Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСВЕННОГО БЮДЖЕТА

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Количество часов 2

ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ


История финансов свидетельствует, что бюджет не является институ­том, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое вре­мя государство не имело бюджета. «Бюджет появляется не тогда, ког­да государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плано­вое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период» (Пушкарев В.М. «История экономической мысли»).

В переводе с английского бюджет означает мешок. Когда палата об­щин в Англии в XVI-XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) от­крывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим за­конопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля перенесено на сам документ. С конца VII века бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства.

В современном мире основу системы государственного регулирования социально-эко­номических процессов составляют отношения по поводу пере­распределения доходов. При этом объективно существующая не­обходимость удовлетворения растущих потребностей в обществен­ных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регули­рования, с другой, приводят к тому, что существенная перераспре­делительная нагрузка в обществе ложится на бюджет. Наличие бюд­жетной сферы стоимостного перераспределения обусловлено потребностями развития производства и социальной сферы.

С помощью бюджета создаются условия для реали­зации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, решения структурных проблем, поддержания обороноспособности, выполне­ния иных государственных функций. Соответственно, и нормаль­ное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без нали­чия эффективной системы управления бюджетным процессом.

Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связа­на с тем, что данный термин используется для обозначения различ­ных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность особой сферы финансовых отношений, обусловленной существова­нием основного централизованного денежного фонда страны. Другое связано с формой практическо­го использования бюджетных отношений, с законодательным офор­млением соответствующего финансового документа, а потому от­носится к надстроечным отношениям.

Бюджетные отношения возникают между государством и други­ми субъектами воспроизводства (юридическими и физическими ли­цами) в процессе мобилизации и использования денежных средств, которые необходимы для выполнения подавляющей части государ­ственных функций — экономических, социальных, управленческих, внешнеполитических. Поэтому качественная определенность бюд­жетных отношений характеризуется сферой стоимост­ного перераспределения, выполняющей специфическое обществен­ное назначение — удовлетворение наиболее важных общественных потребностей. Их внутреннюю количественную определенность вы­ражает бюджетный фонд. Он выступает как форма материализации и проявления общественного характера бюджетных отношений, как фор­ма выражения их денежной природы. Совокупность денежных отноше­ний государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизо­ванного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда, а также экономическое содержание бюджетных отношений.

Бюджет как экономическая категория выражает систему денежных отношений между государством и другими субъекта­ми воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости об­щественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Бюджет является важным рычагом воздействия на ход обществен­ного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения пра­вительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), а тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налого­обложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расхо­дов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и норма­лизовать хозяйственную конъюнктуру.

Внешняя форма существования бюджетных отношений находит свое проявление в обособлении у органов власти и местного самоуп­равления части стоимости созданного общественного продукта. При этом системати­ческое использование государством различных форм и методов дви­жения средств бюджетного фонда, потребность в конкретизации его объемов и структуры порождают объективную необходимость нали­чия в обществе соответствующего финансового документа, в кото­ром отражаются перераспределяемые через бюджет денежные ресур­сы.

Бюджет — это план государственного хозяйства на предстоящий период. Разграничение функций между законодательной и исполни­тельной властью придало бюджету характер политического документа. Это план управления на будущий период, программа управления, пред­ложенная исполнительной властью на одобрение парламента.

В России порядок составления государственной росписи, или «сме­ты доходов и расходов», ведет свое начало с 1863 г. Роспись относится к бюджету как часть к общему. Роспись есть только приложение бюд­жетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а рос­пись представляет собою финансовый план на данный период.

Бюджет — план, но не основной финансовый план государства, ка­ковым его считают многие экономисты. Основной финансовый план государства — сводный финансовый баланс, который отражает всю со­вокупность финансовых ресурсов, мобилизуемых в стране, а также на­правления их расходования. Бюджетные же ресурсы находят отраже­ние в сводном финансовом балансе как его часть, централизуемая органами власти.

Как специфический финансовый план бюджет пред­ставляет собой юридически оформленный документ, в котором в коли­чественном выражении отражается процесс получения и распределе­ния государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

Важное значение бюджета в макроэкономическом регулировании объектив­но предопределено. Поскольку возникновение бюджетных отноше­ний и изменения в них происходят вследствие развития экономики, она является предпосылкой и одновременно объектом их воздействия. Необходимые для воспроизводства ресурсы ограничены по величи­не, да и не все они могут быть предоставлены рынком. Однако требования нормального социально-экономического развития общества предполагают посто­янное возобновление процесса производства материальных благ и максимальное удовлетворение всего комплекса имеющихся в обще­стве потребностей.

В перераспределении стоимости между сферами общественной деятельности, территориями, отдельными группами граждан имен­но для удовлетворения таких общественно необходимых потребностей, которые иным путем не могут быть реализованы, и за­ключается основная регулирующая роль бюджета. Данная эконо­мическая категория объединяет в себе формы отношений между участ­никами общественной системы, позволяющие централизованно ре­гулировать социально-экономическое развитие.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Межбюджетные трансферты | Признаки государственного бюджета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.