается герою северного эпоса, принимает свою судьбу с суровой вдохновенностью, и безо всякой рефлексии: «Каждого смертного/ждет кончина!/Пусть же кто может,/ вживе заслужит/ вечную славу!/Ибо для воина/ лучшая плата-/ память достойная!»[9] Собственно, в этих словах Беовульфа нашла выражение так называемая модель «северного мужества», согласно которой действуют герои эпоса и классических романов-фэнтези («Властелин колец», «Хроники Нарнии» и пр.) Наиболее кратко она может быть сформулирована следующим образом: «делай то, что должно, и пусть свершится, то, чему суждено свершиться». Именно так предстоит действовать и Гарри, хотя он принимает выпавший ему жребий не столь безропотно. «Гарри не чувствовал себя отважным, не чувствовал, что у него быстрый ум или что там еще, ничего этого он в себе не замечал. Вот если бы Шляпа упомянула про колледж для тех, кого тошнит от страха, то это было бы место как раз для него»[10]

Любопытно, что архаический мотив кровной мести гораздо отчетливей выражен в сюжете «Гарри Поттера», нежели чем в тексте «Беовульфа». Гарри вынужден вступить в противостояние с Волан де Мортом, в первую очередь, мстя за гибель родителей, Беовульф же решает служить Хродгару, прежде всего из желания сразиться с чудовищем и увенчаться славой. Однако и здесь появляется мотив оплаты отцовского долга – когда Беовульф, исполненный сознания собственной доблести, является ко двору Хродгара, выясняется, что тот принимает служение юноши с благодарностью, но как должное. Оказывается, что когда-то отец Беовульфа убил одного воина, и виру за это заплатил не кто иной, как Хродгар. Впрочем, исследователи полагают, что таким образом владыка данов стремится «сохранить лицо», принимая помощь от иноплеменного витязя. Звучит здесь мотив и личной мести: «Я бился ночью/ с морскими тварями/ мстя как должно/ подводной нечисти/ за гибель гаутов», - сообщает Беовульф.[11] Поскольку «злобесный Грендель» тоже принадлежит к разряду подводной нечисти, то поединок с ним расценивается Беовульфом как долг чести: «Так и над Гренделем/ свершить надеюсь/ я месть кровавую/ в единоборстве»[12].

Фигура Беовульфа обращает на себя внимание своим одиночеством, исключительным даже для героев северного эпоса. Драконоборцы Сигурд и Зигфрид погружены в драматические любовные и родственные перипетии, в то время как Беовульф, также являющийся субъектом кровного родства, социальных и товарищеских отношений, вовлечен в них лишь функционально. Дж. Р. Р. Толкин, один из наиболее тщательных и пристрастных комментаторов поэмы, полагает, что таким образом анонимный создатель достигал наибольшей чистоты модели «Человек - Судьба», и ее максимального драматизма. «Беовульф не опутан узами преданности или несчастной любви. Он человек и для него и многих других это само по себе трагедия»[13]. Гарри Поттер, напротив, плотно вписан в систему разнообразных отношений и чувств – его окружает хлопотливый школьный быт и верные друзья, опекают мудрые наставники, он тоскует по погибшим родителям, переживает первую влюбленность, пытается сохранить достоинство, сосуществуя с карикатурно-злобными Дурслями. Но, тем не менее, и Гарри воспринимается как герой-одиночка. Сиротство Гарри служит для этого фоном, а его магический дар, таинственное родство с Темным лордом и неизбежность противостояния с ним – теми свойствами, которые отделяют Гарри от преданных друзей и беззаботного течения жизни. В каждой книге Гарри одному приходится нести бремя тайны и ответственности. Названия книг о Гарри Поттере и Беовульфе[14] отражают их замысел как сказаний о героях, призванных сразиться с силами силам зла один на один.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фэнтези и героический эпос | Вольдеморт (Том Реддл) / Грендель и Дракон
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.