КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бюджетный процесс: понятие, принципы. Бюджетный год и бюджетный период
Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения бюджетной отчетности. Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс представляет собой ряд стадий, последовательно сменяющих друг друга: - составление проекта бюджета; - рассмотрение и утверждение проекта бюджета; - исполнение бюджета; - составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех лет и этот срок называется бюджетным циклом. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. Проекты региональных и местных бюджетов, а также проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются на один годи либо на три года (очередной финансовый год и плановый период. Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря (финансовый или бюджетный год). Финансовый (бюджетный) год подразделяется на: текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом; отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году. Кроме того, выделяется плановый период, под которым понимаются два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются государственные средства в зависимости от задач, решаемых государством в данные период. В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы. Под принципами бюджетного процесса понимаются основополагающие требования, предъявляемые к осуществлению деятельности уполномоченных субъектов, развивающейся в рамках бюджетных отношений процессуального характера и направленной на своевременное и качественное осуществление стадий бюджетного процесса. Принципы, положенные в основу бюджетного процесса, следует объединить в три группы: 1) общеправовые принципы бюджетного процесса; 2) принципы бюджетного процесса, вытекающие из принципов, свойственных бюджетной системе государства в целом; 3) принципы, отражающие сущность бюджетного процесса как специфической сферы формирования и развития бюджетных правоотношений. Общеправовые принципы бюджетного процесса представляют собой требования общего характера к деятельности уполномоченных субъектов в рамках бюджетного процесса, правовые границы бюджетных процессуальных правоотношений. Такие требования предъявляются не только к бюджетным процессуальным правоотношениям, но и к правовым отношениям вообще. Указанными требованиями являются, например: законность, подконтрольность, разграничение компетенции органов власти в бюджетном процессе. На бюджетный процесс как непосредственную сферу формирования и развития бюджетных правоотношений процессуального характера распространяются и принципы бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренные ст. 28 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетная система является наиболее общим понятием, отражающим сферу возникновения и функционирования любых бюджетных правоотношений. Среди принципов бюджетной системы Российской Федерации, наиболее тесно связанных с деятельностью уполномоченных субъектов в рамках бюджетного процесса, следует отметить: единство бюджетной системы России; самостоятельность бюджетов; сбалансированность бюджета; полноту отражения доходов, расходов бюджетов, источников финансирования бюджетов; результативность и эффективность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; прозрачность (открытость); адресность и целевой характер бюджетных средств; подведомственность расходов бюджетов; достоверность бюджета; единство кассы. К основным принципам бюджетного процесса третьей группы, отражающим его сущность как специфической сферы функционирования бюджетных правоотношений, относятся, на наш взгляд, следующие: принцип периодичности; организационное единство бюджетного процесса; принцип учета специальных бюджетных показателей, установленных бюджетной классификацией Российской Федерации; принцип подчинения определенным срокам. Следует констатировать, что законодательство Российской Федерации не содержит прямых указаний относительно принципов бюджетного процесса. Приведенные выше требования, предъявляемые к бюджетному процессу, в одних случаях являются нормативно закрепленными принципами, предлагаемыми законодателем под видом, например, "принципов бюджетной системы Российской Федерации" (ст. 28 БК РФ), "принципов предоставления межбюджетных трансфертов" (ст. 7 БК РФ), "принципов назначения бюджетной классификации" (ст. 18 БК РФ), "принципов отражения расходов" (п. 4 ст. 21 БК РФ) и т.д., в других случаях - принципами бюджетного процесса, выделяемыми в качестве таковых в результате логического анализа нормативной базы бюджетного процесса и логического анализа его сущности как бюджетно-правового явления[3].
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |