КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эксперименты Спайсмана
В эксперименте Спайсмана и его коллег было показано, что отрицательные эмоциональные реакции наблюдаются чаще всего из-за неприятной информации и из-за недостаточной информации. Положительные эмоции возникали при получении достаточной информации, особенно если она была ожидаемой. Четырем группам испытуемых показывали фильм, о тот как в каком-то австралийском племени осуществляют обряд инициации подростков. Операция состояла в том, что острым камнем надрезали поверхность пениса по всей его длине, а подростка в это время крепко держали четыре взрослых человека. Все четыре показа осуществлялись по- разному. 1 группа смотрела картину без звукового сопровождения. 2 группа прослушивала комментарий, произносимый патетическим тоном, где подчеркивали жестокость и травматизм подобной практики. 3 группа получала комментарий, в котором делался упор на обычность сцены и незначительность травмы. 4 группа получала нейтральный комментарий. который объективно описывал детали различных фаз данной практики. По результатам записи сердечного ритма и кожно - гальванической реакции в группах 3 и 4 наблюдалась умеренная реакция, а в группе 2 и 1 – сильная.
· Теория дифференциальных эмоций К. Изарда. Изучал частные эмоции как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс.
Основную мотивационную систему человека образуют 10 базовых эмоций 1. Интерес - возбуждение. 2. Радость. 3.Удивление.
5. Гнев. 6. Отвращение. Эмоции враждебности 7. Презрение. 8.Страх. 9. Стыд. 10. Вина. Базовые эмоции объединяются по две или по три, и это составляет богатство эмоционального мира человека. Эмоции вступают в различные сочетания: из 10 образуется 45 диад и 120 триад). Существует определенное количество базовых эмоций: ортодоксальные бихевиористы выделяют 5 (радость, гнев, печаль, страх и стыд). Томкиннс -8 эмоций. Эмоции – это сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные, чувственно - переживательные аспекты. Эмоция – это система. Базовые эмоции имею определенные признаки: Ø Имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.. Ø Проявляют себя при помощи специфической конфигурации мышечных движений (мимика). Ø Сопровождаются отчетливым переживанием, осознаваемым человеком Ø Возникают в результате эволюционно-биологических процессов. Ø Оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека (служит адаптации). Ø Базовые эмоции имеются не только у человека, но и животных.
· Биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели. · Теория эмоций как ценности Б. Д. Додонов. Автор выделяет следующие виды эмоций в связи с теми переживаниями, которые человек предпочитает испытывать: Ø Альтруистические (помощь людям); Ø Коммуникативные (общение); Ø Романтические (“лунная дорожка”); Ø Эстетические (музыка, искусство); Ø Гностические (процесс познания, открытие истины); Ø Глористические (слава, достижения, победа); Ø Пугнические (наслаждение в битве, в борьбе); Ø Праксические (деятельность); Ø Аккизитивные (накопительные, собирание, коллекционирование); Ø Гедонистические (простые блага - еда, сон и т.д.). Какого рода эмоциям человек отдает предпочтение - такую профессию он и должен выбрать. · Когнитивные теории эмоций. 1. Теория А. Эллиса (АВС), где А - событие, В - мысли по поводу данного события, С - эмоции. В зависимости от того, как человек осмысливает событие, такие эмоции он и будет испытывать. Нужно изменить свои мысли и тогда перестанешь печалиться. 2. Теория когнитивного диссонанса (познавательного несоответствия) - Л.Фестингер. Диссонанс (отрицательные эмоции) возникает, когда индивид обладает одновременно двумя противоречивыми знаниями или суждениями. Консонанс- снятие противоречий – рождает удовлетворение. Далибор Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично-видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а мотивации – только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве "эмоционального процесса", постулируемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений – ощущения, восприятия, мотивации и т.п. Она не является также "промежуточной переменной", связывающей отдельные компоненты поведенческой реакции в целостный акт. Биндра выдвигает собственную концепцию "центрального мотивационного состояния" – комплекса нервных процессов, возникающем в результате действия комбинации побудительных стимулов определенного типа. Развитие "центрального мотивационного состояния" создает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного класса типично-видовых действий. Практическое задание 2.Охарактеризуйте любые три, выбранные Вами эмоции, из нижеприведенного перечня, используя работу Е.П.Ильина «Эмоции и чувства», в третьем столбце таблицы указаны номера страниц работы. Работа имеется в Интернете.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
· Ильин Е.П. Эмоции и чувства · Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. · Психология эмоций. Тексты. / Под ред. Вилюнаса В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. – М, 1984.
1.Определение эмоций. 2 Характеристики эмоций. 3.Функции эмоций 4.Теории эмоций. 5.Классификации эмоций.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |