Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое право




Литература: 1. Финансовое право под ред. Горбуновой О.Н.

2. Финансовое право РФ под ред. Карасевой

3. Крохина Ю.А. Финансовое право

Тема 1. Финансовое право России

1. Финансы, финансовая система и финансовая деятельность как основные категории ФП

2. Предмет, метод, система, источники ФП

3. Нормы ФП

4. Финансовые правоотношения. Понятие и характеристика состава

1. Финансы, финансовая система и финансовая деятельность
как основные категории финансового права

Финансы – это часть денежных отношений, связанная с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Функции финансов: распределительная и контрольная.

Финансовая система – это совокупность финансово-правовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

Элементы финансовой системы:

1. бюджетная система;

2. децентрализованные внебюджетные целевые фонды (фонд НИОКР);

3. фонды страхования;

4. фонды кредитования (фонды государственного и банковского кредитования);

5. финансы хозяйствующих субъектов.

С другой точки зрения финансовая система рассматривается как совокупность органов, осуществляющих финансовую деятельность (учитываются только органы специальной компетенции).

В структуре Министерства финансов РФ выделяют 5 ведомств:

1. ФНС (Федеральная налоговая служба);

2. ФССН (Федеральная служба стразового надзора);

3. ФСФБН (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора);

4. ФСФМ (Федеральная служба по финансовому мониторингу);

5. Федеральное казначейство (федеральная служба).

Кроме того, одним из субъектов финансовой деятельности является ЦБ РФ. Также к субъектам финансовой деятельности относятся бухгалтерии хозяйствующих субъектов.

Финансовая деятельность это осуществление полномочий органами государственной власти и МСУ по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций публичного субъекта.

Публичный субъект государство и муниципальные образования.

Особенности финансовой деятельности:

1. осуществляется на всех уровнях власти государства;

2. она является всеобъемлющей;

3. осуществляется как органами исполнительной, так и законодательной власти.

Принципы финансовой деятельности:

1. принцип федерализма: сочетание интересов субъектов федерации, государства и муниципальных образований;

2. принцип единства финансовой политики и денежной системы;

3. принцип равноправия субъектов РФ;

4. принцип самостоятельной деятельности органов МСУ;

5. социальная направленность финансовой деятельности;

6. принцип разделения функций исполнительной и законодательной власти;

7. принцип участия граждан в финансовой деятельности публичного субъекта;

8. принцип гласности;

9. принцип плановости.

Формы финансовой деятельности – правовая и неправовая.

2. Предмет, метод, система, источники финансового права

Предмет финансового права это общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности.

Методы ФП: основной метод – императивный. Используются также метод рекомендаций (т. е. определение меры свободного поведения) и метод согласования.

Финансовое право – самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих финансовую деятельность публичного субъекта посредством использования императивного метода воздействия.

Система ФП:

1. общая часть состоит из норм, определяющих правовой статус участников финансовых отношений и норм, посвященных финансовому контролю и правилам привлечения к ответственности.

2. особенная часть состоит из норм, регулирующих однородные правоотношения. В финансовом праве выделяют бюджетное и налоговое право.

Источники финансового права:

1. Конституция РФ;

2. Международные соглашения;

3. Федеральные законы, бюджетный кодекс, налоговый кодекс;

4. Указы Президента РФ;

5. Постановления Правительства РФ;

6. Ведомственные нормативные акты.

Аналогичная иерархия источников ФП на уровне субъектов федерации и на местном уровне. Кроме того, большое значение имеет судебная практика.

3. Нормы финансового права

Норма ФП это писаное правило поведения, регулирующее отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности публичного субъекта, выполнение которого обеспечивается мерами государственного принуждения.

Критерии норм финансового права: нормы ФП характеризуются тем, что это:

1. обязывающие нормы;

2. публичные нормы (гарантируют защиту общественных интересов);

3. нестабильные по своей характеристике нормы - очень часто изменяются;

4. нормы материально обоснованы (расчетные нормы);

5. компетенционные нормы (закреплены полномочия государственных органов).

Структура нормы ФП:

 

1. гипотеза – это условия реализации нормы права;

2. диспозиция – это само правило поведения участника финансовой деятельности;

3. санкция – это меры ответственности за неисполнение нормы ФП.

Особенности санкции норм ФП:

1. она всегда носит денежный характер и воздействует через фонды правонарушителя. Основная санкция – штраф;

2. все денежные средства, полученные за наказание правонарушителя, зачисляются в пользу государства;

3. за нарушение нормы финансового права наказать можно одновременно организацию и должностное лицо организации.

Классификация норм ФП:

1. По предмету правового регулирования:

– материальные (само правило поведения);

– процессуальные (процедура реализации установленного правила поведения);

2. По времени действия:

– общие;

– временные;

3. По механизму правового регулирования:

– регулятивные:

A. обязывающие;

B. запрещающие;

C. управомочивающие.

– охранительные.

Функции норм ФП: распределительная; контрольная; стимулирующая.

4. Финансовые правоотношения. Понятие и характеристика состава

Финансовое правоотношение – это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, урегулированные нормами ФП.

Особенности финансовых правоотношений:

1. этот вид правоотношений возникает только в процессе осуществления финансовой деятельности;

2. они всегда публичные, таким образом, один из участников всегда государство или
муниципальное образование в лице уполномоченных органов;

3. эти правоотношения всегда возникают по поводу денег.

Финансовые правоотношения – это властно-имущественные отношения. Финансовые правоотношения характеризуются через свой состав из 3 элементов:

1. субъект – государство или муниципальное образование в лице своих органов, юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели;

2. объект – поведение участников по поводу денежных средств;

3. содержание правоотношения – корреспондирующие друг другу права и обязанности.

Правосубъектность определяется через финансовую правоспособность и финансовую дееспособность.

Виды финансовых правоотношений – аналогично классификации норм ФП.

Классификация по объекту правового регулирования:

1. бюджетные правоотношения;

2. налоговые правоотношения;

3. страховые правоотношения;

4. эмиссионные правоотношения;

5. отношения банковского или государственного кредитования;

6. валютные правоотношения.

Финансовые правоотношения возникают, изменяются или прекращаются на основании юридического факта. Юридический факт – действие (зависит от воли людей) или событие (не зависит от воли людей).

Тема 2. Финансовый контроль

1. Понятие, значение, виды финансового контроля в РФ

2. Формы и методы финансового контроля

3. Государственный ФК. Понятие, особенности, характеристика полномочий органов, его осуществляющих

4. Аудиторский независимый контроль – самостоятельно!

1. Понятие, значение, виды финансового контроля в РФ

Финансовый контроль – это регламентируемая нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды, правильности и эффективности их использования.

Принципы финансового контроля:

1. принцип осуществления ФК компетентными органами;

2. принцип результативности ФК (контрольная деятельность должна проводиться своевременно в целях пресечения, предупреждения и выявления нарушений);

3. принцип гласности ФК;

4. принцип плановости (контроль должен быть систематическим).

Задачи финансового контроля:

1. обеспечение соблюдения финансового законодательства (финансовой дисциплины);

2. повышение эффективности использования публичных финансов;

3. предупреждение, выявление, пресечение финансовых правонарушений;

4. борьба с коррупцией в финансовой сфере.

Виды финансового контроля:

1. По субъектам:

– государственный ФК (законодательной власти – Счетная палата или исполнительной власти – Минфин и его службы). Это может быть общефедеральный, ведомственный и внутриведомственный контроль.

– ФК финансово-кредитных органов;

– аудиторский независимый ФК;

– внутрихозяйственный ФК;

– общественный ФК.

2. По направлению: внутренний и внешний ФК.

3. По степени обязательности: обязательный и инициативный.

2. Формы и методы финансового контроля

Формы ФК это способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Методы ФК это приемы и средства осуществления контрольных мероприятий.

Формы финансового контроля:

1. предварительный ФК – на стадии планирования финансовой операции;

2. текущий ФК;

3. последующий ФК.

Методы ФК:

1. наблюдение – это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности
организации;

2. проверка – это единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации;

3. обследование – опрос и анкетирование + то, что при проверке;

4. анализ – специфический способ осуществления контрольных действий;

5. ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их совершение.

Виды ревизии:

1. документальная проверка: арифметическая, логическая, встречная, юридическая,
формальная проверка документов;

2. фактическая проверка – инвентаризация.

Составляется акт ревизии из 3 частей:

1. вводная часть (когда, где, на основании чего проводилась ревизия);

2. описательная часть (что выявлено, все обстоятельства, которые имели место в ходе проведения ревизии);

3. итоговая часть – выводы о привлечении к ответственности, об устранении нарушений.

Акт подписывается обеими сторонами.

3. Государственный финансовый контроль (ГФК)

ГФК – это системный процесс, осуществляемый специальными органами и организациями в интересах государства и общества с целью проверки выполнения органами государственной власти и управления функций по эффективному управлению государственными финансами, а также субъектами экономических отношений финансовых обязательств перед государством и соблюдению законности при осуществлении финансовых операций.

Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению ГФК в РФ» от 25.07.1996 г.

В нем выделяется 5 сфер ГФК:

1. контроль за исполнением бюджетов;

2. контроль за организацией дополнительного обращения;

3. контроль за использованием кредитных ресурсов;

4. контроль за состоянием гос. внешнего и гос. внутреннего долга и гос. резервов;

5. контроль за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ;

Органы, которые могут осуществлять государственный финансовый контроль:

1. Счетная палата (ФЗ «О Счетной палате» от 11.01.1995 г. № 4–ФЗ). Задачи:

– контроль за исполнением бюджетов;

– контроль за эффективностью и целесообразностью использования государственной собственности;

– финансовая экспертиза проектов бюджета;

– информативная задача: информирует Федеральное собрание о соблюдении законодательства.

Счетная палата осуществляет финансовый контроль во всех формах (предварительный, текущий, последующий), может контролировать всех, кто является бюджетополучателями или используют государственную или муниципальную собственность.

Выявив нарушения, Счетная палата информирует обе палаты Федерального собрания и силовые органы. Счетная палата выносит представление о правонарушении. Если представление игнорируется, то выносится предписание. Однако Счетная палата не может воздействовать (возможно только приостановление операций по счетам – но только по решению Госдумы).

2. При Президенте РФ – главное контрольное управление Президента РФ (Указ Президента от 08.06.2004 г. № 729). Основное направление деятельности – создание комплексных комиссий. Основная задача – проинформировать Президента РФ.

3. Орган исполнительной власти – Минфин РФ (ПП «О Министерстве финансов РФ» от 30.06.2004 г. № 329). Осуществляет контроль за деятельностью федеральных служб с помощью подконтрольных Минфину федеральных служб:

– Федеральное казначейство (ПП «О федеральном казначействе» от 01.12.2004 г. № 703). Основное направление деятельности – целесообразность и эффективность использования средств бюджета. Решение о воздействии принимается самостоятельно. Казначейство может возбудить дело о правонарушении;

– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ПП от 15.06.2004 г. № 278) контролирует в основном соблюдение валютного законодательства (это ее исключительное право), использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, использование средств бюджета (эта функция дублируется с Федеральным казначейством). Положение о территориальных органах ФСФБН – Приказ Минфина от 11.07.2005 г.);

– Федеральная налоговая служба (ПП от 30.09.2004 г. № 506). Контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства, оборот этилового спирта, функции агента валютного контроля, контроль за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, контроль учета денежных средств в организациях, контроль за проведением лотерей в РФ, целевого использования выручки от лотерей;

– Федеральная служба по финансовому мониторингу (ПП от 23.06.2004 г. № 307) противодействует легализации доходов, полученных преступным путем;

– Федеральная служба страхового надзора (ПП от 30.06.2004 № 330).

Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина РФ – Приказ МФ РФ от 14.04.2000 г. № 42н.

Проверка должна проводиться в пределах 45 дней (выездная налоговая проверка – не более 2 месяцев). По результатам проверки составляется акт.

Тема 3. Бюджетное право РФ

1. Предмет, метод и источники бюджетного права

2. Бюджетное устройство РФ

3. Характеристика доходов и расходов бюджета

!

4. Бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований: понятие и проблемы разграничения

5. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

1. Предмет, метод и источники бюджетного права

Бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств.

Предмет бюджетного права делится на 4 группы общественных отношений:

1. определение особенностей бюджетного устройства государства;

2. отношения, определяющие порядок формирования доходов и осуществления расходов;

3. отношения по распределению бюджетной компетенции;

4. отношения по осуществлению бюджетного контроля и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении бюджетного законодательства.

Метод бюджетного права (по убыванию): императивный метод, метод рекомендаций, метод согласований.

Обязательный участник общественных отношений – властвующий субъект (РФ, субъект РФ, муниципальное образование).

Выделяют 2 категории властвующих субъектов:

1. государственные и административно-территориальные образования: РФ, субъект РФ, муниципальное образование – это собственники бюджетных средств;

2. органы законодательной и исполнительной власти – это лица, осуществляющие волю собственника (или защищающие его интересы).

Нормы: материальные и процессуальные.

Источники бюджетного права:

1. Конституция РФ;

2. Международные соглашения по связанным с бюджетным правом вопросам;

3. Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (с 2000 года);

4. ФЗ «О бюджетной классификации»;

5. ФЗ «О федеральном бюджете на 2... год»;

6. Закон «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» от 11.11.2005 г.

2. Бюджетное устройство РФ

Бюджетное устройство основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность всех бюджетов и принципов построения бюджетной системы.

Бюджетная система основной элемент бюджетного устройства – имеет 3 уровня, так как РФ – федеративное государство. Уровни бюджетной системы:

1. федеральный бюджет, бюджеты ГВБФ;

2. бюджеты субъектов РФ и государственных территориальных ВБФ (ТФОМС);

3. местные бюджеты: бюджеты городских округов и муниципальных районов, бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджетная система АК – 2 уровня. Принципы построения бюджетной системы:

1. единство бюджетной системы;

2. принцип самостоятельности бюджета;

3. принцип разграничения доходов и расходов бюджетной системы (между ее уровнями);

4. принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

5. принцип полноты отражения доходов и расходов в бюджете;

6. принцип сбалансированности бюджета: 2 вида бюджета – дефицитный/профицитный;

7. принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, достижение наибольшей выгоды от вложения;

8. принцип гласности, обязательная публикация законов о бюджете, это правило не распространяется на секретные статьи бюджета;

9. принцип полного покрытия расходов бюджета;

10. принцип достоверности;

11. принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств.

Бюджетная классификация группировка на доходы, расходы, источники фи­нансирования дефицита бюджета, видов государственного долга, государственных и муниципальных активов обеспечения, сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Бюджетная классификация РФ включает:

1. классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

2. функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

3. экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

4. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

5. классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

6. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;

7. классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;

8. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация едина на всей территории РФ.

3. Характеристика доходов и расходов бюджета

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ.

Доходы – налоговые и неналоговые, собственные и заемные.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и МСУ.

Ст. 69 БК выделяет следующие формы расходов бюджетов:

1. ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

2. средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

3. трансферты населению;

4. ассигнования на реализацию органами МСУ обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов МСУ;

5. ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

6. ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

7. бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

8. субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

9. инвестиции в УК действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

10. межбюджетные трансферты;

11. кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

12. кредиты иностранным государствам;

13. средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов МСУ и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов ГВБФ, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов ГВБФ, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК).

Статья 152 БК. Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент Российской Федерации;

2. органы законодательной (представительной) власти;

3. органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы МСУ, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

4. органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ);

5. органы государственного и муниципального финансового контроля;

6. государственные внебюджетные фонды (ПФ, ФСС, ФОМС);

7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

8. иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения,
ГиМУПы, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Стадии бюджетного процесса:

1. составление проекта бюджета;

2. рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета;

3. исполнение бюджета и контроль за его исполнением;

4. составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.

Все эти стадии строго последовательны, нельзя пропустить или поменять местами стадии бюджетного процесса.

1. Бюджетный процесс начинается за 10 месяцев до начала финансового года с послания Президента Федеральному собранию. До 15 июля ведется работа над проектом бюджета в Министерстве финансов РФ, с 15 июля до 15 августа проект бюджета рассматривается Правительством РФ, до 26 августа проект бюджета должен быть передан в Государственную Думу РФ.

2. С 26 августа начинается вторая стадия бюджетного процесса. В соответствии с Конституцией РФ ФЗ о федеральном бюджете рассматривается в четырех чтениях:

– 1 чтение: утверждение доходов и основных показателей бюджета (доходы, расходы и дефицит/профицит);

– 2 чтение: отдельные классификации расходов;

– 3 и 4 чтения: конкретизация и окончательное утверждение ФЗ о федеральном бюджете. Этот ФЗ должен быть обязательно рассмотрен в Совете Федерации.

Заканчивается вторая стадия 31 декабря года, предшествующего году, на который
утверждается бюджет.

3. Исполнение и контроль за исполнением – с 1 января до 31 декабря финансового года. Важнейший орган, отвечающий за эту стадию – Федеральное казначейство МФ РФ. Все средства бюджета проходят через счета казначейства в Центробанке РФ. Исполнение доходной части осуществляют налоговые, таможенные органы, ГВБФ, а расходную – получатели бюджетных средств.

4. Составление отчета – 5 месяцев, рассмотрение в Счетной палате – 4,5 месяца, рассмотрение в Госдуме – 1,5 месяца.

Таким образом, бюджетный процесс длится 33 месяца (2 года и 9 месяцев).

Особенности бюджетного процесса в АК касаются только второй стадии:

1. проект бюджета представляется Администрацией АК до 5 ноября в КСНД;

2. Закон АК о краевом бюджете рассматривается только в двух чтениях.

5. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Часть 4 БК содержит нормы об ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Ст. 281 БК: Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного БК порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

В статье 282 БК определены следующие меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства:

1. предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

2. блокировка расходов;

3. изъятие бюджетных средств;

4. приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

5. наложение штрафа;

6. начисление пени;

7. иные меры в соответствии с БК и ФЗ.

Меры принуждения применяются органами исполнительной власти, органами казначейства или в судебном порядке.

Ст. 284 и 284.1 определяют полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, в области применения мер принуждения.

Полномочия суда содержатся в ГПК и АПК (в зависимости от того, к кому применяются меры принуждения).

Составы бюджетного правонарушения приведены в ст. 289-306 БК. Нормы отсылают к КоАП (3 статьи КоАП – 15.14-15.16).

В БК нет сроков давности, поэтому применяются сроки давности по общему правилу, установленному КоАПом – 2 месяца с момента совершения административного правонарушения.

Тема 4. Налоговое право России

1. Предмет, метод, место налогового права

2. Налоговое законодательство: понятие и принципы

3. Элементы закона о налоге

4. Налоговый контроль

5. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

1. Предмет, метод, место налогового права

Предмет налогового права – это общественные отношения, связанные с налогообложением (или налоговые отношения).

В части 1 ГК есть упоминание налоговых правоотношений, а в НК – нет. В НК встречается определение отношений, регулируемых законодательством о НиС.

Выделяется 4 группы отношений, регулируемых законодательством о НиС:

1. отношения по установлению и введению налогов и сборов – характеризуются тем, что единственный участник этих отношений – представительные органы государственной власти;

2. отношения по уплате налогов и сборов, в том числе по их взиманию. Участники – государство в лице налоговых органов и фискально-обязанные лица (налогоплательщики, налоговые агенты и плательщики сборов);

3. отношения по осуществлению налогового контроля (участники аналогично 2 группе отношений);

4. отношения по привлечению к ответственности или обжалованию неправомерных актов и действий налоговых органов. Если имеет место привлечение к ответственности за нарушение налогового законодательства, то государство при помощи мер принуждения обеспечивает выполнение обязательства лицом, привлекающимся к ответственности. Если фискально-обязанное лицо обжалует неправомерные действия налоговых органов – отношения носят обратный характер.

Метод налогового права – соответствует методу финансового права:

1. императивный (метод властных предписаний – основной метод);

2. метод рекомендаций (местные налоги устанавливаются в определенных пределах, установленных налоговым законодательством);

3. метод согласований (согласование предоставления отсрочки уплаты налога, рассрочки, налогового кредита).

Существуют особенности метода регулирования налогового права, не присущие методу финансового права, но характерные для гражданских правоотношений.

# представительство в налоговых отношениях: налоговые органы не могут запретить представительство налогоплательщика, указать на конкретного представителя или ограничить право на защиту одного из них если право защищается другим.

# выбор способа уплаты налога (общий режим – уплата 4 налогов и специальный режим – упрощенная система налогообложения). Налогоплательщик имеет в этом случае также свободу выбора объекта налогообложения – доходы или доходы, уменьшенные на сумму расходов.

Налоговое право – это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения по установлению и введению налогов и сборов, по уплате и взиманию налогов и сборов, по осуществлению налогового контроля и по привлечению к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах посредством использования императивного метода регулирования с элементами диспозитивности.

Ст. 8 НК: Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Определение налога (и тем более сбора) не предусматривает возможности добровольной уплаты налога, делается упор на взимание налогов. Взимание сбора в принципе невозможно, так как совершение юридически значимых действий производится только после уплаты сбора.

С 01 января 2005 года государственная пошлина однозначно признана сбором.

Налог – безвозмездный платеж, а сбор – возмездный. Однако данное деление условно, так как уплата налога предусматривает отдачу в виде социальных гарантий, гарантий безопасности и т. д. Но такая отдача неочевидна. Сбор же уплачивается за предоставление конкретных заранее известных услуг государственными органами.

Налог также отличается от сбора по степени обязательности. Но четко обозначить, что налог – обязательный, а сбор – необязательный платеж, нельзя. Имеется в виду, что в случае сбора плательщик сам создает обязанность по его уплате, а в случае налога обязанность предусмотрена заранее в законодательстве.

Система налогов и сборов – это совокупность налогов и сборов, установленных в государстве. В РФ может быть установлено 14 налогов: 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных.

Налоговая система – более широкое понятие. Оно включает в себя систему налогов и сборов, систему налоговых органов (или фискальных), систему фискально-обязанных лиц, систему налогового законодательства, систему принципов налогообложения и ряд других элементов.

2. Налоговое законодательство: понятие и принципы

Следует различать понятия источников налогового права и законодательства о налогах и сборах.

Привлечение к ответственности возможно только за нарушение законодательства о налогах и сборах, а не источников налогового права.

В этом смысле Конституция РФ будет являться источником налогового права, но не будет актом законодательства о налогах и сборах, несмотря на то, что она имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ.

К законодательству о налогах и сборах относятся:

1. налоговый кодекс РФ;

2. федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ (# ФЗ о налоге на имущество физических лиц);

3. законы субъектов РФ, принятые в соответствии с НК РФ;

4. акты представительных органов власти МСУ о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Принципы законодательства о налогах и сборах:

1. легальные принципы – ст. 3 НК (основные начала законодательства о налогах и сборах):

– принцип всеобщности (законодательство распространяется на всех и каждого): каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

– принцип равенства (каждый должен нести свою долю в формировании доходной части бюджета): налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

– принцип справедливости налогообложения: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

– принцип экономической обоснованности (облагаться должна какая-то положительная выгода): налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

– принцип законности: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено НК. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

– все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о НиС толкуются в пользу НПл-ка (Пл-ка сборов): ст. 46 НК – не определен срок, в течение которого налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с НПл-ка или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога. Был принят срок в 6 месяцев (как для административных правонарушений, а не 3 года). Т. о., сроки ограничены 8 месяцами (2 месяца – на выставление инкассового поручения).

2. теоретические принципы:

– принцип эффективности н/о (сформулирован А. Смитом в 1776 году): н/о должно быть построено таким образом, чтобы результат был больше, чем затраты на н/о);

– принцип удобства н/о: необходимо предусмотреть способ наиболее удобной уплаты налога (# через налогового агента);

– принцип разновременности уплаты налогов;

– принцип налоговой стабильности: налоговое законодательство не должно меняться при смене правительств, законодательных органов;

– принцип налоговой прозрачности: организация не должна служить налоговым прикрытием для доходов ее работников;

– презумпция невиновности налогоплательщика (ст. 108 НК): лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

3. Элементы закона о налоге

1. обязательные элементы п. 1 ст. 17 НК (их 7 вместе с налогоплательщиком):

– объект налогообложения;

– налоговая база;

– налоговый период;

– налоговая ставка;

– порядок исчисления налога;

– порядок и сроки уплаты налога.

2. факультативные п. 2 ст. 17 НК (льготы по налогообложению);

3. дополнительные (масштаб налога, единица налога, получатель и т. д.).

НПл – ФЛ и организации, на которых возложена обязанность по уплате налога. ФЛ – резиденты (>183 дней в течение календарного года) и нерезиденты. Организация – создана в соответствии с законодательством (резидент и нерезидент). Филиалы российских организаций не являются НПл-ками, а филиалы иностранных компаний – являются.

Объектами налогообложения (ст. 38 НК) могут являться операции по реализации Т (Р, У), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных Т (выполненных Р, оказанных У) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у НПл-ка законодательство о НиС связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект н/о, определяемый в соответствии с ч.2 НК и с учетом норм ст. 38 НК.

Налоговая база (ст. 53 НК) – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных об объектах, подлежащих налогообложению.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

ИП исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хоз. операций в порядке, определяемом МФ РФ.

Остальные НПл-ки - ФЛ исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговый период – это календарный год или иной период времени, применяемый к отдельным налогам, по окончанию которых исчисляется сумма налога, определяется налоговая база (Постановление ВАС от 28.02.2001 г.).

Если авансовый платеж определен по расчетным показателям, то пеня не начисляется, по фактическим показателям – пеня начисляется.

Способы исчисления:

1. кумулятивный (нарастающим итогом);

2. некумулятивный (на 01.01 – имущественные налоги);

3. кадастровый (таблица, разновидность некумулятивного метода).

Порядок и сроки уплаты:

1. единовременный платеж в размере 100%;

2. разные сроки, до истечения которых необходимо исполнить налоговые обязанности.

Уплата налога возможна либо самостоятельно, по декларации, либо уплата у источника получения доходов или через налогового агента.

4. Налоговый контроль

ФЗ «О налоговых органах» от 21.03.1991 г. № 943-1 (ред. от 29.06.2004 г.)

Налоговый контроль – это разновидность ГФК.

Задачи НК:

1. обеспечение соблюдения налогового законодательства;

2. обеспечение своевременного и полного поступления налогов в бюджет;

3. выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений;

4. борьба с коррупцией в налоговой сфере: контроль за налоговыми органами осуществляется ОБЭП. Приказ Генпрокуратуры: на самом деле контролирует прокуратура.

Форма налогового контроля (исходя из теории финансового права):

1. предварительный;

2. текущий;

3. последующий.

Ст. 82 НК – формы налогового контроля. Из теории ФП это методы ФК.

Кроме проверки все остальные меры – только в рамках проверки.

Методы НК:

1. постановка на учет налогоплательщика (как предварительный контроль по форме);

2. налоговая проверка.

Постановка на учет

1. С 01.01.2005 г. изменились акценты постановки: налоговые органы обязаны поставить налогоплательщика на учет (раньше – налогоплательщик был обязан встать на учет).

ФЛ – по месту жительства – паспортно-визовая служба извещает налоговую инспекцию о регистрации. ИП – по месту жительства в связи с государственной регистрацией.

2. по месту нахождения недвижимости – по каждому нахождению недвижимости;

3. по месту регистрации автотранспортного средства;

4. остался случай, когда налогоплательщик обязан встать на учет: организация должна встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения (обособленное подразделение – ст. 11 НК).

Это правило не действует для индивидуальных предпринимателей.

ИП обязан встать на учет в налоговой инспекции в случае, если он является субъектом налогообложения по единому налогу на вмененный доход.

При постановке на учет налогоплательщик получает ИНН из 12 цифр для ФЛ и из 10 цифр для ЮЛ.

Структура ИНН:

 

                       

 

1-2 цифры код субъекта РФ
1-4 цифры код налоговой инспекции, осуществившей первоначальную постановку на учет
5-10 цифры для ФЛ 5-9 цифры для ЮЛ персональный код
11-12 цифры для ФЛ 10 цифра для ЮЛ контрольное число

Налоговая проверка

Относится к последующей форме налогового контроля.

Виды налогового контроля:

1. камеральная налоговая проверка;

2. выездная налоговая проверка;

3. встречная налоговая проверка – не регламентируется законодательством, сама по себе не проводится. В ходе проведения встречной проверки истребуются документы у партнеров. Это проверка системы откатов.

Камеральная проверка – проводится по месту нахождения налогового органа путем проверки поданных деклараций. Продолжительность проверки – 3 месяца.

Инспектор имеет право получить пояснения, истребовать дополнительные документы по информации, содержащейся в декларации.

Привлечение к ответственности возможно только на основании акта налоговой проверки, а при камеральной проверке акт составлять не обязательно. Если акт есть, то можно привлечь к ответственности, а если нет – то нельзя.

Выездная проверка – проводится по месту нахождения налогоплательщика. Документы, которые должны быть предъявлены:

1. постановление о назначении выездной налоговой проверки. Подписывается исключительно руководителем или заместителем руководителя инспекции;

2. служебное удостоверение налогового инспектора;

3. основание проведения проверки: что будет проверяться.

Выездная налоговая проверка не может проводиться чаще 1 раза в год по одному и тому же основанию.

Минимальная периодичность – 1 раз в 3 года.

Исключение: когда организация ликвидируется, когда проводится проверка вышестоящим налоговым органом деятельности нижестоящего органа. Максимальная длительность – 2 месяца, продление – только по решению вышестоящего налогового органа. По филиалам максимальная продолжительность – 1 месяц.

Для осуществления выемки необходимо: протокол, опись, 2 понятых.

По результатам выездной налоговой проверки составляются справки. В течение 2 месяцев после окончания налоговой проверки инспектор составляет акт выездной налоговой проверки. С момента вручения в течение 14 дней можно обжаловать акт. Затем в течение 2 недель руководитель налоговой инспекции рассматривает материалы дела. В октябре 2005 г. Постановлением КС РФ – установлено – можно обжаловать акт и в суде.

Руководитель инспекции может беседовать с инспектором и руководителем.

Может вынести 3 решения:

1. Постановление о привлечении к ответственности;

2. Постановление об отказе в привлечении к ответственности;

3. Постановление о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Повторную выездную проверку провести нельзя.

5. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

С 01.01.2006 года – новые правила о применении мер ответственности. Возможно бесспорное привлечение к ответственности по решению налогового органа: только в отношении организаций и ИП.

ФЛ привлекаются к ответственности только в судебном порядке. Если санкция для ИП не превышает 5 тыс. руб., а для организации – 50 тыс. руб., то выставляется инкассовое поручение в банк о списании средств со счета.

Сроки – не позднее 60 дней после предложения добровольной уплаты санкции должно быть выставлено инкассовое поручение

Ответственность за нарушение законодательства о НиС – это комплексный межотраслевой правовой институт, предусматривающий применение мер личного и материального обременения к лицу, виновному в нарушении законодательства о НиС.

Уголовная ответственность – ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК

Административная ответственность – гл. 15 КоАП

В НК – гл. 14, 15 НК

В НК закреплены 3 специальных принципа привлечения к ответственности:

1. принцип приоритета уголовной ответственности;

2. привлечение к ответственности организаций не освобождает ее должностных лиц от уголовной, административной и иной ответственности при наличии оснований;

3. привлечение к ответственности не освобождает от уплаты недоимки и пени.

Ст. 106 НК – понятие налогового правонарушения:

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о НиС) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Иные лица:

1. процессуальные лица – свидетели, эксперты, переводчики;

2. лица, обязанные информировать налоговые органы – центр регистрации сделок с недвижимостью, паспортный стол, ГИБДД, нотариусы, органы опеки и др. (ст. 85 НК)

4 элемента состава:

1. субъект – только организации и вменяемые ФЛ (граждане или ИП), достигшие 16-летнего возраста;

2. объект – общественные отношения, связанные с н/о. 2 разновидности:

a. отношения, связанные с формированием доходной части бюджета (или имущественные отношения);

b. общественные отношения, связанные с нормальным функционированием налоговых органов (или организационные отношения);

3. субъективная сторона – это элемент состава, характеризующий отношение лица к содеянному – необходимо доказать наличие вины.

Вина – это психическое отношение к содеянному.

Вина – умышленная (прямой или косвенный умысел) и по неосторожности (в форме небрежности и легкомыслия).

Легкомыслие не является основанием привлечения к налоговой ответственности.

Вина организации определяется по вине должностного или уполномоченного лица, ответственного за совершение данного деяния.

4. объективная сторона – это характеристика самого противоправного деяния - необходимо доказать противоправность, наличие вреда (если он есть) и наличие причинно-следственной связи между деянием и вредом.

Иногда также доказывается неоднократность, повторность деяния.

Обстоятельства:

1. исключающие привлечение лица к ответственности:

- отсутствие события правонарушения;

- недостижение возраста;

- отсутствие вины (в т. ч. невменяемость);

- истечение сроков давности. Существует 2 срока:

a. срок давности привлечения к ответственности – 3 года с момента совершения;

b. срок давности взыскания налоговой санкции (штрафа) – 6 месяцев с момента обнаружения (с момента составления акта проверки).

2. исключающие виновность лица:

- форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы);

- болезненное состояние лица;

- выполнение письменных разъяснений налоговых органов;

3. смягчающие и отягчающие обстоятельства:

- отягчающие: неоднократность (если лицо привлекается к ответственности за аналогичное правонарушение в течение 12 месяцев с момента 1го нарушения);

- смягчающие: тяжелое материальное положение, невыполнение обязанности под влиянием угрозы жизни или здоровью. Санкция снижается не менее чем на 50%.

Тема 5. Банковское право

1. Особенности правового статуса ЦБ РФ

2. Правовое регулирование деятельности КО

3. Ответственность за нарушение банковского законодательства

4. Банкротство КО – самостоятельно

1. Особенности правового статуса ЦБ РФ

ФЗ «О ЦБ РФ (БР)» от 10.07.2002 г. с изменениями определяет статус ЦБ РФ.

ЦБ РФ имеет двойственную природу:

1. публично-правовой аспект – ЦБ как орган государственной власти;

2. ЮЛ, т. е. выясняется частно-правовая природа ЦБ РФ.

ЦБ подотчетен Госдуме РФ. ЦБ является органом государственной власти с особым статусом, не вписывающимся в классическую теорию разделения властей.

Перечень функций – ст. 4 ФЗ:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для КО, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и ГВБФ, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами БР;

8) принимает решение о государственной регистрации КО, выдает КО лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью КО и банковских групп (банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг КО в соответствии с ФЗ;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций БР;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с ЮЛ И ФЛ;

14) устанавливает правила бухучета и отчетности для банковской системы РФ;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, в случаях и порядке, которые предусмотрены ФЗ;

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Органы управления ЦБ РФ:

1. Высший коллегиальный орган управления – Национальный банковский совет (ст. 12). Состоит из представителей органов государственной власти – 12 человек, из них 2 – от Совета Федерации, 3 – от Госдумы, 3 – от Президента, 3 – от Правительства + Председатель ЦБ.

2. Единоличный орган – Председатель ЦБ (ст. 5). Назначается Госдумой по представлению Президента РФ и снимается с должности – тоже. В соответствии со ст. 14 – сроком на 4 года большинством голосов, не более 3 сроков подряд. Несет персональную ответственность за деятельность ЦБ (в форме общественного порицания). За должностное преступление – уголовная ответственность. См. положение о статусе служащего Банка России.

3. Совет директоров ЦБ РФ (его статус не определен ФЗ) – формируется Госдумой (ст. 5 ФЗ), но список кандидатур предлагает Председатель ЦБ по согласованию с Президентом. Состоит из 12 человек + Председатель ЦБ РФ. Действует на постоянной основе, срок полномочий – 4 года. Заседает не реже 1 раза в месяц. Разрабатывает «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», на уровне бюджета разрабатывается на 1 финансовый год, предоставляется на рассмотрение в Госдуму, не имеет форму закона.

Председатель ЦБ обязан выступать в Госдуме с отчетом о годовой деятельности. Госдума назначает проверку деятельности ЦБ РФ Счетной палатой

ЦБ сотрудничает с остальными органами власти. ЦБ имеет право проводить денежную реформу только после информирования Правительства РФ (не согласования).

Гарантом независимости ЦБ РФ выступает Президент РФ.

Ст. 1 ФЗ – ЦБ РФ является юридическим лицом в форме государственной корпорации. Ст. 3 ФЗ – получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. Т. о., Банк России является некоммерческой организацией.

Имущество ЦБ РФ является государственной собственностью. ЦБ РФ обладает имуществом на ограниченном вещном праве – праве оперативного управления.

ОПФ государственная корпорация появилась в 1998 году. Однако ЦБ РФ реализует право собственности на имущество, однако не обладает им. ЦБ не ограничен правом распоряжения имуществом.

2. Правовое регулирование деятельности КО

ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996 года.

КО – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности (ст. 1 ФЗ).

Признаки КО:

1. коммерческое юридическое лицо;

2. специализированная ОПФ для КО – хозяйственное общество – ООО, АО, ОДО;

3. КО может заниматься только специализированными видами деятельности: осуществлять банковские операции. КО – это ЮЛ со специальной правоспособностью;

4. КО занимается лицензируемым видом деятельности. КО – это элемент банковской системы, поэтому она должна исполнять нормативы ЦБ РФ.

КО делятся на:

1. банк – это КО, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств ФЛ и ЮЛ, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов ФЛ и ЮЛ;

2. небанковская КО – это КО, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских КО устанавливаются ЦБ РФ.

Перечень банковских операций приведен в ст. 5 ФЗ:

1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2. размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4. осуществление расчетов по поручению ФЛ и ЮЛ, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6. купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7. привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8. выдача банковских гарантий;

9. осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Открытие КО банковских счетов ИП и ЮЛ, за исключением органов госвласти, органов МСУ, осуществляется на основании свидетельств ОГРФЛ в качестве ИП, свидетельств ОРГЮЛ, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.

КО помимо перечисленных в ч. 1 ст. 5 банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1. выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2. приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме (факторинг);

3. доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4. осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5. предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6. лизинговые операции;

7. оказание консультационных и информационных услуг.

КО вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством РФ. КО запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии ЦБ РФ – и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются ЦБ РФ в соответствии с федеральными законами.

На момент создания КО должна удовлетворять следующим требованиям:

1. минимальный уровень УК – составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов (ст. 11 ФЗ). Сейчас минимальный размер УК для вновь создаваемой КО составляет 5 млн. евро;

2. ограничения УК: должен быть создан за счет собственных средств учредителей КО. УК КО должен состоять из «живых» денег (установлены пределы неденежных средств УК – не более 20% от УК. Через 2 года – не более 10%);

3. процедурные требования к созданию УК: 100% УК сформировать в первый месяц с момента регистрации;

4. лица, руководящие организацией:

- необходимо иметь специальное образование (экономическое, юридическое в государственных аккредитованных организациях);

- стаж руководящей работы (отдела или подразделения) ≥1 года. Если нет экономического или юридического образования, то стаж руководящей работы – 2 года;

- отсутствие судимости по преступлениям против собственности и должностных и хозяйственных нарушений (погашенная судимость не учитывается);

- отсутствие административных правонарушений в сфере торговли и финансов в течение последнего года;

- не должен быть уволен в течение двух лет по инициативе работодателя за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (по основаниям п. 7 ст. 81 ТК);

- человек, претендующий на пост руководителя или главного бухгалтера, должен соответствовать деловой репутации.

Если КО является ПУ РЦБ, то функции единоличного исполнительного органа не могут осуществлять также лица, которые были руководителями или входили в состав коллегиального органа УК или депозитария АИФ, ПИФ, НПФ, КО, страховой организации в момент аннулирования (отзыва) у этих организаций лицензий за нарушение лицензионных требований или в момент вынесения решения о применении процедур банкротства, если с этого момента отзыва или завершения процедур банкротства прошло менее 3 лет. Также требованием является отсутствие судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

При государственной регистрации принимается решение о выдаче лицензии. Первые 2 года КО не может привлекать средства физических лиц во вклады.

В ходе деятельности КО должна выполнять обязательные нормативы – это количественные нормы и ограничения, выраженные в денежной форме, характеризующие пределы самостоятельности КО при осуществлении банковской деятельности (ст. 62 ФЗ «О ЦБ РФ»). В качестве санкции за их несоблюдение возможно их повышение.

Если КО нарушает банковское законодательство ЦБ РФ может поставить вопрос о привлечении к ответственности за нарушение банковского законодательства.

3. Ответственность за нарушение банковского законодательства

Ответственность КО за нарушение банковского законодательства – ст. 74 ФЗ «О ЦБ РФ» – нет полного перечня оснований привлечения к ответственности.

Нарушение предписаний ЦБ РФ и банковского законодательства: непредоставление информации или предоставление неполной или недостоверной информации.

ЦБ РФ может:

1. потребовать устранить нарушения;

2. взыскать штраф до 0,1% от минимального размера УК;

3. ограничить проведение отдельных операций на 6 месяцев.

Вторичные основания по привлечению к ответственности (за невыполнение требований ЦБ РФ):

1. штраф в размере 1% от минимального размера УК;

2. замена руководителя КО;

3. реорганизация КО;

4. изменение обязательных нормативов КО до 6 месяцев;

5. запрет на осуществление банковских операций до 1 года;

6. запрет открывать филиалы до 1 года;

7. назначение временной администрации до 6 месяцев и ряд других мер

Вторичные наказания применяются, когда была реальная угроза интересам вкладчиков и кредиторов, реальность угрозы определяется ЦБ РФ.

Сроки привлечения к ответственности:

1. срок давности привлечения к ответственности – 5 лет с момента совершения правонарушения;

2. срок давности взыскания санкций – 6 месяцев со дня составления акт




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.461 сек.