КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Й - формулировка практических целей
Й - ситуационный анализ; Постановка целей Постановка цели означает взгляд в будущее, концентрацию наших сил на том, что должно быть достигнуто. Таким образом, цель описывает конечный результат усилий, направленных на удовлетворение наших потребностей, интересов, желаний. Цели являются «подстрекателями» наших действий, нашей активности. Если какой-то человек поставил перед собой цель, то вследствие этого возникает такое состояние напряжения, которое действует как движущая сила и которое исчезает, лишь тогда, когда желаемое достигнуто. Однако было бы неверно отождествлять цели с желаниями. Дело в том, что далеко не все наши желания совпадают с нашими возможностями, а, как известно, нереальные цели имеют слабое мотивирующее воздействие. Поэтому в управлении под целями понимают желаемый и достижимый результат деятельности. Трудно переоценить значение целей в управлении. Это вытекает из самого определения управления, рассматриваемого как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления. Следовательно, без целей не может быть управления вообще и управления временем, в частности. Поэтому часто говорят, что сама по себе постановка цели обеспечивает уже половину желаемого результата. А великий русский исследователь Миклухо-Маклай так говорил по этому поводу: «Кто хорошо знает, что он должен делать, тот приручает судьбу». Процесс постановки целей включает следующие основные этапы: 1-й этап - нахождение целей; Каждый из указанных этапов имеет свою технологию, строящуюся на соблюдении определенных принципов. На первом этапе осуществляется процесс нахождения целей путем ответа на вопрос: «Чего я хочу?». Данный вопрос целесообразно ставить в двух плоскостях: в плане личной жизни (личные жизненные цели) и в плане профессиональной деятельности (карьерные цели). При всей кажущейся простоте данного вопроса ответ на него не так легок. Дело в том, что человеку свойственно хотеть многого. Поэтому придется заняться «инвентаризацией» собственных желаний, т.е. четко обозначить для себя, чего вы конкретно хотите достигнуть. При анализе многообразных собственных желаний легко упустить главное. Поэтому основной принцип, которым следует руководствоваться при нахождении целей, формулируется следующим образом: «Цели должны концентрироваться на самом важном». Как выбрать из многих желаний наиболее значимые? Для того чтобы ответить на этот вопрос, важно иметь четкие ценностные установки, поскольку именно они могут и должны рассматриваться в качестве главных критериев при выборе целей. О том, как прояснить свои ценностные установки, мы говорили в предыдущем разделе. 1 После прояснения своих желаний на втором этапе процесса постановки целей проводится ситуационный анализ, т. е. анализ ситуации по отношению к каждой желаемой цели. Ответив на вопрос: «Куда я хочу?», необходимо поставить следующий вопрос: «Где я сейчас нахожусь и чем располагаю для прохождения намеченного пути?». Речь идет об анализе собственных возможностей (что я могу?). Для этого надо оценить свои сильные и слабые стороны с точки зрения имеющихся профессиональных знаний и опыта, личных качеств, интеллектуальных и прочих способностей, наличия необходимых навыков, финансовых возможностей и т.д. Путем анализа своих сильных и слабых сторон можно определить, каков личный потенциал имеется для достижения поставленных целей, какие сильные стороны необходимо развивать и укреплять и от каких слабых сторон следует избавляться. Но и это еще не все. Анализ собственных сильных и слабых сторон должен дополняться анализом внешних ограничений, потому что часто даже наличия собственных потенциальных возможностей недостаточно для успешного достижения целей: различные внешние воздействия (изменение экономической ситуации, появление новых конкурентов и т.п.) могут создавать серьезные угрозы нашим замыслам. После проведения ситуационного анализа приступают к третьему этапу - формулировке практических целей для последующей стадии планирования. На этом этапе следует ответить на вопрос: «К чему я конкретно должен приступить?». Формулирование практических целей является сложным процессом, в котором можно избежать ошибок, если руководствоваться следующими принципами и ясность цели. По этому поводу говорят: «К цели ведут только ясные цели». Часто мы даже не задумываемся о необходимости четкой формулировки наших целей и ограничиваемся лишь общими рассуждениями. Определенные таким образом цели никого не мобилизуют, служат всего лишь красивыми лозунгами. Вспомним хотя бы такой лозунг из нашего недавнего прошлого: «Наша цель - коммунизм!». Возможно, потому мы не построили коммунистическое общество, что слабо представляли себе пути к нему. Не помогло и уточнение, сделанное В.И. Лениным: «Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Несмотря на установление Советской власти и успешную реализацию известного плана ГОЭЛРО, советские люди так и не узнали, что такое коммунизм. 2. Конкретность цели. Требование конкретности предполагает, что формулировка цели должна обязательно включать количественные показатели. Словесная характеристика цели - только первая стадия ее выражения. Если мы хотим в каждый момент времени знать, насколько продвинулись в достижении цели, то должны обязательно оценивать ее количественно. В ходе реализации данного принципа мы часто сталкиваемся со сложностями, например, испытываем затруднения в том, какие показатели выбрать в качестве критериев достижения цели. Однако уже сам процесс поиска конкретных показателей и их выбор дает многое не только в плане уточнения целей, но и в плане возможностей их реализации. 3. Ориентация целей во времени. Этот принцип означает, что цель должна иметь также и временные критерии, т. е. при ее формулировке следует точно определять время, в течение которого она должна быть достигнута. При определении временного масштаба цели следует помнить, что чем она ближе, тем больше мобилизует. Тому, кто хочет достичь поставленной цели в течение года, кажется, что у него еще много времени. Поэтому он постоянно откладывает начало выполнения работы, тем более что всегда найдется что-либо более срочное. Результат известен: при наступлении установленного срока обнаруживается, что времени не хватает, и человек попадает в цейтнот. Сказанное вовсе не означает, что следует совсем отказаться от долгосрочных целей. Долгосрочные цели лучше представлять в виде набора промежуточных и по ним осуществлять контроль. Только в этом случае можно располагать временем для корректировки работы в случае обнаружения каких-либо отклонений. 4. Конкретизация целей в мероприятиях. Чтобы цели не «повисли» в воздухе, нужны конкретные мероприятия, направленные на их достижение. Существует множество методических приемов, позволяющих конкретизировать цели в мероприятиях. Одним из наиболее простых и удобных приемов является построение дерева целей. Данная методика основывается на принципе их иерархичности. Действительно, наши цели имеют иерархическую структуру: прежде всего существует так называемая высшая цель и определенные промежуточные (частные), отражающие пути движения К главной. Построение дерева целей всегда начинается с выяснения высшей цели. Для того чтобы перейти к следующему уровню, необходимо задать себе вопрос: «Что я должен делать, чтобы достичь цели?». Действия и мероприятия, которые служат ответом на данный вопрос, и представляют собой частные цели второго уровня. Далее аналогичный вопрос задается по отношению к каждой цели второго уровня, и процедура осуществляется до тех пор, пока не становится совершенно ясно, с чего следует начинать, чтобы достичь высшей цели. Дерево целей является удобным и наглядным инструментом их конкретизации. Осуществляя мероприятия, находящиеся на нижнем уровне дерева целей, мы постепенно поднимаемся в направлении достижения высшей цели, в каждый момент времени, оценивая как пройденный путь, так и расстояние, отделяющее нас от нее. Мы рассмотрели кратко алгоритм постановки целей, являющийся первым этапом процесса управления собственным временем. Следующей функцией этого процесса является планирование времени.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |