Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные компоненты эмоционального реагирования




Аспекты эмоций. Выделяют четыре основных аспекта анализа эмоций:

1. Физиологические механизмы эмоций.

2. Эмоциональная экспрессия (выражение эмоций в мимике и пантомимике)

3. Ситуационный контекст тех или иных переживаний.

4.Качественная специфика переживаний (внутренний план эмоций)

Внутренние переживания субъективны и единственный способ ознакомиться сними – спросить у субъекта, что он испытывает. Эмоциональные переживания скорее передаются средствами искусства, живописи, поэзии, а не в словах.

Поведение легче фиксируется. Его можно наблюдать и описывать как объективный факт. Но и этот показатель не особенно надежен. Слезы на глазах человека могут быть и от радости, и от огорчения, и от негодования. Выражение многих эмоций носит универсальный характер. Например, оскал является универсальным проявлением гнева во многих культурах. Чарльз Дарвин полагал, что универсальность проявления эмоций имеет приспособительное значение для выживания. Люди разных культур сходным образом идентифицируют ряд эмоций - гнев, радость, страх, печаль, отвращение, удивление. Указанные эмоции в определенном смысле можно считать базовыми, универсальными.

Физиологическую активацию можно измерять объективно при помощи полиграфа. Однако наши приборы еще не слишком совершенны, чтобы выявить значения тонких изменений в различных проявлениях активации, например, таких как, потоотделение или учащенный ритм сердца. Одни и те же проявления активации часто бывают симптомами совершенно разных чувств. Именно в этом состоит одна из причин по которой «детектор лжи» следует использовать с большой осторожностью.

 

Основные формы эмоциональных явлений (см. рис.1)

 

 

Рис. 1 Основные формы эмоциональных явлений.

Собственно эмоции. Отражают события в форме обобщенной субъективной оценки. Они могут быть реакцией не только на свершившееся событие, но и на вероятные или вспоминаемые. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение определенного времени всю психическую деятельность и поведение человека.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Это бурное, кратковременное эмоциональное состояние, сопровождается сужением сознания и последующей амнезией (полной или частичной). Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть - господствующее стойкое всеохватывающее переживание. Оно выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель.Это вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

Стресс (критические состояния) – представляет собой форму эмоционального переживания, возникающую в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно – психических сил. Ганс Селье описывал три стадии:

· реакция тревоги (мобилизация защитных сил организма);

· стадия сопротивления (адаптация к стрессору);

· стадия истощения.

Чувства возникают как обобщение эмоций и отражают устойчивые отношения к предметам и явлениям действительности. Чувства - это внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни. Чувства отражают значимые отношения, они более устойчивые, чем эмоции. Они выделяют объекты, имеющие постоянную мотивационную значимость, описывают нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Функции эмоций.

Задачу изучения функционального значения эмоций отчетливо поставил Э.Клапаред.

1. Функция оценки. Эмоции оценивают значимость ситуации для достижения целей и удовлетворения потребностей. Эмоциональная оценка быстра и, нарушая равнозначность ориентиров, помогает выбирать «жизненно важные цели». Объектами эмоциональной оценки выступают различные факторы внешней и внутренней среды: натуральные (безусловные), к которым организм особенно чувствителен, условные раздражители, ставшие сигналами важных событий, сопоставительные (коллативные) факторы, ставшие эмоциогенными посредством соответствия или противоречия полученным знаниям. Эмоциональной оценке подвергаются различные стороны воздействия: модальность, интенсивность, пространственно-временные характеристики, параметры движения, внезапности, появления, повторения.. В качестве критериев оценки выступают: гедонистические, критерии достижения и др.

2. Функция побуждения. Эмоции включают в себя стремление, влечение к продолжению эффективного или прекращению неэффективного действия. Однако, эмоции участвуют в организации не только целенаправленного поведения. Неопредмеченной потребности соответствует диффузное тягостное эмоциональное переживание, общее беспокойство. Оно побуждает субъекта к обследованию разнообразных объектов, перемещению по среде обитания, до тех пор, пока не произойдет опредмечивания потребности.

3.Функция активации нервных центров и всего организма. Открытие эмоциональной активации принадлежит Кеннону(1915). Благодаря работе неспецифических структур ствола мозга осуществляется энергетическая мобилизация организма.. Она может колебаться от коматозного состояния и глубокого сна до предельного напряжения в состоянии экстаза. Активация нервной системы и, прежде всего ее вегетативного отдела, приводит к многочисленным изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом. Характер этих изменений показывает, что эмоциональное состояние вызывает либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо его демобилизацию, настройку на внутренние процессы и накопление энергии. В ряде исследований абсолютизация данной функции эмоций привела к тому, что понятие эмоции стало заменяться на понятие активации и возбуждения.

4. Функция компенсации. Эмоция активизирует поисковое поведение, а в сложных ситуациях включает «аварийное реагирование». В критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, неожиданно сложившихся ситуаций. Развивается особый вид эмоциональных процессов – так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определенные закрепившиеся в эволюции способы «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п. Данная функция свойственна и другим ситуативным эмоциям. Возмущение, гордость, обида, ревность также способны «навязать» человеку определенные поступки, причем даже когда они для него нежелательны. Одни и те же стереотипные действия не могут быть одинаково пригодными для всех ситуаций, поэтому аффективные реакции оправдывают себя лишь типичных условиях. Именно этим объясняется часто наблюдаемая бессмысленность или даже вредность действий, управляемых аффектом.

5. Функция организации – дезорганизации деятельности. Эта функция предполагает одновременно и дезорганизацию другой деятельности. Эмоция организует новую деятельность и отвлекает человека от предшествующей. Многие авторы выделяли функцию дезорганизации, что является проявлением одностороннего подхода. Даже аффект, дезорганизующий деятельность человека, при определенных условиях оказывается полезным, так как способствует проявлению силы и выносливости.

6 Функция подкрепления (закрепления – следообразования -подкрепления) указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида. Особенно ярко, следообразующая функция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний. В основе эмоциональной памяти лежат сильные,или повторяющиеся, или субъективно значимые переживания.

7. Функция предвосхищения и эвристическая. В актуализации закрепленного опыта эмоции также играют значительную роль. Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает поиск правильного разрешения ситуации, выделяют эвристическую функцию.

8.Функция синтеза. В Вундт выявил ведущую роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Эмоциональный тон ощущений, воспринимаемый одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общее равнодействующее переживание, соответственно организуя в восприятие и сами эти ощущения. Только в силу такого слияния чувств человек воспринимает не набор звуков или пятен, а пейзаж или мелодию, не множество интероцептивных ощущений, а свое тело. Эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающего возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия действующих раздражителей.

Примером более сложных когнитивных образований служат так называемые аффективные комплексы. Совокупность образов прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в памяти прочный комплекс, актуализация одного из элементов которого влечет. Даже против воли субъекта, немедленное введение в сознание других его элементов.

9. Экспрессивная функция эмоций. С повышением роли общения у высших животных выразительные движения становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого происходит обмен информацией, как о своем состоянии, так и о том, что происходит в среде. В процессе эволюции грубые врожденные формы выражения стали дополняться более тонкими конвенциональными нормами, усваиваемыми в онтогенезе, эмоциональная экспрессия осталась одним из главных факторов, обеспечивающих так называемую невербальную коммуникацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.