Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции бюджета

 

Сущность бюджета, как и любой другой экономической катего­рии, проявляется в его функциях. Общественное предназначение бюд­жетных отношений заключается:

• в образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается кон­центрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);

• использовании средств основного общегосударственного денеж­ного фонда (данная функция реализуется в процессе целевого расходования бюджетных средств);

• осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, а на этой основе — за динамикой экономического развития и ходом социально-экономических процессов в целом.

Бюджетное воздействие оказывается посредством особых эко­номических форм, отражающих отдельные этапы бюджетного пе­рераспределения стоимости. Ими выступают объективные по своей сути, предопределенные внутренней структурой бюджета его доходы и расходы.

Доходы бюджета отражают экономические отношения, возни­кающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета пред­ставляют экономические отношения, которые возникают между го­сударством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и граж­данами, с другой, в процессе распределения и использования по различ­ным направлениям средств бюджетного фонда. Оказывая воздействие на формирование стоимостных пропорций в целях удовлетворения общегосударственных потребностей, названные экономические ка­тегории различны по своим функциональным характеристикам. В этом находит отражение специфика их общественного назначения. С помощью доходов осуществляется процесс формирования бюджет­ных ресурсов, тогда как расходы опосредствуют процесс их исполь­зования. Изъятие части стоимости в бюджет ведет к уменьшению материальных возможностей субъектов хозяйствования и населения для удовлетворения своих потребностей. Бюджетные расходы, на­против, на базе общегосударственных ресурсов увеличивают эти воз­можности, а в отдельных случаях даже полностью удовлетворяют некоторые из них.

Обе рассматриваемые формы механизма бюджетного воздействия связаны как между собой, так и с экономикой в целом, что проявля­ется в их тесном взаимовлиянии друг на друга. Объем расходов бюд­жета, в конечном счете, ограничен рамками поступающих бюджет­ных доходов, в свою очередь, зависящих от количественных показа­телей развития экономики. С другой стороны, через бюджетные рас­ходы оказывается обратное воздействие на экономические возмож­ности производства на базе содействия росту его эффективности и ускорению научно-технического прогресса, что, конечно, влияет на объемы доходов самого основного централизованного фонда денеж­ных средств.

Одну и ту же сумму денег можно изъять в бюджет и использовать с большим или меньшим результатом для развития производитель­ных сил, содействуя тем самым их прогрессу либо задерживая темпы их развития. Поэтому доходы бюджета формируют не только мате­риальную основу существования самого государства, базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложен­ных на государство функций. Они выступают средством перераспре­деления денежных ресурсов в масштабах общества в пользу тех или иных групп населения, отраслей и территорий, являются одним из важнейших элементов системы финансового и, в целом, государственного регулирования хода воспроизводства, которое стимулирует либо дестимулирует течение тех или иных социально-экономических процес­сов.

Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление через воздействие на уровень доходности социальных групп и видов деятельности. Кроме того, взимание бюджетных доходов позволяет оказывать определен­ное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способ­ны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпус­каемой продукции и техническое оснащение производства, на рав­новесие цен и состояние их эластичности, на отраслевое и террито­риальное размещение инвестиций. В результате они обеспечивают возможность смягчения циклических колебаний в экономическом развитии, регулирования стоимостных макроэкономических пропор­ций, корректировки темпов социально-экономического развития.

Регулирующие возможности бюджетных доходов, однако, име­ют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению со­вокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует па­дению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, умень­шению реально произведенного ВНП, а впоследствии — и по­тенциальных доходов самого государства. Установление же низко­го уровня изъятия одномоментно сокращает бюджетные доходы, сужая тем самым масштабы возможного государственного регули­рования. Поэтому в обществе всегда стоит проблема определения разумных границ бюджетного перераспределения применительно к конкретным условиям.

