Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурная формула эмоционального явления




Особенностями ситуации.

Определение

Темы по третьему модулю.

1. Проблема универсалий и спор реалистов и номиналистов.

2. Проблема человека в философии средневековья, Возрождения и Просвещения.

3. Проблема соотношения веры и разума в философии средневековья.

4. Индуктивный метод Ф. Бэкона и дедуктивный метод Р. Декарта.

5. Философские и социально-политические взгляды Дж. Локка.

6. Теория общественного договора Т. Гоббса и общественно-правовой идеал Просвещения.

7. Труд Н. Коперника «Об вращении небесных сфер» и развитие философии и науки.

8. Пантеизм Дж. Бруно.

9. Характеристика эмпиризма и рационализма, их значение в развитии философии и науки.

 

10. Утопический социализм в произведениях Т. Мора и Т. Кампа-неллы.

11. Французские материалисты Гольбах, Гельвеций, Ламетри о мире, человеке и познании.

12. Философские взгляды и просветительская деятельность Д. Дидро.

 

Эмоции (пер. лат.- потрясаю, волную)– психические процессы, отражающие отношение субъекта к объектам внешней реальности в непосредственной форме переживаний. Они отражаютличную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека, субъективное отношение человека к самому себе и окружающему миру. Эмоции – это кратковременное переживание субъективного отношения к объекту, предопределенное потребностно -мотивационной установкой и актуализированное непосредственным взаимодействием субъекта с данным объектом или его образом (по Никандрову В.В. с.442)

С.Л.Рубинштейн считал, что эмоции – субъективная форма существования потребностей. Они сигнализируют о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность. Эмоции не тождественны мотивам, а представляют собой только итоговую форму их существования. Эмоции также содержат оценку ситуации и сигнализируют о том, насколько ситуация благоприятна для удовлетворения потребностей.

Таким образом, прослеживается двойная обусловленность эмоций:

* потребностями (мотивацией);

Приоритет постановки вопроса об измерении эмоций принадлежит Вильгельму Вундту. Каждое ощущение помимо объективного факта содержит и субъективное его измерение. Описывая эмоции можно расположить их по определенным координатным осям в соответствии с их свойствами:

1.удовольствие-неудовольствие

(описывает значение воздействия для жизнедеятельности),

2. возбуждение- успокоение (описывает реакцию активации организма),

3. напряжение- разрядка (описывает факт неожиданности воздействия).

Любая эмоция имеет два компонента:

1 компонент – отражение объекта эмоции. Осуществляется средствами всех познавательных процессов. Беспредметных эмоций нет. Эта иллюзия возникает, когда объект не осознается. В связи с наличием этого компонента выделяют

- чувственный тон ощущений,

- чувственный тон образов восприятий,

- чувственный тон образов представлений,

- интеллектуальные эмоции, обслуживающие мыслительную деятельность.

- высший уровень – нравственные переживания, отражающие нормы морали.

 

2 компонент – отображение состояния субъекта- носителя психики.

- Исходный уровень субъекта – носителя психики – индивид (телесно-соматический носитель).

- Производный и наиболее интегрированный из производных – субъект деятельности.

- Высший уровень – личность.

В связи со 2 компонентом выделяют

- простейшие эмоции (радость, гнев, страх-печаль – ортодоксальные бихевиористы считают их врожденными),

- интеллектуальные и эстетические эмоции, переживания успеха-неуспеха, характерные для субъекта деятельности.

- Нравственные переживания и чувства, характерные для личности.

Оба компонента могут быть представлены с разной степенью выраженности – в связи с этим выделяют эмоции объектноцентрированные и субъектноцентрированные.

С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.