Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Й - формулировка практических целей




Й - ситуационный анализ;

Постановка целей

Постановка цели означает взгляд в будущее, концентрацию наших сил на том, что должно быть достигнуто. Таким образом, цель описывает конечный результат усилий, направленных на удовлетворение наших потребностей, интересов, желаний. Цели являют­ся «подстрекателями» наших действий, нашей активности. Если какой-то человек поставил перед собой цель, то вследствие этого возникает такое состояние напряжения, которое действует как дви­жущая сила и которое исчезает, лишь тогда, когда желаемое достиг­нуто. Однако было бы неверно отождествлять цели с желаниями. Дело в том, что далеко не все наши желания совпадают с нашими возможностями, а, как известно, нереальные цели имеют слабое мо­тивирующее воздействие. Поэтому в управлении под целями пони­мают желаемый и достижимый результат деятельности.

Трудно переоценить значение целей в управлении. Это вытека­ет из самого определения управления, рассматриваемого как целе­направленное воздействие субъекта на объект управления. Следова­тельно, без целей не может быть управления вообще и управления временем, в частности. Поэтому часто говорят, что сама по себе по­становка цели обеспечивает уже половину желаемого результата. А великий русский исследователь Миклухо-Маклай так говорил по этому поводу: «Кто хорошо знает, что он должен делать, тот приру­чает судьбу».

Процесс постановки целей включает следующие основные этапы:

1-й этап - нахождение целей;

Каждый из указанных этапов имеет свою технологию, строя­щуюся на соблюдении определенных принципов.

На первом этапе осуществляется процесс нахождения целей путем ответа на вопрос: «Чего я хочу?». Данный вопрос целесооб­разно ставить в двух плоскостях: в плане личной жизни (личные жизненные цели) и в плане профессиональной деятельности (карь­ерные цели). При всей кажущейся простоте данного вопроса ответ на него не так легок. Дело в том, что человеку свойственно хотеть многого. Поэтому придется заняться «инвентаризацией» собствен­ных желаний, т.е. четко обозначить для себя, чего вы конкретно хо­тите достигнуть. При анализе многообразных собственных желаний легко упустить главное. Поэтому основной принцип, которым сле­дует руководствоваться при нахождении целей, формулируется следующим образом: «Цели должны концентрироваться на самом важном». Как выбрать из многих желаний наиболее значимые? Для того чтобы ответить на этот вопрос, важно иметь четкие ценностные установки, поскольку именно они могут и должны рассматри­ваться в качестве главных критериев при выборе целей. О том, как прояснить свои ценностные установки, мы говорили в предыдущем разделе.

1 После прояснения своих желаний на втором этапе процесса постановки целей проводится ситуационный анализ, т. е. анализ ситуации по отношению к каждой желаемой цели. Ответив на во­прос: «Куда я хочу?», необходимо поставить следующий вопрос: «Где я сейчас нахожусь и чем располагаю для прохождения наме­ченного пути?». Речь идет об анализе собственных возможностей (что я могу?). Для этого надо оценить свои сильные и слабые сто­роны с точки зрения имеющихся профессиональных знаний и опыта, личных качеств, интеллектуальных и прочих способностей, на­личия необходимых навыков, финансовых возможностей и т.д. Пу­тем анализа своих сильных и слабых сторон можно определить, ка­ков личный потенциал имеется для достижения поставленных це­лей, какие сильные стороны необходимо развивать и укреплять и от каких слабых сторон следует избавляться. Но и это еще не все. Анализ собственных сильных и слабых сторон должен дополняться анализом внешних ограничений, потому что часто даже наличия собственных потенциальных возможностей недостаточно для ус­пешного достижения целей: различные внешние воздействия (изме­нение экономической ситуации, появление новых конкурентов и т.п.) могут создавать серьезные угрозы нашим замыслам.

После проведения ситуационного анализа приступают к треть­ему этапу - формулировке практических целей для последующей стадии планирования. На этом этапе следует ответить на вопрос: «К чему я конкретно должен приступить?». Формулирование практических целей является сложным процессом, в котором можно избежать ошибок, если руководствоваться следующими принципами и ясность цели. По этому поводу говорят: «К цели ведут толь­ко ясные цели». Часто мы даже не задумываемся о необходимости четкой формулировки наших целей и ограничиваемся лишь общими рассуждениями. Определенные таким образом цели никого не мо­билизуют, служат всего лишь красивыми лозунгами. Вспомним хо­тя бы такой лозунг из нашего недавнего прошлого: «Наша цель - коммунизм!». Возможно, потому мы не построили коммунистиче­ское общество, что слабо представляли себе пути к нему. Не помог­ло и уточнение, сделанное В.И. Лениным: «Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Несмотря на установление Советской власти и успешную реализацию известного плана ГОЭЛРО, советские люди так и не узнали, что такое комму­низм.

2. Конкретность цели. Требование конкретности предполага­ет, что формулировка цели должна обязательно включать количест­венные показатели. Словесная характеристика цели - только первая стадия ее выражения. Если мы хотим в каждый момент времени знать, насколько продвинулись в достижении цели, то должны обя­зательно оценивать ее количественно. В ходе реализации данного принципа мы часто сталкиваемся со сложностями, например, испы­тываем затруднения в том, какие показатели выбрать в качестве критериев достижения цели. Однако уже сам процесс поиска конкретных показателей и их выбор дает многое не только в плане уточнения целей, но и в плане возможностей их реализации.

3. Ориентация целей во времени. Этот принцип означает, что цель должна иметь также и временные критерии, т. е. при ее фор­мулировке следует точно определять время, в течение которого она должна быть достигнута. При определении временного масштаба цели следует помнить, что чем она ближе, тем больше мобилизует. Тому, кто хочет достичь поставленной цели в течение года, кажет­ся, что у него еще много времени. Поэтому он постоянно отклады­вает начало выполнения работы, тем более что всегда найдется что-либо более срочное. Результат известен: при наступлении установ­ленного срока обнаруживается, что времени не хватает, и человек попадает в цейтнот. Сказанное вовсе не означает, что следует со­всем отказаться от долгосрочных целей. Долгосрочные цели лучше представлять в виде набора промежуточных и по ним осуществлять контроль. Только в этом случае можно располагать временем для корректировки работы в случае обнаружения каких-либо отклоне­ний.

4. Конкретизация целей в мероприятиях. Чтобы цели не «по­висли» в воздухе, нужны конкретные мероприятия, направленные на их достижение. Существует множество методических приемов, позволяющих конкретизировать цели в мероприятиях. Одним из наиболее простых и удобных приемов является построение дерева целей. Данная методика основывается на принципе их иерархично­сти. Действительно, наши цели имеют иерархическую структуру: прежде всего существует так называемая высшая цель и определенные промежуточные (частные), отражающие пути движения К главной. Построение дерева целей всегда начинается с выяснения высшей цели. Для того чтобы перейти к следующему уровню, необ­ходимо задать себе вопрос: «Что я должен делать, чтобы достичь цели?». Действия и мероприятия, которые служат ответом на дан­ный вопрос, и представляют собой частные цели второго уровня. Далее аналогичный вопрос задается по отношению к каждой цели второго уровня, и процедура осуществляется до тех пор, пока не становится совершенно ясно, с чего следует начинать, чтобы дос­тичь высшей цели. Дерево целей является удобным и наглядным инструментом их конкретизации. Осуществляя мероприятия, нахо­дящиеся на нижнем уровне дерева целей, мы постепенно поднима­емся в направлении достижения высшей цели, в каждый момент времени, оценивая как пройденный путь, так и расстояние, отде­ляющее нас от нее.

Мы рассмотрели кратко алгоритм постановки целей, являю­щийся первым этапом процесса управления собственным временем. Следующей функцией этого процесса является планирование вре­мени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.