Посредством другой формы функционирования бюджета — бюд­жетных расходов— образуются доходы нетрудоспособных, и оказы­вается поддержка другим социально незащищенным гражданам. Само же воздействие на величину указанных выплат регулирует меру потребления данных групп населения в соответствии с экономичес­кими возможностями общества. Приоритетное финансирование научных исследований, развитие прогрессивных отраслей, оптимизация структуры материального производства, сглаживание региональных диспропорций — в этом также находит свое проявление регулирующая роль расходов бюджета. Помимо этого, они являются еще и основой существования рыночной инфраструктуры общего назначения в итоге бюджетного воздействия в целом становится возможным процесс регулирования финансовой базы самого государства и денежных ре­сурсов, оставляемых в распоряжении других субъектов воспроизвод­ства, процесс корректировки объемов фондов потребления и накоп­ления, а также влияние на формирование и использование средств фонда возмещения.

На социально-экономические процессы оказывают влияние кон­кретные формы, принципы и методы мобилизации и расходования бюджетных средств. Их регулирующие возможности определяются, с одной стороны, соответствием отдельных элементов системы бюд­жетного воздействия условиям хозяйствования, реальным экономи­ческим отношениям и сущности бюджета, а с другой — зависимос­тью этих элементов от проводимой в данный момент государствен­ной политики.

Целенаправленное функционирование бюджета как экономиче­ской категории организует государство на базе разработки и проведе­ния соответствующих мероприятий, являющихся частью его финан­совой политики. Содержанием ее бюд­жетной компоненты является выработка основных направлений ис­пользования бюджетных отношений, исходя из необходимости ре­шения задач, стоящих перед обществом на данном этапе его разви­тия.

Таким образом, политика в области бюджета относится к числу наиболее важных инструментов, государственного регулирования социально-экономическими процессами, а бюджет является важней­шим элементом системы финансового регулирования экономики и социальной сферы. Его устойчивость служит главным и опреде­ляющим среди критериев равновесного и пропорционального раз­вития. Размеры и порядок образования основного централизован­ного фонда в совокупности с направлениями и методами использо­вания этих средств обеспечивают материальную базу существования государства, создают условия для выполнения органами власти уп­равленческих функций и самым непосредственным образом влияют на достижение целей системы государственного регулирования.

Накопление средств в любых фондах и их расходование должно
регулироваться как по объему, так и по времени. Именно в ходе регу­лирования бюджетного фонда, который также не образуется и не ис­пользуется автоматически, создаются условия для решения наиболее важных задач государственного воздействия на экономику, выбира­ются конкретные способы регулирования. Кроме того, сложная внут­ренняя структура бюджетных отношений, объективно необходимое
разнообразие конкретных форм их проявления, воздействие на многочисленные интересы субъектов воспроизводства, несовпадение между желаемыми и реальными результатами действия бюджетных регуляторов, в свою очередь, предопределяют обязательное наличие peгyлирующего воздействия на рассматриваемую совокупность денежных отношений. Необходимость обеспечения согласованного функционирования всех элементов системы бюджетного воздействия и важность своевременного решения имеющихся общественных проблем приводят к тому, что количественные и качественные параметры бюджетного фонда нуждаются в управлении, а сам бюджет выступает в качестве объекта государственного воздействия.

Составление и контроль над исполнением бюджета как финансо­вого документа государства находится в сфере исключительной ком­петенции органов управления. Соответственно, в данном кон­тексте бюджетными могут быть названы процессуальные отношения, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении и испол­нении бюджета как основного финансового плана государства.

Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его ис­пользование в качестве инструмента распределения и контроля воз­можно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.

Бюджетный механизм используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоем­ких производств, прогрессивных научно-технических перемен в наци­ональном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Использование бюджетного механизма для регулирования эконо­мики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличива­ются и могут быть использованы по любому направлению. Маневри­рование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджет­ный механизм является активным инструментом реализации бюджет­ной политики государства. Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и направ­ления использования бюджетного фонда страны.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они ма­териализуются в бюджетном фонде страны, имеющем сложную орга­низационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяй­ствования на предприятиях, в учреждениях, организациях; масштабов намечаемых структурных сдвигов в пропорциях народного хозяйства и т. п. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функциониру­ющие в специфических формах.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Признаки государственного бюджета | Рассеяние света однородных и неоднородных средах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.