КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды доходов бюджета
В соответствии с БК РФ выделяются следующие виды доходов бюджетов всех уровней: налоговые и неналоговые, безвозмездные перечисления, что подтверждается и бюджетной классификацией, в соответствии с которой бюджеты всех уровней могут наполняться за счет следующих поступлений: ■ налоговых и неналоговых доходов; ■ безвозмездных перечислений; ■ доходов целевых бюджетных фондов; ■ доходов от предпринимательской и иной приносящей доход При этом налоги являются бюджетообразующими доходами консолидированного бюджета Российской Федерации и федерального бюджета, их доля в доходной части бюджетов данного уровня стабильно превышает 90%. Действующее нормативное поле позволяет внести некоторые добавления в представленную классификацию доходов. Системное представление структуры доходов бюджетов всех уровней БС РФ отражено в табл. 1. Таблица 1. Классификация доходов бюджетов всех уровней БС РФ
Представим развернутую характеристику видов доходов бюджета. К налоговым доходам относятся: ■ предусмотренные налоговым законодательством Российской ■ пени и штрафы. Состав налоговых доходов. 1. Налоги на прибыль: ■ налог на прибыль организаций; ■ налог на доходы физических лиц; ■ единый социальный налог. 2.Налоги на товары и услуги (НДС, акцизы); лицензионные и регистрационные сборы. 3.Налоги на совокупный доход: единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. 4.Налоги на имущество: ■ налог на имущество физических лиц; ■ налог на имущество предприятий; ■ налог па операции с ценными бумагами. 5. Платежи за пользование природными ресурсами: ■ платежи за пользование недрами; ■ платежи за пользование континентальным шельфом Российской Федерации; ■ налог на добычу полезных ископаемых; ■ платежи за пользование лесным фондом; ■ плата за пользование водными объектами; ■ земельный налог и др. 6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. Роль налогов в современной экономической системе велика. Налоги не только являются основой доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации и федерального бюджета, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство оказывает влияние на распределение национального дохода и (или) ВВП. Сегодня в России роль налогообложения как инструмента экономической политики существенно возросла, что связано как с развитием негосударственного сектора экономики, так и с сокращением сферы ее прямого и директивного государственного регулирования. В российской налоговой системе существуют три вида налогов и сборов: 1)федеральные налоги и сборы; 2)налоги и сборы субъектов Российской Федерации; 3)местные налоги и сборы (НК РФ). Однако статус налога не означает, что данный вид налога полностью аккумулируется на соответствующем уровне бюджетной системы — большая часть налоговых поступлений перераспределяется но уровням бюджетной системы (регулирующие налоги). Кроме того, федеральными законами распределяются доходы oт некоторых региональных и местных налогов и сборов между бюджетами различных уровней. Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований (ст. 8 НК РФ). Безвозмездность налога означает, что его уплата не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны государственных налоговых органов. В то же время безвозмездность налоговых платежей относительна, поскольку полученные с их помощью доходы используются государством для осуществления расходов, т.е. предоставления налогоплательщикам — юридическим и физическим лицам общественных благ. Однако для конкретных плательщиков выгоды, получаемые от государственных расходов, могут быть недостаточной компенсацией их налоговых платежей. Поэтому налоги связаны с государственным принуждением, т.е. применением санкций в случае неполной или несвоевременной их уплаты. В российском налоговом законодательстве различаются такие понятия, как «налог» и «сбор». Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юридических действий (ст. 8 НК РФ). Особенностью сборов является то, что они носят целевой характер и служат для формирования целевых денежных фондов. Поэтому сборы также называются маркированными, или целевыми обязательными, отчислениями. Налоги, напротив, не являются целевыми категориями и поступают в централизованный бюджетный фонд. В развитых странах от 30 до 50% ВВП перераспределяется в форме налоговых и других обязательных отчислений (в частности, взносов на социальное страхование), что свидетельствует о высоком уровне государственного регулирования экономики. В России доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет составляет около 25% ВВП. Больше половины от этой величины образуют налоговые доходы федерального бюджета. Неналоговые доходы, равно как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Виды неналоговых доходов определяются БК РФ, в соответствии с которым к неналоговым доходам относятся: ■ доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; ■ доходы от продажи материальных и нематериальных активов ■ доходы от платных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными органами, бюджетными организациями и компенсации затрат государства; ■ доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы; ■ административные платежи и сборы; ■ другие виды неналоговых доходов. К безвозмездным поступлениям относятся: ■ безвозмездные поступления из других бюджетов БС РФ; ■ безвозмездные поступления от нерезидентов; ■ безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; ■ безвозмездные поступления от негосударственных организаций; ■ безвозмездные поступления от наднациональных организаций; ■ прочие безвозмездные поступления. В доходах бюджетов учитываются: ■ безвозмездные перечисления от физических и юридических ■ операции но взаимным расчетам между бюджетами разного Собственные доходы бюджетов — те, что закреплены за бюджетом определенного уровня и исключают финансовую помощь бюджетов другого уровня. Собственными доходами бюджетов признаются виды налогов, а также неналоговые доходы, отнесенные к таковым НК РФ. В доходы федерального бюджета зачисляются: ■ собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме тех, что передаются в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней; ■ полностью неналоговые доходы; ■ доходы субъектов Российской Федерации, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования централизованных мероприятий. Регулирующими налогами признаются те федеральные, региональные или местные налоги, по которым в соответствии с действующим законом о федеральном бюджете устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты разных уровней на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года). Регулирующие налоги являются важным инструментом межбюджетного регулирования на их долю приходится значительный объем средств, передаваемых на региональный и местный уровень. Решение о том, какие налоги разрешить собирать каждому уровню, должно основываться на принципах экономической эффективности, возможности их должного администрирования и справедливого распределения налогового бремени. Как правило, вышестоящие уровни наделяются более широкими полномочиями но сбору налогов, так что налогооблагаемые базы следует закреплять за самым низким уровнем, способным к их администрированию.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |