КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансы, финансовая деятельность в РФ
Финансы – это не денежные средства, а экономические отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов государства и органов м/с/у. Это публичные отношения. Признаки: - это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения являются финансовыми; - обусловлены управленческой ролью государства - финансы это перераспределительные отношения в сфере совокупного общественного продукта
ФД – это деятельность государства и органов м/с/у по сбору, распределению, использованию денежных фондов, необходимых для решения государственных и муниципальных задач. Методы: I. Сбор – распределение: Сбор:
Распределение:
II. Использование: - финансирование: выделение денежных средств из бюджета безвозмездно, безвозвратно; - кредитование - выделение средств из бюджетов на условиях возвратности, срочности, платности. Принципы: - принцип федерализма – ФД должна осуществляться с учетом интересов РФ и субъектов РФ; - принцип единства денежной системы – ст. 75 КРФ – единая денежная единица (рубль); - единство экономического пространства ст. 8 КРФ – в РФ свободное передвижение товаров, работ, финансовых ресурсов, между субъектами нельзя устанавливать таможенные границы, другие ограничения; - распределение функций в сфере финансов между органами различных ветвей власти
- самостоятельность ФД органов м/с/у - т.д.
ФД осуществляется в форме принятия нормативных актов:
Финансовая система РФ:
- федеральные бюджет РФ - бюджеты субъектов РФ - местные бюджеты (примерно 40.000)
- целевые ПФРФ, ПСС, ФОМС: федеральный, региональные - социальные
- банковский (К – банк, Д – ф/л, ю/л) – регулируется гражданским правом, это частные отношения; - государственные (муниципальный) – это общественные отношения, возникающие по поводу: 1. получения государством либо муниципальным образованием денежных средств в долг; 2. предоставления государством/ МО денежных средств в долг; 3. отношения по предоставлению государственных и муниципальных гарантий (государство гарантирует выплату долга за третье лицо). Эти публичные отношения.
страхование: - добровольная форма - обязательное: 1. негосударственное (обязательно в силу закона, но государство здесь не участвует); 2. государственное (присутствует государство в качестве страховщика (ПФР, ПСС, ФОМС), страхователя (страхование военнослужащих, судей, отдельных категорий врачей и т.д.).
Органы, осуществляющие финансовую деятельность
1) органы общей компетенции – высшие органы законодательной, исполнительной власти, которые разрабатывают единую финансовую политику, организуют ее исполнение. 2) Органы специальной компетенции – занимаются непосредственной ФД: a. Минфин действует на основании постановления правительства от 30.06.04 № 329. Полномочия: - бюджет: составляет проект федерального бюджета, исполняет федеральный бюджет, составляет отчеты об исполнении федерального бюджета, разрабатывает единую методологию составления бюджетов бюджетной системы РФ; - осуществляет государственное заимствование, управляет государственным долгом РФ; - разрабатывает систему бухучета для предприятий учреждений организаций (кроме кредитных организаций); - регулирует аудиторскую деятельность - регулирует страховую деятельность - др. Минфин осуществляет полномочия через структурные подразделения: федеральное казначейство (ФК), федеральная налоговая служба (ФНС), федеральная служба финансового бюджетного надзора (Росфиннадзор). b. ФНС ч. 1 НК, постановления правительства от 030.09.04 № 506. Налоговые органы не имеют права нормотворчества. Полномочия: - контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в бюджеты налогов, сборов, иных обязательных платежей; - контролируют применение законодательства о контрольно - кассовой технике (ККТ); - контролируют производство и оборот табачной продукции; - контролируют соблюдение валютного законодательства резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, являются агентов валютного контроля; - государственная регистрация ю/л, ИП, крестьянско-фермерских хозяйств. c. Федеральное казначейство действует на основании постановление правительства РФ от 01.12.04 № 703, ст. 267 НК. Полномочия: - обеспечивает исполнение федерального бюджета и кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (открывает бюджетные счета в ЦБ, на которые зачисляются все доходы бюджетов и осуществляются все расходы); - осуществляется предварительный и текущий финансовый контроль за ведение операций со средствами федерального бюджета, главными распорядителями, распорядителями и получателями; d. Счетная палата РФ (ФЗ от 1.01. 95 «О счетной палате») – это конституционный постоянно действующий орган финансового контроля федерального бюджета. e. Центральный банк (ФЗ от 10.07.02 № 86-ФЗ). Цели деятельности: - обеспечение эффективного функционирования БС. Банковская система:
Функции ЦБ: 1) регистрирует кредитные организации (КО); 2) разрабатывает систему бухучета для КО, правила ведения банковских операций, обязательные нормативы для КО 3) лицензирует деятельность кредитных организаций; 4)контролирует кредитные организации, принимает меры воздействия. - обеспечение устойчивости курса рубля. - обеспечение эффективного функционирования системы расчета. Система расчета:
См. рисунок в тетради. Указ президента от 9.03.04 изменил структуру государственных органов: министерства, службы, агентства.
Понятие, предмет, метод ФП.
ФП – совокупность норм права, регулирующих общественные отношения по сбору, распределению, использованию денежных фондов государства и местного самоуправления. Предмет – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Метод – совокупность приемов способов регулирования данных отношений. Императивный – государственно властных предписаний (метод властных предписаний). Система ФП: общая часть и особенная часть. Общая: - понятие финансов, ФД, ФС; - предмет метод ФП; - источники; - финансовый контроль. Особенная: - бюджетное право - налоговое право - банковское право - валютное регулирование -… БП и НП – подотрасли ФП. Банковское право – особая сфера (в ФП изучаются только отдельные вопросы данное отрасли). Субъекты:
Источники ФП – акты.
- указы президента: 1996 «о программе дети России» - постановления правительства: о Минфине, о казначействе, о ФНС - акты Минфина:
- закон УР: о бюджете (на 2012 год и плановый период 2013-2014) - иные долгосрочные от 22.05.08 о бюджетном процессе в УР, от 4. 10.11 о дорожном фонде, от 27. 11. 02 о транспортном налоге.
- администрация - управление финансов города Ижевска.
Финансовый контроль. Нормативная база: КРФ ст. 101 -106, БК гл. 26, Лимская декларация ИНТОСАИ об основных принципах государственного финансового контроля 1977 год. ФК – это деятельность органов государственной и местной власти, негосударственных организаций по проверке финансовых операций с точки зрения законности, целесообразности, эффективности. Цель ФК: бесперебойное, эффективное обеспечение деятельности государства и ОМСУ. Принципы ФК:
Органы общегосударственного ФК:
Виды финансового контроля:
Ø ГД, СФ – осуществляют финансовый контроль в процессе законотворческой деятельности, рассматривают, утверждают проект ФЗ о ФБ и отчет об исполнении ФЗ о ФБ Ø Счетная палата РФ. Задачи: контролирует исполнение доходных и расходных статей ФБ и внебюджетных фондов; проводит финансовую экспертизу проектов ФЗ, иных НА, предусматривающих расходы из ФБ; контроль за законностью и своевременностью движения средств ФБ в ЦБ; ст. 2 закона; ст. 12 закона – на кого распространяется контрольные полномочия счетной палаты; проводит ревизии и проверки получателей средств ФБ и по их итогам применяет меры воздействия: 1) высылает представления или предписания – требование устранить нарушение 2) принимает решение о приостановлении операций по счетам организаций 3) при обнаружении уголовно наказуемых деяний СП направляет материалы проверки в ПОО
Ø ФСФБН (росфиннадзор)ст. 268 БК задачи: 1. контролирует расходование средств ФБ и государственных внебюджетных фондов 2. контролирует исполнение органами финансового контроля созданными исполнительными органами власти законодательства о финансовом контроле 3. осуществляет валютный контроль является органов валютного контроля 4. проводит ревизии и проверки получателей средств ФБ и применяет меры воздействия п.2 ст. 284 Ø Казначейство ст. 267 БК: контролирует переход денежных средств с бюджетного счета на счет получателя, ФК осуществляет предварительный и текущий финансовый контроль Ø ФНС – контролирует доходную часть бюджетов
Формы финансового контроля. Выделяют в зависимости от времени его совершения: - предварительный – до совершения финансовых операций - текущий (оперативный) - в процессе финансовых операций 1,2 – прерогатива ФК - последующий – после ФО (счетная палата, росфинанадзор, налоговые органы) ст. 265 - Формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами (текущий) методы ФК– способы и приемы его совершения.
Бюджетное право РФ. Понятие и роль бюджета. Как экономическая категория – это система экономических отношений. В материальном – централизованный денежный фонд. В правовом – основной финансовый план государства, МО принятый в форме НА (доктрина). Ст. 6 БК – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Схема. Роль бюджета в перераспределении ВВП
Понятие предмет источники БП БП – подотрасль финансового права, регулирующая общественные отношения в сфере бюджетной деятельности государства и МО: - формирование доходов, осуществление расходов - по осуществлению гос заимствований, управление гос долгом - отношения по бюджетному процессу. Источники:
2-6 – это бюджетное законодательство, ст. 2 БК (в узком смысле слова).
УЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ!!!
7-10 - подзаконные акты ст. 3 БК
Бюджетное устройство РФ БК не определяет данный термин. Раздел 1 БК. 1) Бюджетная система – ст. 6, 10 БК. Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: · федеральный бюджет (1) и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФФОМС) Российской Федерации; · бюджеты субъектов Российской Федерации (83) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (территориальный ФОМС - 83); · местные бюджеты, в том числе: - бюджеты муниципальных районов (25 по УР), бюджеты городских округов (5 городов в УР), бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; - бюджеты городских (Балезино, Камбарка) и сельских поселений (много). Всего в УР 341 МО. Бюджетная система РФ включает примерно 40 тысяч бюджетов. 2) Принципы бюджетной системы Гл. 5 БК
3) Бюджетная классификация гл. 4 БК – группировка показателей бюджета, которая используется для составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и обеспечивает сопоставимость показателей бюджета. Состав: - доходы - расходы - источники финансирования дефицита - операции публично-правовых образований. Классификация доходов бюджета ст. 20 БК: 1) код главного администратора доходов бюджета ст. 6: Главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено БК (имеет в ведении администраторов). Администратор доходов - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (например, ФНС является админом доходов по налогу на прибыль орг-ий, НДФЛ, НДС и др.; ФА водных ресурсов – админ дохода по плате за пользование водными объектами; минсехоз – админ доходов по патентным пошлинам за селекционные достижения). Приказ Минфина о порядке применения бюджетной классификации. В результате каждый показатель бюджета получает код по бюджетной классификации (КБК). Контролирует правильность применения КБК казначейство. 2) код вида доходов. П. 4 ст. 20 БК подразделяется доходы на:
3) код подвида доходов; 4) код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
Классификация расходов бюджетов – ст. 21:
Задача главного распорядителя – распределять бюджетные ассигнования. Главный распорядитель – президент, ГД, министерства, СФ, МГУ. Распорядитель - Получатель по линии министерства образования (оно распределяет цифры, на этом распределяется смета, определяются доходы и расходы) – УдГУ. Каждый бюджет имеет главных распорядителей, перечень которых устанавливается законом, решением о бюджете
Принципы и порядок распределения доходов и расходов между бюджетами. Принципы глава 5 БК: ст. 30, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 38.1 Порядок распределения доходов и расходов. Доходы между бюджета распределяются в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Доходы зачисляются на счета органов ФК, которые ведут учетов доходов и распределяют их между бюджетами ст.40. В зависимости от порядка зачисления в бюджеты доходы делятся на: - собственные доходы (закрепленные), ст. 47 – это доходы, которые закреплены за соответствующим бюджетом на постоянной основе налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций. В бюджет РФ – ст. 50, в бюджеты СРФ – ст. 56, местные бюджеты ст. 61- 61.2. - регулирующие – доходы которые поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов по ежегодно утверждаемым нормативам (то есть временный, на год). Бюджетное регулирование. Это частичное перераспределение бюджетных средств между бюджетами (в узком смысле). Методы бюджетного регулирования: - перераспределение доходов между бюджетами п. 5 ст. 56 субъекты РФ имеют права передавать собственные доходы в местные бюджеты полностью или частично, ст. 58, ст. 63: муниципальный район имеет право передавать собственные налоговые доходы в бюджеты поселений. - предоставление межбюджетных трансфертов ст. 6 средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации безвозмездно, безвозвратно в виде субсидий, дотаций, субвенций.
Дотация - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования; Субсидия - Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. Субвенция - Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Дотации. Субсидии, субвенции выделяются из специально образованных внутри бюджетов бюджетных фондов Получается, что термин бюджет включает в себя понятие бюджетный фонд, внебюджетный фонд отдельно.
Формирование расходов бюджета Ст. 6 расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета; Расходы бюджета формируются в соответствии с расходными обязательствами (!) расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; т.е. это обязанность Публичных образований предоставить средства из бюджета Расходное обязательство – должно принадлежать только 1му ППО и самостоятельно им исполняется Расходные обязательства обусловлены разграничением полномочий между органами государственной и местной власти (Конституция ст. 71 – 73- определяет предметы ведения, ФЗ от 6. 10. 99 об общих принципах организации законодательных, представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ (гл. Принципы разграничения полномочий между федеральными и региональных органов власти), Закон от 6. 10.03. № 131 Об общих принципах организации МСУ в РФ. (гл 3. Вопросы местного значения) Перечень расходных обязательств содержится в реестре расходных обязательств ППО, которые ведут финансовые органы соответствующего уровня (РФ – Минфин, УР – Минфин УР, Финансовые отделы администрации г. Ижевска). Расходные обязательства, включенные в очередной бюджет трансформируются в бюджетные обязательства и подлежит оплате в определенном законом о бюджете размере. бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году Виды расходных обязательств А) разовые (на 1 год) Б) Многолетние (многолетние государственные контракты) В) Постоянные (до отмены НА, кот устанавливает данное спорное обязательство) На осуществление расходных обязательств из бюджета выделяют бюджетные ассигнования – это предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств Расходы - 4 Бюджетные ассигнования - 3 Расходные обязательства - 1 Бюджетные обязательства – 2 Бюджетные ассигнования могут быть направлены только на ст 69. оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Сбалансированность бюджета Статья 33. Принцип сбалансированности бюджета Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Дефицит бюджета Меры по управлению дефицитом бюджета
Ненефтегазовый дефицит ФБ ст. 96. 7 (Это объем дохода федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов: налог на добычу полезных ископаемых, вывозные таможенные пошлины на нефть, газ, товары выработанные из нефти + доходы от управления средствами резервного фонда ст. 96.9 и фонда национального благосостояния ст. 96. 10) – расходы ФБ в финансовом году Нефтегазовые доходы, поступающие в ФБ направляются в: 1) На формирование нефтегазового трансферта ст. 96. 8 2) Резервного фонда ст. 96.9 3) На формирование фонда национального благосостояния 96.10 Стабилизационный фонд с 2008 г – резервный фонд и фонд национального благосостояния (разделились) Нормы касающиеся резервного фонда приостановлены до 2015 года.
Нефтегазовый трансферт п. 1 ст. 96.8
Бюджетный процесс. Нормативная база – БК часть 3, закон УР от 22. 05.08 о бюджетном процессе в УР Ст. 6 бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Принципы: Гл. 5 те же принципы: единство бюджетной системы – единые правила на всех уровнях; самостоятельность – на любом уровне органы осуществляют бюджетный процесс; единство кассы – реализуется через ФК; подведомственность расходов – осуществляются в соответствии с подведомственностью. Ежегодность – закон о бюджете действует 1 год, затем принимается другой год. Бюджетный од совпадает с календарным. С 1700 года. Указом Петра 1. Специализация бюджетных показателей – все показатели бюджета строятся на основе бюджетной классификации. Распределение полномочий в бюджетном процессе между органами различных ветвей власти.
Около 3 лет длятся 4 стадии. Это бюджетный цикл. 2 года 9 месяцев. Бюджетный процесс это деятельность, а бюджетный цикл – протяженность во времени.
Участники бюджетного процесса. Ст. 152, 164 I. Президент РФ (на всех стадиях) II. Законодательные органы власти: ст. 153 III. Исполнительные органы власти: a. Правительство РФ b. Финансовые органы (Минфин РФ ст. 165) c. ФК ст. 166.1 IV. ЦБ ст. 155 V. Органы государственного финансового контроля: a. Созданные законодательными органами власти ст. 157 (Счетная палата 167.1) b. Созданный исполнительными органами п. 2 ст. 157 (росфиннадзор ст. 166.2, ФНС) VI. Органы управления государственными внебюджетными фондами VII. Администраторы бюджетных средств: a. Главные распорядители п. 1 ст. 158 –> распорядители п.2 ст. 158 –> получатели ст. 162 (в т.ч. бюджетные учреждения ст. 161) b. Главные администраторы доходов –> администраторы доходов ст. 160.1 c. Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета –> администраторы источников финансирования дефицита бюджета ст. 160.2
Первая стадия бюджетного процесса. Федеральный уровень. Глава 20 Проект ФБ и государственных внебюджетных фондов составляется, утверждается сроком на 3 года. Составления проекта основывается на бюджетном послании президента РФ ст. 170 (но это никак не связано с началом составления проекта), прогноз социально экономического развития территорий ст. 173 (составляет минэкономразвития), основные направления бюджетной налоговой политики (составляет Минфин). Одновременно с проектом бюджета составляются: - сводный финансовый план ст. 175 – показывает удельный вес бюджетного сектора, сектора гос управления среди других секторов экономики. - долгосрочные целевые программы ст. 179 (например в приложении к ФЗ о ФБ соц развитие села, развитие образования, дети России и др.) - федеральная адресная инвестиционная программа ст. 179.1 - и др. Порядок и сроки устанавливаются правительством РФ.
Вторая стадия бюджетного процесса. Глава 21, 22. Правительство РФ вносит в ГД проект ФЗ о ФБ не позднее 1 октября + документы и материалы п. 4 ст. 192 + проекты ФЗ об утверждении отчетов об исполнении ФЗ о ФБ за прошлый год + проект ФЗ о бюджетах внебюджетных фондов на очередной год и др. + ЦБ до 1 октября представляет в ГД проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Проект рассматривается в комитетах и комиссиях ГД, затем в 3 чтениях на общих заседаниях. 1 чтение: 20 дней ст. 198 предмет ст. 199: прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета; приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены настоящим Кодексом; общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде; условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода; объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде; верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода; нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде; дефицит (профицит) федерального бюджета. Голосования большинством голосов. В случае отклонения в 1 чтении: а) создаются согласительные комиссии для устранения разногласий ст. 202 б) законопроект передается в правительство на доработку в) Госдума может поставить вопрос о доверии правительству ст. 202 2 чтение. 25 дней Предмет п. 2 ст. 205. Голосование большинством голосов. Вносятся поправки которые рассматриваются в комитетах и комиссиях, затем в ГД. 3 чтение. 10 дней п. 1 ст. 207 утверждается ведомственная структура (по главным распорядителям: президент, ГД, СФ, министерствам) расходов, голосованием в целом, без внесение поправок. Принятый Госдумой закон передается в Совет федерации ст. 208 и президенту п. 2 ст. 208. Совет федерации обязан рассмотреть в течение 14 дней.
Третья стадия – исполнение бюджета, глава 23. Исполнение обеспечивается правительством РФ ст. 215.1 на основе принципов единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляется ФК либо исполнительным органом субъекта РФ абз. 5 ст. 212.1. Казначейство открывает в ЦБ счета, через которые осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджета. Бюджет исполняется на основе:
Порядок исполнения бюджета по расходам ст. 219 1 этап – получатель принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения гос, мун контрактов (в пределах какой суммы он может заключать контракт). 2 этап – получатель оформляет платежные и иные документы (подтверждает денежные обязательства), направляет их в ФК. 3 этап – санкционирование оплаты денежных обязательств: ФК проверяет наличие документов (оснований для оплаты), совершает завершительную надпись (одобрение списания денежных средств). 4 – подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основе платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с бюджетного счета в пользу ф.л., ю.л., других бюджетов и т.д. Завершение операций по исполнению бюджетов происходит 31 декабря.
4 стадия бюджетного процесс – составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Гл. 25.1, 25.2. Единая методология и стандарты бюджетного учета и отчетности устанавливаются Минфином РФ. Получатели бюджетных средств администраторы доходов бюджетов, администраторы источников финансирования дефицита бюджета представляют бюджетную отчетность вышестоящим главным администраторам бюджетных средств, которые составляют сводную бюджетную отчетность и направляют ее в ФК п.1 ст.264.2, данная отчетность направляется в Минфин п.1 ст. 264.7, затем в правительство РФ, затме бюджетная отчетность направляется в счетную палату не позднее 1 июня, которая готовит заключение на отчет. Затем в Госдуму до 1 августа. ФЗ об исполнении ФБ до 1 октября дб принят п. 3 ст 264.11.
Ответственность за нарушение бюджетного законодательство. Гл. 28 – основной документ который содержит нормы об ответственности. В бюджетной сфере существую различные ПН: - преступления - АПН - бюджетные ПН (нарушения БЗ) гл. 28 (НА ЭКЗАМЕНЕ РАССКАЗЫВАТЬ ТОЛЬКО ТРЕТЬЮ ПОЗИЦИЮ) нарушение бюджетного законодательство - неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. Ст. 282 общий перечень мер применяемых к нарушителю БЗ (открытый): предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов – утратила силу!!!; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры. Иные меры: санкции налагаемые Минфином п. 2-4 ст. 166, п. 5 ст. 130 приостановление предоставления межбюджетных трансфертов.
Характеристика конкретных мер:
В случае, непредставления в установленный срок в орган ФК экземпляра требования с отметкой банка о закрытии счета, ФК оформляет постановление о приостановлении операций по счету, которое подлежит исполнению банком с момента получения и до закрытия счета получателя. По данному расчетному счету прекращаются все операции, за исключением по уплате налогов, а так же по перечислению сумм на лицевой счет ФК.
Основание применения мер принуждения – ст. 283. Перечень открыт. Ст. 289 – 306 раскрывают составы нарушений бюджетного законодательства. Особенности: БК регламентирует ответственность ю.л. (органов гос власти, получателей бюджетных средств), ответственность ф.л. определена в КоАП и УК. Какова юрид природа ответственности за нарушение бюджетного законодательства: 1 т.з. некоторые считают, что нарушение БЗ это особый вид ПН за который предусмотрена финансовая ответственность (Крохина, Карасева). 2 т.з. нарушение БЗ – разновидность административных ПН (Бахрах). Но в БК есть меры не встречающиеся в КоАП, КоАП устанавливает ответственность за 3 из 18 видов нарушений бюджетного законодательства (ст. 15.14, 15.15, 15.16). Отличие по объекту нарушения: понятие нарушения БЗ и АПН не совпадают. Отличия по субъективной стороне: для нарушения БЗ субъективная сторона не учитывается при применении всех мер принуждения, кроме штрафа. В БП все виды финансово правовых санкций не поглощаются друг другом, а применяются по принципу сложения. По КоАП ст. 3.3 предупреждение и штраф – основные административные санкции, не Мб применены одновременно. БК предусматривает одновременное применение предупреждения и штрафа ст. 292. предупреждение не относится к административным мерам ответственности. 3 т.з. комплексная природа ответственности за нарушению БЗ.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО. НК. Понятие и признаки налога. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Признаки: - обязательный - индивидуально безвозмездный - денежная форма - абстрактные платежи – при внесении в бюджет не имеют целевого назначения. Исключение: транспортный налог. Принципы налогообложения: ст. 3
Налоговая система РФ. Это совокупность действующих в данное время в гос-ве существенных условий налогообложения: система налогов и сборов, иных обязательных платежей, система налоговых органов, принципы налоговой политики, формы и методы налогового контроля. Современная налоговая система сформировалась в начале 90х. Проблемы налоговой системы: изменчивость НЗ, неудобство, запутанность, противоречивость налогообложения, низкая культура н/п.
Понятие налогового права и его источники. НП – подотрасль ФП, регулирующая общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов. Установление налога – его провозглашение в ФЗ, законно установленными являются налоги сборы перечисленные в ст. 13- 15 НК. Введение налога – принятие НА федерального, регионального или местного уровня, в котором раскрываются необходимые элементы налога. Взимание налога – его исчисление и уплата.
ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА. I. Внутригосударственные 1. Конституция РФ п. «и» ст.72 в совместном ведении ч.3 ст.75 система налогов, взимаемых в федеральный бюджет устанавливаются ФЗ. Ст. 57 всеобщность налогообложения 2. Законодательство о налогах и сборах (ЗоНС): ст.1 НК Законодательство РФ: НК (часть 1 и часть 2) и иные ФЗ по вопросам налогообложения. Часть 1 – своеобразная налоговая «Конституция». Часть 2 посвящена конкретным налогам. Законодательство субъектов РФ: законы субъектов, принятые в соответствии с НК. Закон УР «О налоге на имущество организаций» от 27.11.03. Закон УР «О транспортном налоге в УР» 27.11.02. Местный уровень: акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. 3. Подзаконные акты (не входят в систему законодательства): - Указы Президента РФ - Постановления Правительства РФ - Акты Минфина РФ (ст. 34 НК РФ; по вопросам налогообложения, но ФНС не наделена правом правотворчества). - Акты субъектов РФ II. Международные акты. А. Общеналоговые соглашения (конвенции) охватывают вопросы, относящиеся к взаимоотношениям государств об избежании двойного налогообложения, предотвращению уклонению от налогообложения. Б. Ограниченные налоговые соглашения, например, соглашения о налогах на наследство, соглашение об отдельных видах деятельности («Об устранении двойного налогообложения морских и воздушных перевозок). В. Соглашения по оказанию административной помощи по налоговым делам. Эти соглашения между налоговыми органами с целью обмена информации и усиления налогового контроля.
ВИДЫ НАЛОГОВ. 1. Налоги в зависимости от плательщиков: - с юридических лиц (организаций). Налог на прибыль, налог на имущество. - с физических лиц (налог на доходы, на имущество). - смешанного состава: и с организаций, и с физических лиц. Земельный, транспортный налоги.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |